В воскресенье, 23 мая, уже было приготовился к бессонной ночи под фанатское «Оле, оле, оле, оле Россия - чемпион!». Ан нет, проиграли в финале чемпионата мира по хоккею чехам 2:1. И расстроились так, как не расстраивались после поражения Словении, когда нам «улыбнулась» путёвка в ЮАР.
Теперь сетуем - «как могли продуть каким-то чехам, когда в четвертьфинале порвали канадцев 5:2». Обратите внимание, ключевое слово в этой фразе «порвали», на одном из архангельских сайтов прочитал, что такой разгромный счёт нехарактерен для соревнований такого уровня. Как так?! Прекрасно помню чемпионаты мира своего детства. Сборная СССР там выигрывала и 10:2, и 21:1 (кажется, у поляков), и тех же канадцев делала с ещё большим счётом. Из чего следует вывод - российская сборная на фоне своей советской предшественницы просто стала хуже играть, как минимум, меньше забивать. Примем это как неизбежную данность.
И, что значит «какие-то чехи»?! Не какие-то, а исторически очень сильная команда с победными традициями, периодически дравшая, что нас, что канадцев, как Сидор своих коз. До сих пор помню их имена, звучавшие так же гордо и грозно, как Харламова или Эспозито - Недоманский, Холичек. Или взять современную звезду НХЛ Яромира Ягра, дорабатывающего сегодня до пенсии в нашей КХЛ. Тоже, между прочим, этнический чех, на которого равняется их национальная сборная.
Просто хоккей - это игра, не устаю об этом повторять минимум раз в году. С канадцами фишка легла, наши парни летали по площадке, у них всё получалось. С немцами вышло посложнее, хотя уровень этих сборных даже сравнивать смешно, не говоря уже о чемпионских традициях. А вот со сборной Чехии что-то не получалось. Скорее, просто не везло, шар никак не шёл в лузу... пардон, шайба в ворота, коньки плохо скользили. Так и у меня частенько бывает, один материал летит из-под клавиатуры, как на крыльях, а другой вымучиваешь, и сам, порой, не понимаешь, в чём тут дело. Кто пишет, тот меня поймёт.
Так вот, это прекрасно понял президент Медведев, который искренне поблагодарил игроков сборной за интересный хоккей. Да, проиграли, с кем не бывает, но зрители-то кайф от игры словили, за тем телевизор и включаем. А вот премьер Путин промолчал, хотя в победных ситуациях он первым дозванивается (или о нём первом сообщают?). Понятно, что ему не до красот игры, ему нужна только победа, как национальному лидёру.
Вот и наша хоккейная дружина подхватила это настроение, демонстративно сняв с шеи сразу после награждения серебряные медали (о которых большинство участников мирового чемпионата и грезить не смеют). Чем безусловно обидела тех же немцев, швейцарцев и словаков, «нам с вами в одной компании западло». И кажется мне, что в следующий раз эти парни озлобятся, напрягутся, и покажут нам настоящую «кузькину мать», мы же останемся со своим «синдромом Плющенко», Представляете, если это произойдёт на Олимпиаде в Сочи? Хоть эмигрируй потом от позора...
В то же злосчастное воскресенье жюри Каннского фестиваля смертельно обидело нашего Никиту Михалкова, не вручив ему даже самой завалявшейся утешительной «Пальмовой ветви». Правда, наши СМИ сообщают, что зрители фестиваля устроили настоящую овацию «Утомлённым солнцем - 2». В то время как их зарубежные коллеги свидетельствуют, что с просмотра российского мега блокбастера народ, если и не валил валом из зала, то уходил без тени сожаления.
Прежде всего, меня в этой истории интересует вот что - а зачем вообще Никита Сергеевич явился в Канны? Помнится, когда его в 94-ом году обнесли с главным призом, дав лишь за «лучшую режиссуру», он в порыве гнева кричал, что ноги его больше не будет на набережной Круазет. И это в то время, когда остальная кинематографическая Россия, находясь в глубокой финансово-творческой заднице, просто обмирала от восторга - «вот это успех отечественного кино!». И если кто-то, тем более великий, чьи слова помнят десятилетиями, когда-то отказал самому престижному из европейских фестивалей в своём признании, то надо быть последовательным. Иначе, он никакой не великий, а обычная рефлексирующая дешевка.
Между прочим, в тот год у Михалкова в Каннах был такой конкурент, что впору гордиться. Именно после «Криминального чтива» Квентин Тарантино стал настоящим классиком жанра, открывшим до этого невиданный стиль монтажной сборки, когда сюжетные ходы переплетаются в причудливую вязь. Ну, а то что стреляют, что много крови, что сплошной криминал... Так и после и потом этого добра у культового режиссёра было ещё больше. На то и чёрная комедия, что ничего нельзя принимать за настоящее, особенно, отношение героев к жизни. Помните предупреждающий титр в некоторых экстремальных телепередачах - «не пытайтесь повторить увиденные трюки самостоятельно»? Вот и здесь абсолютно то же самое...
Ну, а что «Утомлённые солнцем, 1 часть»? Актёрский состав блистательный, ни убавить, ни прибавить, сценарий хорош. Только те, кто понимает, сразу догадались - сын Никита пытается объяснить (и оправдать) старые подлости своего обласканного кремлёвскими вурдалаками батюшки Сергея. Хороший детский поэт, но при этом, по свидетельству современников, просто никакой человек. Он даже застрелиться от стыда не пытался, как Фадеев, всё божья роса.
Достойно понимания и уважения то, что сын доступными ему средствами решил заступиться за отца. Хотя на тот момент на Сергея Михалкова уже никто и не наезжал, запал прошёл. К чести Никиты, когда-то в более актуальное время он встал на защиту Сергея Бондарчука, что до сих пор расценивается среди кинематографистов нравственным подвигом. Вот и приз за режиссуру он получал в Каннах больше по совокупности заслуг в деле демократии и перестройки, за особую гражданскую позицию, а не за художественные достоинства. А ещё за интерес мира к новой России, тогда он не успел сойти на нет. Своеобразная материальная помощь, дающая российскому фильму преимущество в прокате. Так вот, первые «Утомлённые», как и последующий «Сибирский цирюльник», так и не окупились. В основном из-за того, что в отечественных кинотеатрах в это время торговали чем угодно, только не кино. Теперь всё по-другому, Михалков решил показать, как собирается касса. И мимо...
А на что, собственно, он рассчитывал? Безумный по российским меркам бюджет ленты, не в последнюю очередь, обусловлен тем, что даже в эпизодах задействованы российские звезды, чей съёмочный день стоит никак не меньше 5 000 баксов. То есть, столько они стоили до глобального кризиса, сейчас и за две штуки снимаются - не чирикают. Но это же Михалков, это же барин-гуляка. Он всегда платит по высшему разряду, не скупясь на чаевые.
Засада в том, что наш зритель кардинально отличается от американского, да и от европейского тоже. Он никогда не покупает билет именно на Меньшикова, именно на Миронова, именно на Дюжева. Это там, в другом мире, в биографии Джулии Робертс не было ни одного кассового провала, хотя девушка и снималась в страшном г..., прости господи. Нет, наш зритель в этом плане интеллектуал, он идёт и на режиссёра, и на сюжет.
И вот тут Михалков попался на собственный промоушн, перепутав западного зрителя с отечественным. Многих из потенциальных приобретателей билетов в кинотеатр сразу настроил на критический лад слоган рекламной кампании: «Великий фильм о великой войне». Слишком много великого было в нашей истории, особенно людей, которые по прошествии времени оказывались полными ничтожествами и бездарями, хорошо не преступниками. Да и ясно было сразу - это не народ «Утомлённых - 2» великими назвал, и даже не самый благодарный из михалковских зрителей - Владимир Путин. А он сам, всесильнейший из всесильнеших в отечественном кинематографе. Такая нескромность оттолкнёт не только эстета, но и простого работягу, жаждущего пива и зрелищ.
Ещё обратный эффект дал скандал с Союзом кинематографистов. В том мире это работает, лишь бы был повод, хоть авторов в зоофилии обвиняй. У нас же народ проницательный, разбирается в тонкостях взаимоотношений внутри творческой элиты, там у Михалкова далеко не всё гуд.
Вот и получается, что народ наш, хоть и заинтересовался фильмом, но не захотел тратить свои кровные, решил обойтись контрафактом из Интернета. Был такой исход предсказуем? Вполне. Думаю, Каннами Никита Сергеевич хотел реабилитироваться и перед своими инвесторами, и перед друзьями из власти, и перед коллегами по работе.
Что даёт право на такое предположение? Очень просто, иначе Михалков не стал бы последний месяц влезать в телеэкран по поводу и без повода, как бы создавая вокруг себя победную ауру. Но и здесь он сделал роковую ошибку, несколько раз повторив в различных интервью, что теперь для него «кинокритика зарыта на три метра под землю». Конечно, имелись в виду отечественные киноведы. Однако, любая мысль материально, слово - тем более, и часто понятно без перевода. Результат на обиженном лице мастера.
Кстати, кто-нибудь последнюю неделю видел его лицо? Я лично нет. И это вселяет надежду, что когда-то любимому всеми киношниками правильному пацану Никите хватит мудрости и мужества не кидаться в иностранных коллег дерьмом, а принять поражение достойно. Как бы там ни было, а Михалков у нас один, по нему равнялись, с него брали пример.
Ещё одну оплеуху национальному самолюбию Россия получила от «Евровидения». Наш Пётр Налич завоевал лишь 11 место, видимо, его репертуар оказался слишком сложным для попсового восприятия. А жаль, он первый из наших певцов за всю историю конкурса, чья музыка и манера исполнения нравятся мне почти без оговорок. При этом отдаю себе отчёт, что мои вкусы специфические, и не совпадают с массами, голосующими sms. Но есть уверенность, что этот недавний Интернет-певец доволен и весел даже при таком раскладе, за это говорит его музыка. Вот на кого надо равняться!
Впрочем, это в равной мере относится ко многим представителям российского творческого андеграунда. А вот подняли наверх, пустили на ТВ, не успеешь оглянуться, как нормальный человек стал жлоб жлобом. Обидно-с...
Леонид Черток