Реальное количество "настоящих" туристов вычислить легко: у области не так много туристических объектов - Соловки, Каргополье-Кенозерье, Пинежские пещеры и всеми забытый Сольвычегодск. Малые Корелы в этом списке даже не называю - абсолютное большинство посетителей этого уникальнейшего музея - сами архангелогородцы, но никак не "туристы". И это обидно - Малые Корелы вполне могли бы стать "архангельскими Кижами".
Так что, если не принимать всёрьёз утешительные цифры деятелей областного туризма, то результат плачевен: на Соловки (самый крупный туристический объект Архангельской области) приезжает всего 30-35 тысяч туристов, а все остальные объекты привлекают в сезон всего около 15-20 тысяч. Итого, наши областные бренды привлекают не более 55 тысяч человек в год. В четыре раза меньше, чем один малюсенький Ферапонтов монастырь на Вологодчине. Так что, это не туризм. Это слёзы.
Попытки создать другие туристические продукты (например, "деревня Кимжа") не то чтобы кончались провалом, но просто не начинались. Естественно, что когда-нибудь областные власти должны были подумать о развитии отрасли туризма, особенно в свете последних действий и заявлений Путина & Шойгу. И вот настал торжественный момент: "...В правительстве Архангельской области создана концепция развития туризма в регионе, согласно которой брэндом, привлекающим туристов, станет "Край северной сказки". Об этом сообщило информационное агентство REGNUM Новости. И если даже на заседании общественного совета по туризму это предложение вызвало жаркие споры, то мы можем со всей прямотой высказаться об этой инициативе: словосочетание "край северной сказки" брендом назвать нельзя. Это диагноз. Чтобы не казаться голословным хамом, объясню, почему.
Во-первых, обратим внимание на элементарные вещи. В русской литературе есть понятия "русская сказка", "северный фольклор" или "сказки народов Севера". Но понятия "северная сказка" попросту не существует. Так что создателей этого словосочетания можно поздравить: они изобрели новый вид сказок. Нам осталось дождаться следующих произведений сказочников, которые могут называться "программа развития туризма выполнена" или "годовой отчёт министерства по туризму".
Во-вторых. На вопрос члена совета Сергея Попова "...почему не раскручивать область с помощью бренда "Поморье", заместитель министра по молодежной политике, спорту и туризму Николай Евменов заявил, что "...правительство области проводило мониторинг, который показал, что потенциальных туристов больше "тянет на сказочных персонажей". Здесь мы не можем удержаться от язвительного замечания: это беременную женщину обычно тянет на солёненькое, а вот подозревать сегодняшнего туриста в сказкофилии не стоит: если туриста и тянет к чему-то, то это качественный турпродукт.
В-третьих. Замечание того же замминистра, что "...один из соседних регионов также использует сказочный бренд - "Родина Снегурочки", так что Архангельская область первопроходцем здесь не будет..." полностью соответствует правде. Это как раз тот случай, когда чиновник сам себя выпорол: потому что если сказочных персонажей уже давно и вовсю используют соседи, то конкурентные "сказочные" преимущества область уже потеряла. Потому повторение соседского опыта - это заявление о собственной творческой импотенции.
В-четвёртых: попытка с надутыми щеками представить очередное изобретение велосипеда всегда вызывает усмешку. Тем более, что велосипед под названием "Программа создания и развития туристско-рекреационной зоны "Поморье" и Программа действий "Поморский ход" была представлена ещё 4 года назад.
Вывод эксперта: бренд "Край северной сказки" создан людьми, имеющими такое же отношение к туризму Архангельской области, какое "северные сказки" имеют к её бюджету. Так что туризму Архангельской области в ближайшие годы просто не светит...
Фото: http://inguide.ru/data/gallery/index.php?PAGE_NAME=detail&SECTION_ID=120&ELEMENT_ID=626