Большинство граждан страны резко отрицательно отнеслось к инициативе увеличения возраста, при котором возможен уход на заслуженный отдых, проявленной ранее министром финансов Алексеем Кудриным. Глава финансового ведомства объяснял, что только таким образом можно решить проблему дефицита Пенсионного фонда. Заявление г-на Дроздова также было встречено в штыки.
Помимо недовольства граждан, существуют и объективные причины, не позволяющие увеличить пенсионный возраст прямо сейчас. Это большое количество пенсионеров-льготников, получивших пенсию раньше положенного по закону срока и, тем не менее, продолжающих работать, которых может стать еще больше, что спровоцирует дефицит рабочих мест. А также проблема досрочных выплат пенсий, не решенная до сих пор.
Кстати, ранее премьер-министр Владимир Путин заверял, что повышения возраста не будет, а правительство «даже не занимается этим вопросом». Что очень напоминает очередной пиар-ход, многократно повторяющийся - народ начинает паниковать и безумствовать, но тут появляется «спаситель нации» и заявляет своё твёрдое «нет». Старички счастливы и голосуют «как положено»...
Ну, а если убрать политическую составляющую (хотя куда без неё за полтора года до главных выборов), оставить только бытовую и экономическую?
В своё время низкий пенсионный возраст советских женщин спас меня от фатального изменения судьбы. Родители были заняты творческой карьерой, не вылезали с гастролей и киноэкспедиций, что-то менять в своей жизни не желали. А тут под ногами мешается первоклассник, которого, как минимум, надо встретить из школы и накормить. Группа продлённого дня не панацея - съемки не всегда заканчиваются в 6 часов, а вечерние спектакли так вообще начинаются в 7 вечера. Выход подсказал дядя-офицер - отдать разгильдяя в суворовское училище, в чём обещал содействие. А это в те годы означало прямой путь в военное училище, далее в офицеры минимум на 25 лет, соскочить с военной карьеры было можно только по состоянию здоровья.
И тут моя бабушка совершила настоящее самопожертвование, ей как раз исполнилось 55 лет. Работала она лаборанткой в Гидропроекте, оклад был невеликий, выручали «полевые». Советское государство осыпало её «золотым дождём» в 60 рублей в месяц. Кто не знает или не помнит, на эти деньги с голоду не умрёшь, но и мясо себе позволишь не чаще двух раз в неделю. Если, конечно, нет своего приусадебного хозяйства, а откуда оно возьмётся в центре Москвы? В общем, спасла меня баба Сима от портянок в раннем возрасте, поклон ей за это.
Впрочем, и моего дядю-офицера она спасла от кары неминуемой. Отслужив срочную, я ему прямо сказал - «если бы ты меня тогда сплавил в суворовское, сейчас убил бы за испоганенную жизнь». С тех пор не общаемся, но это уже совсем другая история.
А вспомнил я это вот к чему. Все знают, в каком дефиците сегодня детсады и ясли, очереди в них растягиваются на несколько лет. Некоторые нерадивые чиновники и главы МО советуют сдавать не пристроенных малышей на руки бабушкам. Хорошо тем из родителей, у кого есть такая возможность, да ещё доходы позволяют доплачивать к пенсии, иначе сложно прожить. Но при повышении пенсионного возраста данная проблема принимает глобальные масштабы, ибо именно 55 лет являются примерной границей появления в среднестатистической российской семье третьего поколения.
Кто-то может отмахнуться, мол, мне о пенсии рано думать. Ох, не скажите, мы сами отмахивались так же в свои 25, но не успели оглянуться, как пришла пора собирать документы о среднем заработке. А уж в заре перестройки, открыв первый кооператив или молодежный центр при райкоме комсомола, презрительно сплёвывали - меня мои предприятия прокормят лучше, чем государство. На деле же из всех многочисленных знакомых только пара-тройка человек не будет материально зависеть от размера пенсии. И то ещё не факт...
Конечно, в отношении каждого россиянина к планке пенсионного возраста есть много индивидуальных моментов, как физического, так и психологического свойства. Кто-то и в 50 лет ощущает себя дряхлым и немощным, жалуясь на многочисленные болячки, а кто-то в 65 порхает как бабочка. И дело не только в здоровом образе жизни, но и в генетике. Мой однокашник, старше меня на два года, в прошлом один из лучших спортсменов школы, сегодня выглядит на все 70, чувствует себя на столько же, и говорит, что мужчины в его роду очень быстро старятся.
А еще важна профессиональная состоятельность, проще говоря, лентяй ты или трудоголик. Тут многое зависит от избранной сферы деятельности. Люди творческих профессий, как правило, уходят на заслуженный отдых «вперёд ногами». Но многие с молодости мечтают о том дне, когда будут утром подниматься не по будильнику, и расписываться не в рабочей ведомости, а в пенсионной на почте. И последних, поверьте, подавляющее большинство. Впрочем, это общечеловеческая проблема.
Если же говорить конкретно о России, то наш человек избалован годами советской власти, когда одни делали вид, что работают, а другие - что им платят. Наши зарплаты были настолько ничтожны, а ассортимент жизненных благ скуден, что выход на пенсию часто вообще не отражался на качестве жизни. Ведь в магазинах лежала колбаса одного сорта и брюки пошива фабрики «Большевичка», а о машине бесполезно было мечтать, что на работе, что на пенсии.
Сегодня появилось, на что тратить деньги, лишь бы они были. Вот это-то и есть главная психологическая проблема. Пенсионеры западного мира проводят свою старость в удовольствие, коротая зиму на африканских и средиземноморских курортах - не жарко и не холодно, то, что доктор прописал пожилому организму. Их же российские ровесники мучаются вопросом, как дотянуть до пенсии на старых запасах крупы.
У них и здесь сегодня проблемы, галопирующий рост цен на гречку обсуждается на самом высоком уровне. Наверное, у иностранцев создаётся впечатление, что мы только ей и питаемся. Хотя, мне кажется, в этой «гречневой лихорадке» больше социалистических атавизмов, чем реальной угрозы. Нас столько лет приучали к дефициту, потом недолго радовали изобилию, что народ не успел растерять навыки делать стратегические запасы. Опять же его всегда можно отвлечь от других проблем. «Какой там разгон «несогласных», когда греча дорожает?!». Вот видите, от политики никуда не денешься...
Наверное, у государства нет другого варианта в будущем, как поднять возрастную планку выхода на пенсию до общемирового уровня. Особенно странным выглядит разница в пять лет у мужчин и женщин. Мы, между прочим, живём значительно меньше, по статистике не дотягиваем и до 60, среднестатистическое продолжение жизни в 69 лет, как средняя температура по больнице. Получается, у нас и теперь на пенсии побалдеть немного шансов, что же будет дальше, где справедливость?! С другой стороны, вокруг полно военных и милицейских пенсионеров вполне репродукционного возраста. У последних качество службы такое, что им и тысячу рублей пенсии жалко. Тем не менее, говорить о продлении трудовой жизни морально лишь тогда, когда срок жизни физиологической увеличится хотя бы до 75 лет.
Впрочем, сам давно на пенсии. И с чего только разговорился?..
Леонид Черток