«Золотой Лев», которого получил Никита Михалков, для венецианского фестиваля - абсолютное новшество. Как правило, Львы вручаются либо за вклад в кинематограф - такую статуэтку в этом году получил американский режиссер Тим Бертон, - либо за лучший фильм. Этой награды на 64-м фестивале удостоился Энг Ли с фильмом «Порочная связь» (Lust, Caution).
Награда, полученная Михалковым, была объявлена не среди главных призов, а примерно посередине церемонии закрытия, между призом за лучшую работу начинающей актрисы и призом за лучшие женские и мужские роли. В общем списке призов, распространенном организаторами фестиваля, она идет девятой, с формулировкой «за творчество в целом и за подтвержденные в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом».
Сам режиссер, польщенный вторым золотым львом в своей коллекции (первого он получил в 1991 году за фильм «Урга - территория любви»), тем не менее, подчеркивает, что для него важнее всего было снять «12» в том виде, в котором он снял эту картину, и добиться ее признания у зрителей, прежде всего - у зрителей российских.
"Я бесконечно благодарен всем русским актерам. И я очень счастлив, что они были рядом", - сказал РИА Новости Михалков, принимая поздравления по телефону.
Получая премию, Михалков заявил со сцены: "Во-первых, я хочу поблагодарить замечательных русских артистов. Во-вторых, поскольку нам дали премию по совокупности, я хочу поблагодарить нашу группу - оператора Влада Опельянца и продюсера Леонида Верещагина. Я хочу поблагодарить жюри, состоящее из великолепных режиссеров. Очень трудно получить их признание. И последнее: Италия ко мне благосклонна, и я бесконечно ей за это благодарен".
"Я ничего не ждал, потому что я искренне верил, что эта картина в основном рассчитана на российского зрителя. И самое поразительное, что я вчера впервые смотрел ее сам - вместе со зрителями. И когда я смотрел картину и слушал реакцию зала, я поразился тому, что она была такой же, как я хотел бы получить в России. Меня это так удивило и обрадовало, что я стал думать, что может быть мы что-то получим", - признался режиссер на пресс-конференции.
"Человек - существо жадное. Сначала говорит, что ему все равно и ничего не надо, потом начинает надеяться, что что-нибудь дадут", - добавил он.
В интервью, данном РИА Новости еще до получения награды, Никита Михалков говорил, что снял эту картину, чтобы заставить задуматься каждого зрителя, и, прежде всего, - в России.
"Я не думал, что этот фильм так неожиданно личностно воспримут здесь, в Европе. Прежде всего, это фильм для России и про Россию. Для меня он важен как повод задуматься - мне кажется, что настала пора говорить вслух то, о чем мы все шепчемся, ибо если не говорить, мы ничего не изменим и ничего не добьемся", - рассказал Михалков в интервью РИА Новости.
"12" - вариация на тему классической ленты Сиднея Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Речь в фильме идет о двенадцати присяжных, которым предстоит вынести вердикт по делу чеченского подростка, который обвиняется в убийстве своего приемного отца, русского офицера.
Присяжных играют Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Юрий Стоянов, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Сергей Газаров, Александр Адабашьян, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий и сам Никита Михалков.
"Почти все двенадцать кроме одного готовы к тому, чтобы десять минут потратить на это и разойтись, будучи уверены в том, что они сыграли в правосудие. Но в этом и есть проблема: нет неважной человеческой жизни. Для Бога дворник и министр равны. А мы об этом в нашей стремительной жизни забываем", - утверждает Михалков.
Режиссер также процитировал классика русской литературы Ф. Достоевского, что "очень легко любить весь мир, но очень трудно любить одного человека".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников