Рахимов с самого начала сделал ставку на национализм и создание такой системы власти, главные посты в которой могут занимать только этнические башкиры. Хотя их-то в республике лишь около 20% населения. В аналитической записке, на которую сегодня ссылается «Независимая газета», прослеживается путь Рахимова к власти с начала 90-х годов, когда на первом этапе он стремился избавиться от опеки федерального Центра и конкурентов внутри республики. Подробно описываются все президентские предвыборные кампании Рахимова, вокруг каждой из них обязательно разгорался скандал.
Например, указывается в документе, выборы в 1993 году, проведенные совсем недемократически, не были дезавуированы лишь потому, что в Москве в это время шла своя междоусобная война. А выборы 1998 года, результаты которых уже практически были отменены по приказу из федерального Центра, спас дефолт. Впрочем, как ни парадоксально, но именно очередное переизбрание Рахимова - в 2003 году - и стало концом его политической самостоятельности. Потому что выиграть выборы ему позволила именно Москва.
Значительная часть документа посвящена взаимоотношениям и политической борьбе отца и сына Рахимовых. Муртаза Рахимов сначала активно продвигал Урала Рахимова на самый верх республиканской власти, а потом так же активно его оттуда свергал - когда понял, что сын намерен руководить сам, не слушая старших. Тем не менее, уверяет автор аналитической записки, даже из заграницы Урал продолжает серьезно влиять на кадровую политику президента.
Хотя именно из-за истории с приватизацией башкирского ТЭКа компаниями Урала, отмечается в документе, старший Рахимов очень сильно потерял в популярности прежде всего у русскоязычной части населения республики. Одним из ближайших сподвижников младшего Рахимова в тексте называется нынешний премьер республиканского правительства Раиль Сарбаев. И тут, судя по всему, и проявляется политический смысл данного доклада. Например, источники «НГ» в республике указывают, что Сарбаев серьезно рассчитывает стать преемником. В аналитической записке об этом говорится напрямую.
Несмотря на вышесказанное, парламент Башкирии уже утвердил президентскую пенсию в границе трёх его должностных окладов, что-то около 750 000 рублей. Депутатов можно понять, «лишь бы ушёл поскорее». Но какой пример для подражания остальным губернаторам, чьё переназначение на новый срок представляется более чем сомнительным. Впрочем, не будем показывать пальцем...