Но сначала об идеологии. Сериалу «Школа» я посвятил свой первый авторский материал в новом году, назвав его «Пороки и пророки». Речь шла о том, кому нужно такое откровение на экране, которое впервые за последние годы показывали два раза за вечер? Видимо, с тем расчётом, чтобы в 18.20 зрелищем разудалых школьных будней насладились непосредственные участники учебного процесса, а на сон грядущий и их поужинавшие родители. Такой охват аудитории даже меня, далеко не пуританина, напрягал. К сожалению, после суровых детсадовских испытаний словарный запас сына-первоклассника пополнился отнюдь не парламентскими выражениями. Но хорошо уже то, что с любым незнакомым словом он подходит к нам с классическим вопросом «что такое хорошо, и что такое плохо?». Объясняем, как можем, иногда выкручиваемся, подбирая приличные синонимы. Но если эти слова летят с телевизионного экрана, какие могут быть сомнения в их печатности у ребёнка? Кстати, в многократно обруганной «Бригаде» главные герои частенько употребляли феню, но никогда мат. Сам бываю невоздержанным на язык, но от слова «насрать», вылетающего их девичьих уст в интерьере школьного буфета, меня натурально передёргивало.
Почему я начал смотреть сей неаппетитный сериал? Во-первых, профессиональный интерес, насколько можно упростить и удешевить съёмочный процесс почти художественной ленты. Во-вторых, поднявшийся шум вокруг оного, понимал, что тема будет иметь развитие. В-третьих, заинтересовало, какие ещё бастионы дозволенности падут на Первом государственном под напором талантливой молодёжи со средним кинематографическим образованием и спецпризом Каннского фестиваля.
В последнем Гай-Германика превзошла самые смелые мои ожидания. Так пальцы и загибал: вот фашиствующий учитель, вот явный намёк на оральный секс, вот дефлорация (сразу ДВЕ штуки), мальчишки целуются взасос, подросток рукоблудит в душе и т.д. Когда самоудовлетворением занялась молодая учительница (типа, педагоги такие же люди с теми же проблемами), я понял, что дело идёт к развязке. Удивительно, что не была затронута тема лесбийской любви, наверное, этот вид секса не входит в категорию личных предпочтений режиссёра. А так, полный набор, ни убавить, ни прибавить.
Смотрел и думал, неужели Костя Эрнст не в курсе отснятого материала, и этот набор увидят все возрастные категории зрителей? Однако после «олимпийского перерыва», «Школа» стала выходить только один раз, за полчаса до полуночи. Заметим, «до», а не «после», как вполне пуританский «Lost». Из этого следует, что политика канала осталась прежней - привлечь к просмотру максимальный зрительский сегмент, уступив общественному мнению в малом. А это значит, что расценки за минуту эфира в рекламном блоке «Школы» были запредельные, ибо это закон телевизионного бизнеса.
Так вот, смотрели мы с женой, смотрели, и увлеклись. Эффект любого длинного сериала, где действие не перескакивает сразу на десятилетия вперёд - ты начинаешь проживать экранную жизнь. И ничего страшного, бывало кино и покруче. Да, передёргивало, иногда хотелось оказаться на месте учителя и повозить наглецов мордой по столу. А еще гордиться, что сам таким не был...
Вот тут стоп! Действительно, наличие в моём классе фашиствующего элемента исключалось по определению. В нашем выпуске училось две армянские девочки, которых мы не отличали от себя. А на два выпуска старше верховодил Рубен Хачатуров, мастер, чуть ли, не по всем видам спорта. Несмотря на свой московский «разлив», говорил он с ярко выраженным грузинским акцентом (который чудесным образом исчез при поступлении в Военный институт иностранных языков, кузницу кадров советской разведки). И ничего, только шарм придавало. А уж если нашего Рубика кто-то назвал бы «грачом» или, того хлещи, «черно...ым», тот имел бы дело со всей школой. Но вот бытовой антисемитизм был, его приносили отпрыски партийной номенклатуры. Нет, в лицо «жид» никто сказать не мог, побоялся, но какое-то шушуканье за спиной подчас возникало. Если разобраться, то сейчас подъем национализма относительно того времени примерно равен росту тарифов на услуги ЖКХ за такой же период. Так что в этом смысле у Гай-Германики всё ровно. Тем более, что ярый скинхед Вадя в самом конце сериала осознал и перековался, а фашиствующий учитель отправился на бижу труда.
Что касается всего остального. Признаюсь, и мы рукоблудием занимались, правда, об этом говорить было неприлично. Наверное, этим же грешили и учительницы, среди которых было немало одиноких. Только мы об этом как-то не задумывались, других проблем в школьной жизни хватало. А ещё мы в старших классах познавали радости плотской любви с партнёршами (девочки, соответственно, с партнёрами) значительно старше нас. И при этом ухитрялись платонически гулять с одноклассницами по аллеям Репинского сквера. И эти две стороны нашего бытия не только не мешали друг другу, но и наоборот, дополняли. Ещё мы пили портвейн в подъездах, но параллельно до хрипоты спорили о достоинствах и недостатках последнего номера «Иностранной литературы». Иногда таскали книги из домашней библиотеки в «Букинист», и при этом ездили на другой конец Москвы смотреть «Зеркало» Тарковского.
То есть в нашей школьной жизни было практически то же самое, что и в сериале «Школа», просто она не была одномерной. Гай-Германика же сняла свой фильм через ракурс школьного сортира за пять минут до его влажной уборки. А можно было через парадный вход или через учительскую. Теперь теряюсь в догадках, или это Лера сама так жила, или продюсеры дали команду «не мудрствовать»? Не дай бог, зритель устанет, заснёт, время-то позднее, и назавтра не включит заветную кнопку.
Шум из-за сериала поднялся такой, что пришлось сказать своё веское слово в защиту подобных социальных экспериментов самому премьеру Путина. Похоже, старый питерский чекист позлорадствовал над шкрабами (словечко из «Республики ШКИД»): «Что задёргались, правда глаза колет?». По-моему это первый случай с брежневских времён, когда бровастый генсек спас от «полки» «Белое солнце пустыни». Не думаю, что Эрнст с Толстуновым что-то заплатили второму лицу в государстве за промоушн. Скорее, национальный лидер развлекался, глядя, какой раздрай внесла «Школа» в сплочённые ряды «Единой России», и выступил на наименее противной ему лично стороне.
Я же ждал официальной реакции от церкви. Потому что в уже упомянутых мною «Пороках и пророках» выдвинул версию о том, что главная цель скандального сериала убедить общество в необходимости введения в школьную программу «Закона Божьего». По принципу, пусть уж лучше православный батюшка будет ставить на путь истинный заблудших агнцев, чем Гай-Германика в паре с Ксюшей Собчак. Действительно, Патриарх Кирилл сказал своё пастырское слово, но без надлежащих акцентов. Я его понял так - не след церкви влезать в светскую ересь, это их проблемы.
Но к этому моменту я и сам понял, что ошибался. Ибо уже к 30 серии стало жалко того священника, которого пошлют к этим малолетним монстрам, они его порвут, как любого другого. Тем более, что тема церкви была преподана, скорее, в отрицательном смысле. Юные персонажи шарахались от неё, как черти от ладана, уверовавшая бабушка одной из героинь выглядела редкой занудой, священник, пришедший причащать умирающую от рака, вожделенно оттопыривал карман для конверта с подношениями. Подозреваю, это очередная авторская позиция, но, если такой заказ имел место в реальности, куда смотрит руководство телеканала? Нет, думаю, здесь цель другая, вот только какая?
Кто досмотрел сериал до конца, тот наверняка обратил внимание, что разврат, стычки, ругань и прочие гнусности закончились аккурат за две серии до финала. То, что развязка наступит, причем трагическая, я догадался ещё в марте. Когда стало очевидным - альтер эго самой Валерии Гай-Германики - несчастная эмо Аня Носова. Которую никто не понимает, которую приличные мальчики, пардон, трахнуть не хотят из чувства брезгливости, в том числе, и самый любимый. А хотят этого такие же неумытые уроды из её субкультуры, которых я для простоты понимания называю общим словом «панки». По той простой причине, что для меня их культура так же чужда и неприятна, как и тех, кто когда-то тусовался на Арбате с фиолетовыми гребнями на головах.
Я знал ещё до избиения Носовой своей одноклассницей Будиловой, которую почему-то считают главной красоткой класса, что второе «я» режиссера-постановщика ничем хорошим не кончит. Оставалось понять, будут это таблетки, крыша дома или рельсы в метро. Разгадку дала сама Лера, публично траванувшись из-за несчастной любви к Глебу Самойлову из «Агаты Кристи». Почему именно к нему, давно вышедшему в тираж рок-герою? А вы сами посмотрите, насколько он внешне похож на киношного Епифанова, по которому сохла бедняга Носова, один кудрявый кок чего стоит. Да и телевидение в выходные постаралось, показывая из передачи в передачу, как старательно именитая режиссерша лижет уши своему возлюбленному, а тот сидит чурбан чурбаном. Наверное, Эрнст на гонораре пожадничал, у музыканта с деньгами полный швах, не откажешься, вот на эту сумму и отрабатывает. А уж когда сама Лера официально объявила, что никого суицида не было, банальный «перепел», но сделала это только после развязки сюжета, окончательно стало ясно - нас купили. Но так незатейливо и изящно, что впору аплодировать.
Дальше можно было не смотреть, но я досмотрел. Дикий 9 «А» класс стандартной московской школы превратился в коллектив обычных тинэйджеров. Со своими проблемами, ошибками и непониманием взрослых, но без крайностей. Стерва-учительница, сплетница и завистница, на глазах превратились в беременную мамку, которая относятся к ученикам, как к собственным детям. Фашиста Вадю хоть в клуб интернациональной дружбы записывай, завтра, того и гляди, замутит роман с негритянкой (которая, к слову, по любому будет выглядеть цивилизованней его бывшей подружки Багиры). Родители сразу вспомнили, как они сами были школьниками, поняли своих чад, а те приняли их покаяние и вернулись в лоно семьи. Теперь, глядишь, до самого выпускного вечера не будут заниматься любовью за деньги или от скуки, только по большой и взаимной любви.
Правда, эту благостную картину подпортили последние кадры бесконечного сериала, в которых самая прогрессивная из учительниц напивается с 15-летней соплюхой и орёт с ней дуэтом под караоке. Собственно, за это и посадить могут, есть такая статья. Тем более, что подобные выходы в свет двух одиноких дам, порой, заканчиваются в общей постели, это тема так и осталась неотработанной. Более логичным было пустить финальные титры в сцене на кладбище, такая назидательность не была бы лишней. Я лично склоняюсь к мнению, что это Гай-Германика напоследок продемонстрировала свой строптивый и независимый характер. А заодно дала нам знать - «я ещё и не то могу».
Действительно, а что ещё может? В недавнем ночном интервью у Бергмана и Жандарёва Лера жеманно заявила, что в её ближайших планах снять фантастический триллер. Правда, не объяснила, как она представляет себе это жанр, ведь «Школа» тоже отнюдь не жизнеутверждающая комедия. И тут маститые киноведы сказали ключевое слово - «теперь зритель будет валить на имя Гай-Германики, что не снимай, хоть производственную драму».
И в этом они абсолютно правы, перед нами российское воплощение голливудского чуда. Двоечница Лера Чаганава, рождения которой так не хотел её папа по его же собственному признанию, без всякого ВГИКа становится мега-звездой отечественного кино. Пока малобюджетного, но лиха беда начало. И зря на неё нападают из-за того, что собрала в одном фильме всю школьную грязь. Точно так же действовал и Никита Михалков в «Утомлённых солнцем - 2», только его грязь военная. А вот в Каннах мэтра прокатили, девчушке же что-то дали, есть повод и позавидовать.
Есть классический пример того, как гений отечественного шоу-бизнеса Юрий Айзеншпис на спор сделал из безголосой подтанцовки Влада Сташевского полноценную эстрадную звезду. У меня складывается мнение, что примерно в таком же пари сегодня побеждает Константин Эрнст. Только призовой фонд неизмеримо больший, сериал-то вышел копеечным, в кадре нет ни одного мало-мальски известного лица. И это только начало, Лера явно попала в кабалу канала. Теперь ей не обязательно самой присутствовать на съёмочной площадке, рейтинг и кассу любой туфте создаст одно её имя. Ох, девочка, и повезло же тебе, не то, что нашему поколению...
Финал сериала «Школа» можно смело охарактеризовать поговоркой «Добро побеждает зло». Или, всё-таки, бабло побеждает? И было ли в том сериале это самое добро? Видите сколько вопросов, куда там Тарковскому или Феллини. Грядёт эра Гай-Германик!
Но почему мне от этого так неуютно?..
Леонид Черток