Напомним, что ранее надзорная
жалоба Марины Бредис в Президиум Архангельского областного суда была отклонена,
в этой жалобе обосновывалась неправомочность включения в МРОТ всех надбавок
(северных, компенсационных и т.д.), вследствие чего МРОТ в регионе гораздо ниже
прожиточного минимума. Несмотря на то, что решения Верховного Суда еще нет, по
существующим правилам, Бредис М.М. имеет право обратиться в Европейский Суд.
Сестра- хозяйка просит Европейский Суд по правам человека в соответствие с
положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. ст. 8, 14,
17), а также Протокола № 12 данной Конвенции признать ее жертвой
дискриминации со стороны государства России в сфере труда в зависимости
от места жительства.
Рассмотрение дела, как правило, занимает продолжительное время, однако в случае
выигрыша, сумма компенсации лично для Бредис М.М. составит 2-3 тыс. евро, а,
самое главное, отменяются неправомочные решения судов РФ. А это уже коснется
многих бюджетников.
Ниже мы приводим полный текст жалобы Марины Бредис:
В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
THE REGISTRAR EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
F - 67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE - ФРАНЦИЯ
от Бредис Марины Михайловны, Россия, г. Архангельск
Ж А Л О Б А
на нарушение прав человека со стороны России в отношении меня.
Я, Бредис М.М., гражданка Российской Федерации проживаю и работаю в г. Архангельске. Город Архангельск Правительством России отнесён к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Минимальный прожиточный уровень для трудоспособного населения в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, определяемый по единой общероссийской методике, из-за удаленности и суровых климатических условий, значительно выше общероссийского. По Трудовому кодексу РФ и федеральному закону № 4520-1 от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», с целью выравнивания уровня жизни граждан в вышеуказанных районах, Правительством России введены районные коэффициенты и северные надбавки, начисляемые на заработную плату граждан. В частности, для города Архангельска Правительством России установлен районный коэффициент на уровне 1,2, а северная надбавка - 0,5. Данные нормативные правовые акты действуют по настоящее время.
В Кодексе Законов о Труде СССР, РСФСР, Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 года (федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 года) регулярно в зависимости от минимального прожиточного уровня трудоспособного населения устанавливалась минимальная заработная плата по стране в целом. Для работающих граждан Архангельской области на данную минимальную заработную плату начислялись районный коэффициент и северная надбавка, если она заработана.
В Трудовом Кодексе Российской Федерации, в редакции федерального закона от 30.06.2008 года № 90-ФЗ, в статьях 129, 133 ТК РФ вместо минимальной заработной платы появился новый термин - минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который полностью отождествлялся с термином - минимальная заработная плата.
При «совершенствовании Трудового кодекса РФ» в 2007 году (федеральный закон № 54-ФЗ от 20.04.2007 года) понятие и расшифровка термина «минимальный размер оплаты труда» из Трудового кодекса РФ исчезли. Власти всех уровней, начиная с местной до федеральной власти, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) уже не признают заработной платой и отказывают в начислении на МРОТ районного коэффициента и северной надбавки. Суды, начиная с Архангельского областного суда и кончая Верховным Судом Российской Федерации, так же не признают минимальный размер оплаты труда (МРОТ) минимальной месячной заработной платой для работника, полностью отработавшего месячную норму труда, и отказывают в начислении на МРОТ районного коэффициента и северной надбавки.
Однако данное утверждение властей и судов Российской Федерации входит в противоречие с положением Конституции Российской Федерации (ст. 15 пункт 4) о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. В соответствие с Конвенцией Международной Организации Труда относительно защиты заработной платы от 01.07.49г. № 95, ратифицированной СССР в 1961 году, а Россия правопреемница СССР, в статье 1 даётся понятие термина заработной платы: «заработная плата означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».
Примерно такое же толкование термину минимального размера оплаты труда (МРОТ) даёт и Конституционный Суд Российской Федерации в своём Постановлении № 11-П от 27.11.2008 года: «по смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума».
В соответствие с указаниями Конституции РФ в Трудовом кодексе РФ в ст. 10 даётся приоритет правилам международного договора над правилами Трудового кодекса РФ.
Исходя из вышесказанного, минимальный размер оплаты труда - это минимальная месячная заработная плата в Российской Федерации работника полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности).
Федеральные нормативные правовые акты о начислении на заработную плату районного коэффициента и северной надбавки фактически продолжают действовать, но при изъятии и отсутствии, в настоящее время, расшифровки термина минимального размера оплаты труда в трудовом законодательстве, действующие нормативные акты в Российской Федерации по данному вопросу блокируются властями.
Власти на федеральном уровне и на региональном уровне (Архангельская область) регулярно устанавливают минимальный прожиточный уровень для трудоспособного населения. Величина минимального прожиточного уровня в Архангельской области из-за климатических и рыночных особенностей региона значительно выше, чем по России. Минимальный размер оплаты труда по России почти в два раза меньше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Архангельской области. Можно ли в данных условиях работающему гражданину Российской Федерации получить гарантированное государством право на достойную жизнь и свободное развитие человека?
В связи с данным обстоятельством население Архангельской области ежегодно уменьшается на 5 тысяч человек: люди покидают данный регион.
У меня нет экономической возможности уехать из Архангельской области, и я вынуждена продолжать работать в г. Архангельске на таких кабальных условиях, установленных властями как бы в качестве средства использования рабочей силы для нужд экономического развития региона.
Такое положение с оплатой труда я рассматриваю, как дискриминацию в сфере труда по признаку места жительства и работы, так как каждый гражданин Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7 Конституции РФ) имеет право на достойную жизнь и свободное развитие человека.
Я не могла смириться с данным положением дела и обратилась в районный суд г. Архангельска.
Октябрьский районный суд г. Архангельска признал МРОТ минимальной месячной заработной платой работника, на которую начисляются районный коэффициент и северная надбавка (если она заработана) и взыскал в мою пользу сумму недоплат, взыскал денежную компенсацию за моральный вред. Коллегия Архангельского областного суда по кассационной жалобе ответчика со второго захода отменила решение районного суда и вынесла своё решение об отказе в иске. Моя надзорная жалоба в Президиум Архангельского областного суда была отклонена.
Таким образом, несмотря на декларирование Конституции РФ (ст. 19): «Все равны перед судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо ......от места жительства ....». Какое уж тут равенство, если прожиточный минимум на Севере в два раза выше, а зарплата с центральными и южными районами страны одинаковая? Я не добилась в судах справедливого и законного решения об устранении факта моей дискриминации в заработной плате при проживании на территории, где минимальный прожиточный уровень значительно выше, чем зарплата. Работать и нищенствовать - две вещи несовместимые.
Я обратилась в Европейский Суд, чтобы создать прецедент по защите прав граждан России, которые, имея работу и честно работая на Севере страны, не могут оплачивать коммунальные услуги и нормально питаться.
Прошу Европейский Суд по правам человека в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. ст. 8, 14, 17), а также Протокола № 12 данной Конвенции признать меня жертвой дискриминации со стороны государства России в сфере труда в зависимости от места жительства.
Приложения:
1. Копия Решения Октябрьского районного суда г. Архангельска.
2. Копия кассационного Определения судебной Коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда.
3. Копия Определения Архангельского областного суда об отказе в принятии.надзорной жалобы для рассмотрения в Президиуме областного суда.
26.10.10г. М.М. Бредис