Да, не удивляйтесь. Речь именно об этнических норвежцах, а не представителях русской диаспоры в стране фиордов и скальдов. Слова «помор», «поморский» для жителей этой страны, особенно ее северных губерний, вовсе не чужеземная экзотика. Достаточно сказать, что в Вардё (город-побратим Архангельска) регулярно проводятся Поморские фестивали, существует Поморский музей. Местная власть заинтересована в развитии культурных контактов между Поморьем и Финнмарком, в пропаганде поморской культуры - в Норвегии и норвежской - в России. Какой контраст с позицией властей предержащих в нашем регионе, которые игнорируют Поморский Новый год, не оказывают должной поддержки поморским культурным инициативам, зато с помпой отмечают юбилей ВЛКСМ и загоняют народ на первомайскую демонстрацию под тупо-оптимистическими лозунгами - дух «совка» неистребим! Впрочем, что там говорить об областной власти, когда власть федеральная упорно отказывает поморам в статусе коренной малочисленной этнической общности, несмотря на заявления авторитетных ученых и волю самого этноса, выраженную в ходе Всероссийской переписи 2002 года, когда более шести тысяч человек позиционировали себя как поморы! Наверное, ждать включения в Единый перечень КМН, поморам придется до Страшного суда. Или, может, до Страсбургского? Москва и Питер для поморов давно не мать и отец, а мачеха и отчим. А вот в Норвегии традиционную поморскую культуру чтят и сберегают.
История взаимоотношений двух народов уходит вглубь веков. Не всегда они были дружелюбными и добрососедскими. В средние века «мурмане» (норманны) совершали набеги на поморские берега. Так, в 1419 году они разорили Михайло-Архангельский монастырь, пожгли селения Кегостров, Цигломень и другие. Сей факт нашел отражение в летописях. Но и новгородские ушкуйники за компанию с чудью белоглазой (те и другие - предки поморов) вторгались с ответным недружественным визитом в скандинавские фиорды, захватывали женщин и увозили к себе в Поморье. Теперь ученые гадают, откуда у поморов взялись скандинавские гены. От этих вот полонянок! Конечно, «неистовство норманнов» - это ужасно, но и похищение чужих женщин «не ест карашо». Советская историография акцентировала внимание на набегах норвегов, оставляя вне поля зрения примеры мирного сосуществования и сотрудничества северных народов.
А таких примеров множество, о чем свидетельствует история нескольких предшествующих столетий. Тогда активно развивалась трансграничная поморская торговля; именно через посредство ближайших западных соседей поморы познакомились с кофе и ромом. Существовал даже язык межнационального общения «руссенорск» или «моя-по-твоя», составленный из наиболее распространенной лексики двух языков с вкраплениями англицизмов и финских заимствований. В качестве аналога можно привести т.н. «кяхтинский язык», имевший хождение в былые времена по обе стороны российско-китайской границы. После порабощения Поморья большевистской Москвой в 1920 году (наверное, наша «постсоветская» власть и эту трагическую дату будет отмечать в грядущем году как очередной юбилей?) немало поморов нашло спасение от политических репрессий в Норвегии.
А потом - десятилетия «холодной войны», противостояния и глухой вражды двух стран. Но и во тьме взаимного недоверия светлой страницей остается освобождение северной Норвегии советскими войсками 65 лет назад. Среди красноармейцев и моряков, очистивших Финнмарк от коричневой нечисти, большинство составляли поморы. И норвежцы хранят благодарную память об освободителях.
Новая страница истории открылась более 20 лет назад визитом в Архангельский порт «Паулины.» Тогда был дан старт к возобновлению взаимоотношений приполярных регионов двух стран. Конечно, груз взаимного недоверия и враждебности, унаследованный от времен «холодной войны», по-прежнему тяготит: споры из-за Шпицбергена (поморского Груманта), арктического шельфа, конфликты в сфере рыболовства (самый известный - дело капитана Яранцева).
Вспомним и полный запрет промысла гренландского тюленя (включая ВЗРОСЛЫХ особей), ударивший по начинавшему развиваться деловому партнерству наших рыболовецких колхозов и норвежской фирмы «Риберскин». В самой Норвегии тамошние бизнесмены, возвращающиеся из России, становятся объектом пристального внимания спецслужб - отзимок «холодной войны». Но виновниками всех этих препон являются Москва и Осло. Пока наши и ихние столичники выясняют отношения, чубы трещат у местных рыбаков, зверобоев, бизнесменов.
По инициативе поморской общественности в 2006 году был создан Международный почетный орден и интернациональный клуб «Поморское братство». Это - один из элементов структуры Национального культурного центра «Поморское Возрождение». Действует он при поддержке этнографического музея «Малые Корелы» и комитета по Международным связям администрации Архангельской области. Президентом клуба «Поморское братство» единогласно избран журналист, автор словаря поморского языка «Поморьска говоря» Иван Мосеев. Членами международного ордена поморов становятся наиболее выдающиеся россияне и иностранцы, внесшие весомый вклад в экономическое, политическое и культурное развитие Поморья, а также - дружеских международных культурных контактов с поморами. Все удостоенные почётного звания удовлетворяют главному требованию члена братства - имеют особый интерес к развитию поморской культуры. Решение о принятии в братство нового члена принимается исключительно коренными поморами. В июле 2009 года во время Поморского фестиваля в норвежском городе Вардё - побратиме Архангельска впервые за пределами России создано зарубежное отделение международного клуба «Поморского братства». Почетным кормщиком «Поморского братства» в Норвегии избран автор международного проекта Баренцев регион, специальный советник правления губернии Финнмарк Тур Робертсен.
Злые языки называют клуб «масонской ложей». Однако поморов это нисколько не оскорбляет, напротив, льстит. Быть великим кормщиком поморской лодьи ничуть не менее почетно, чем великим мастером масонской ложи. По крайней мере, масонское братство пережило и КПСС, и НСДАП, а «Поморское братство», надеемся, переживет своих хулителей и недоброжелателей. Да и за что их хулить-то: заговоров не планируют, кровь тюленьих младенцев не пьют, к власти относятся лояльно (вот только взаимности с ее стороны не хватает). Кстати, если уж помянули масонов, то в прошлые века масонство успешно распространялось как раз в морской среде - об этом можно прочесть у Р.Киплинга. Ф.Марриета и др. И в старом Архангельске оно процветало. Вклад поморов в достижение взаимопонимания между народами куда весомей, нежели у иных «прозападных» политических сил. Дай Бог, чтобы помор мог так же свободно ездить в Норвегию, как еврей в Израиль!
Анатолий Беднов, член НКЦ «Поморское Возрождение»