Сейчас на этот министерский портфель претендуют пять человек. За прошедшее со дня выдвижения кандидатов время лишь трое из них (Сергей Андреев, Елена Доценко и Анастасия Старостина) предложили хоть сколько-нибудь осмысленную программу работы. Однако и предложенные документы вызывают горькую усмешку: в ближайшие годы молодежь, спорт и туризм в области ожидают очень сложные времена - у потенциальных министров нет четкого понимания, как работать. Глеб Писаревский и Дмитрий Шарапов программ не представили вовсе (назвать опубликованную президентом Шараповым фразу «Активная молодежь» программой язык не поворачивается).
Все кандидаты (за исключением, видимо, Глеба Писаревского) считают себя специалистами в сфере молодежной политики. Так или иначе каждый из них посвятил часть своей карьеры работе с молодежью, а потому именно «молодежный блок» вопросов занимает в программах кандидатов до 90% общего объема. При этом никаких новых идей в сфере молодежной политики не предложено. Все названное писалось в аналогичных документах и 10, и 15 лет назад: волонтерство, стройотряды, жилье...
МОЛОДЕЖЬ
Потенциальные министры в процессе разработки своих программ не смогли «выйти за рамки» и предложить что-то действительно новое, уникальное для нашего региона. Практически все положения их программ касаются исключительно одной группы молодежи - студентов и так называемых «активистов» - тех, кто стремится к участию в общественной жизни региона, занимает активную жизненную позицию. Им будут и семинары, и обучение, и праздники, и работа... Фактически потенциальные «молодежные министры» сужают действие молодежной политики с категории «от 14-ти до 30-ти» до категории «от 17-ти до 22-х». То есть большая часть молодежи (старшие школьники и действительно работающая молодежь) будут выброшены на обочину жизни, поскольку не впишутся в установленные новым министром рамки - для них поддержка не предусмотрена.
А между тем, именно работающая молодежь и школьники представляют своеобразную группу риска. Первые - ввиду своей неорганизованности, вторые - ввиду недостаточного жизненного опыта. И, в первую очередь, поддержка нужна такой молодежи. В то же время студенты организованы достаточно хорошо, у них есть свои профсоюзы, работают студклубы, различные секции и т.д. и т.п. Высокий уровень организации помогает студентам отстаивать свои интересы в том числе и в областном правительстве, чего не скажешь о старших школьниках и работающей молодежи.
Понять сегодняшние областные власти и потенциальных «молодежных» министров можно: ввиду своей хорошей организации студенчество являет собой еще и политическую силу, которая в случае неудовлетворения ее потребностей может выйти на улицы города, провести массовые акции протеста и т.п. Кроме того, лидеры студенческой молодежи вхожи во властные кабинеты и могут отстаивать свои права.
Взаимодействие же с работающей молодежью нужно выстраивать «с нуля», придется «идти в народ», действительно изучать реальные проблемы молодежи, а политический результат будет смехотворный. Проще и эффективнее помочь одному студенту, который призовет своих сокурсников голосовать на следующих выборах за «нужных людей», чем помогать рабочему, который, в лучшем случае, проголосует только сам.
Интересная картина творится и со студенческими отрядами. Каждый претендент на министерское кресло пишет, что министерство будет искать работу для студентов, заключать договоры, брать их за ручку и приводить на строительные объекты. То есть отряды будут полностью зависимы от областных чиновников, никакой самостоятельности и инициативы.
Какой бесценный жизненный опыт даст такой стройотряд? Он только «поможет» воспитать «тепличную» молодежь - безынициативных работников, боящихся проявлять инициативу. Почему бы министерству просто не создать условия для появления таких отрядов, проводить разъяснительную работу, обучающие семинары (как не попасть впросак), оказывать юридическую поддержку. Все, что требуется от министерства - поддержка инициативы «снизу». И уже сама молодежь должна объединяться и выбирать объекты, на которых работать. Нужно приучать молодежь трудиться в условиях рыночной, а не плановой экономики.
СПОРТ
И если в сфере молодежной политики потенциальные министры хоть немного, но ориентируются, то в сфере спорта и туризма программы кандидатов очень и очень слабы. Создается впечатление, что «министры» даже не удосужились проконсультироваться или просто поузнавать из СМИ, какие виды спорта развиты в области, в каких видах спорта наши спортсмены добились успехов. Только общие фразы.
А между тем, по мнению депутата областного Собрания Бориса Высоких, именно физкультура и спорт, туризм являются объединяющими для всех слоёв населения - от детей до стариков. А потому и внимание к ним должно уделяться повышенное.
«Особое внимание нужно обращать на тот спорт, где занимается наиболее количество детей...» (из программы Анастасии Старостиной). Замечательный пункт программы! Но как это внимание воплотить в жизнь?! Посмотреть, как детишки занимаются спортом, поцокать языком и сказать: «Ай, как хорошо детишки играются»? Но ведь кроме этого следует заниматься и «взрослым» спортом - прошли уже те времена, когда взрослые просиживали вечера перед телевизором, в спортзалах все чаще можно встретить и взрослые группы. Какая им нужна помощь? В чем?
«Больше видов спорта, хороших и разных...» (из программы Сергея Андреева). В нашей области и так представлены многие виды спорта. Хоккей, хоккей с мячом, волейбол, футбол и многие другие. Но ни один из них не находится на подъеме. Ни один! И министру, в первую очередь, нужно решать, развитие каких видов спорта поддерживать бюджетными вливаниями, а какие - отправить в свободное плавание. И вот об этом видении хотелось узнать из программы будущего министра. Вопрос-то принципиальный.
Создается впечатление, кандидаты не особо работали над «спортивным» и «туристическим» блоками своих программ. Ведь молодежи, которая будет избирать их на областном форуме, глубоко «по барабану» до спорта и туризма. Главное для кандидата - пообещать удовлетворить потребность участников форума (а это будут, в первую очередь, студенты), а спорт для них - вторичен.
Большой минус всех программ - игнорирование интересов профессионального спорта.
А между тем, было бы интересно узнать, в каких видах спорта планируется сохранять или инициировать создание новых команд, какова будет судьба «Водника», будет ли возрожден волейбольный клуб «Динамо-Поморье» (волейбол, как известно, самый популярный вид спорта в Архангельской области по числу занимающихся), за чей счет и когда будет достроен бассейн на стадионе «Труд»? Почему провалена идея проведения тренировочных сборов российской лыжной сборной в Малиновке? Что будет сделано, чтобы вернуть российских лыжников с Урала на архангельскую землю? Что будет с хоккейным «Спартаком»? Кандидаты не пошевелились, чтобы узнать наши главные спортивные бренды, а уж про встречи и консультации со специалистами и речи, думаю, не шло.
«Такая работа предполагает выстраивание партнерского взаимодействия молодежь - власть - бизнес» (из программы Елены Доценко). Замечательная общая фраза! Бизнес к развитию спорта привлекать просто необходимо, но на каких условиях? Где зона ответственности власти, а где зона ответственности бизнеса? Бизнес не будет поддерживать архангельский спорт до тех пор, пока в области не появятся профессиональные команды в действительно популярных видах спорта: хоккей с шайбой, футбол, волейбол: в тех видах спорта, которым на центральных каналах отводится прайм-тайм. Приходя в спорт, предприниматель должен видеть, что у команды есть перспектива не только по «освоению» денег, но и по результатам на всероссийской и международной арене. Чтобы логотип компании, размещенный на хоккейном бортике или на форме игрока во время матча, сработал на всю Россию, принес финансовую отдачу. Если этого не будет, то ни о каком участии бизнеса в развитии регионального спорта можно даже не заикаться. О чем уж говорить, если даже «наш бренд» - команда «Водник» - не может найти серьезного инвестора, спонсора: хоккей с мячом в России не популярен, а потому ни о какой коммерческой отдаче от такой поддержки речи не идет. Бюджет поддерживает «Водник» лишь «потому, что надо, так повелось», а не потому, что команда приносит славу региону.
Я понимаю, что через полгодика после избрания министра при министерстве может появиться спортивная коллегия из представителей разных федераций, но организовывать работу, расставлять приоритеты придется сразу, с первого дня. А для этого уже сейчас, на стадии выборов, надо хотя бы немного вникнуть в основные спортивные проблемы региона, нужно встречаться, обсуждать, понимать. Всем очевидно, что в спорте сегодняшние кандидаты (за исключением, конечно, Глеба Писаревского - да и то не как чиновника, а как спортсмена), мягко говоря, дилетанты. И уже своими «кандидатскими» действиями необходимо показать заинтересованность в пополнении багажа профессиональных спортивных знаний. Желание узнать как можно больше о той сфере, в которой ты пока не профессионален, вызвало бы уважение специалистов, и такому кандидату можно было бы рассчитывать и на поддержку спортивной общественности.
А так, говоря студенческим языком, кандидаты пытаются проскочить «на шару».
А вот о туристической составляющей предвыборных программ кандидатов писать вообще нечего. Новые идеи в них попросту не находятся! О развитии туристической отрасли нашего региона с такими министрами можно забыть вообще.
Говоря о сегодняшнем уровне и качестве туризма, можно использовать только одну цифру - «ниже плинтуса». Туристическая сфера расширяется не благодаря, а вопреки действиям областных властей, появляются новые турбазы, охотничьи хозяйства, разрабатываются новые маршруты.
Соловки - это, конечно, хорошо. Но сегодня все больше «соловецких» туристов «подминает» под себя Карелия, откуда добраться до архипелага проще и дешевле.
«Создание новых туристических брендов» - такой пункт в различном его изложении можно найти во всех программах кандидатов. При этом не упомянуто ни одного существующего в области бренда, кроме Соловков и Малых Корел. А между тем, энтузиасты (не власть, а именно энтузиасты) на свой страх и риск уже ведут раскрутку новых «туристических брендов». Сольвычегодск - родина Козьмы Пруткова, Красноборск - родина Бабы Яги... А где же власть? В бытность Александра Донского мэром началась активная раскрутка бренда «Архангельск - родина снеговика». Да, этот бренд сегодня пытаются получить себе еще несколько городов в России, а потому, если ничего не делать для его поддержания на федеральном уровне, то мы его потеряем окончательно. И все к этому идет. Достаточно вспомнить историю уведенного Великим Устюгом у Архангельска бренда «Родина Деда Мороза», который обосновался на Вологодчине во многом благодаря поддержке московского мэра.
Перефразируя одного из кандидатов, скажу: «Не брендами едиными...» Как все понимают, туризм нужен области не только для того, чтоб хвастаться своими достопримечательностями, но и в первую очередь для наполнения регионального и местных бюджетов. В развитых странах доля налоговых поступлений от туристического бизнеса, в среднем, составляет 10-15%, в нашей области - около 0%. Потенциал для роста - колоссальный, но как добиться такого роста - об этом в программах кандидатов ни слова. А пока архангельские бизнесмены покупают новогодние туры... нет, не в Египет, Турцию или Тайланд, а в Швецию, Финляндию и Норвегию - в страны со схожими с нашими климатическими условиями, чтобы посидеть в новогоднюю ночь в лесах, порыбачить... Каждый такой турист - деньги, потерянные бюджетом Архангельской области.
Даже поверхностный анализ представленных кандидатами программ показывает, что писали их будущие и настоящие чиновники, не особо парясь: что смогли написать, сев один раз за компьютер, то и представили общественности. Причем создается впечатление, что «на бумагу» кандидаты выплеснули все свои знания по «министерским» вопросам, не советуясь даже со специалистами в сфере спорта и туризма. А такое отношение вызывает опасение: чиновник, возглавляющий «профильное» министерство и не умеющий разговаривать со специалистами в данной теме, опасен. Опасен не тем, что, например, не сможет развить туризм в области, а тем, что угробит даже имеющиеся наработки в данной сфере.
Антон Русанов