Теперь представьте, как подфартило Илье Филипповичу Михальчуку! Прислали разжалованного мэра алмазного Якутска на испытательный срок в Архангельскую область, у которой от былой славы первого окна в Европу одна Маргаритинская ярмарка и осталась. Ну, ещё космодром и «Звёздочка», но это объекты федеральные, к ним не примажешься. Есть, правда, родина Ломоносова, но она не греет, юбилей великого учёного скорее обернётся вселенским позором, чем славой.
И вдруг радость великая! Поисковики (не археологи!) обнаружили в Холмогорском р-не неизвестные останки. И призадумались, чьи, ведь война в эти края, как известно, не доходила. И тут кто-то вспомнил - «ба, здесь же разжалованный царь Иван VI в XVIII веке горе мыкал!». Ну и понеслась - победные реляции в Москву, дабы возбудить внимание к области, как к историческому центру Руси, чья земля таит в себе массу неразгаданных загадок...
Только кое-кто сомневается. «Если в Архангельской области действительно нашли останки царя Иоанна VI, то на государственном уровне из-за действий неквалифицированных людей и благодаря попустительству областных властей и прокуратуры идентифицировать останки никогда не удастся», - это говорит председатель Координационного Совета некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация археологов» Алексей Ковалев. С ним соглашаются и другие историки, члены РАН.
Откуда такое недоверие? Да потому лишь, что царский отпрыск Ваня был в Холмогорах совсем недолго. Потом переведён в Шлиссельбургскую крепость, где и был заколот стражей при попытке освобождения, чему есть немало исторических свидетельств. Вряд ли его отвезли хоронить за тридевять земель в поморское село, чай, не здесь родовой склеп Романовых.
Я специально выделил слова о попустительстве областной власти. Потому что нормальная власть, прежде чем трубить на весь мир о сенсационной находке, санкционировала бы тщательную экспертизу неизвестных останков (генетический анализ, изучение исторических свидетельств и прочее), а не выставляла лишний раз Архангельскую область в дураках и поморских мечтателях. «Умный человек всегда сомневается и перепроверяет», - сие сказано, видимо, не о губернаторской команде.
С одной стороны, по-человечески можно понять Илью Филипповича. Михальчуки вряд ли из знатного рода, по крайней мере, я об этой фамилии не читал, для таких прикоснуться к царской тайне, значит, самим возвыситься. Пройдёт с момента отставки «проходного губернатора» пара-тройка лет, раны, нанесённые Поморью «якутскими туристами», затянутся, плохое забудется, память у народа на зло короткая. Ну, и кто вспомнит о Михальчуках, хоть хорошим словом, хоть каким? А окажется захороненный в Холмогорах царь настоящим Романовым, историки всего мира будут знать - тайна Иоанна VI была раскрыта при Илье I. Пустячок, а внукам будет приятно...
Но есть и другая сторона. Ходят слухи, что на днях к нам заглянет премьер Путин. Ну, не к нам лично, а на любимую и опекаемую им «Звёздочку», которая сдаёт очередную АПЛ. А что вы хотите от человека, чьи ФИО в аббревиатуре звучат, как ВВП?
Зато потом, поговаривают, премьер может заглянуть и в Архангельск, благо, по пути. Есть мнение, что «на этой встрече будет обсуждаться возможность проведения в Архангельске одного из отборочных туров Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Вопрос в том, возможно ли в Архангельске создать под это инфраструктуру - стадион, гостиницы и т.д. Деньги на модернизацию аэропорта, как известно, уже запланированы. Но в случае, если Архангельск не сможет участвовать в ЧМ-2018, то у архангельского аэропорта эти деньги могут и забрать».
Последний абзац процитирован с ИА «Эхо Севера», молодец коллега Азовский, славно постебался. И даже с подтекстом, действительно, что ещё обсуждать премьер-министру с нашим потливым губернатором, краснеющим от неудобных вопросов, как переспелая девица на выданье. Слушать бред про картон, туфту про достижения и рост зарплаты, сказки про то, как его здесь все любят? Опытный чекист на раз расколет, под чью диктовку писали клятвы верности главы районов, стыда потом не оберешься.
И тут Илья Филиппович вынимает из рука заветный козырь и, как бы между прочим, объявляет: «Мы тут намедни царя откопали, для вас припасли, не хотите ли взглянуть?». Всё, неприятные разговоры окончены, Владимир Владимирович или захочет, или просто уедет. От греха...
А поговорить есть о чём. Например, о ситуации, сложившейся на 23 лесозаводе. Кто не в курсе, предприятие собирается банкротить банк «Российский капитал», которого самого за уши вытягивали из кризиса, дав миллиарды на реструктуризацию подобных кредитов. По-простому говоря, чтобы банк не душил должников-производственников, не преумножал армию безработных.
Нет, я понимаю, бывают случаи (и вы их знаете), когда начальство берёт в долг, чтобы прикупить себе ещё одни бронированный Мерседес, а работники потом отдуваются. Но в данном случае ситуация абсолютно прозрачная. Кредит брался на модернизацию производства, получается, что руководство лесозавода предвосхитило ударную программу прорыва президента Медведева. В дальнейшем, когда пик кризиса пройдёт (о чём нам периодически сообщает то один руководитель страны, то второй), а оборот производства достигнет миллиардных значений в рублях, налоговые отчисления в местные бюджеты от 23-го достигнут 10 млн. руб. и выше.
Но и деньги здесь не самое главное. Сегодня наверху идёт много разговоров о бедственном положении моногородов, разрабатываются программы их спасения. А есть ещё и монорайоны, из них добираться до работы на Большую землю - себе дороже. Так вот, наш бедолага-лесозавод находится именно в таком отдалённом и неудобном районе Архангельска, на острове Бревенник. По сути, он является образующим предприятием районного масштаба, жизнь 10 тысяч островитян, так или иначе, связана с его деятельностью, другие, более мелкие, ориентируются на него. Нет зарплаты на заводе - нет прибыли в островных магазинах, и так далее, по цепочке. Периодически возникают разговоры на уровне гордумы: «А не расселить ли нам этот Бревенник куда-нибудь, и закрыть тему?». Было бы здорово, местные жители только «за». Да только куда расселять-то, если даже коренные жители центра областной столицы подчас ютятся в таких лачугах, что ими только иностранных инвесторов отпугивать?
У вас не возникло ощущения, что проблема Бревенника на что-то похожа? Я вам подскажу, на Пикалёво, с этого моногорода по стране прокатилась волна посткризисных бунтов. И разбилась эта волна о такую глыбу, как Путин. Вспомните, наш суровый премьер, чуть ли не за ухо вёл собственника тамошнего комбината Олега Дерипаску подписывать бумаги на возобновление производства, олицетворяя собой народную мечту, если не о «сильной руке», то о железных пальцах. Моно-Россия тогда вздохнула с облегчением - «есть в стране хозяин, почти царь».
Так вот, у 23-го лесозавода по сравнению с пикалевским комбинатом ситуация более выигрышная. Дерипаска, хотя и «кремлёвский олигарх», но всё же капиталист-собственник, у которого на первом месте прибыль, а добрая воля по желанию. Другое с банком «Российский капитал», данное финансовое учреждение на 99 % государственное. Что это значит? То, что перед ним стоят совсем другие задачи, на первом месте - социальная ответственность. То есть, если «РосКап» завтра не получит прибыль с выплаченного кредита, его сегодняшнего управляющего Дмитрия Еропкина лишь ободряюще потреплют по плечу - «не журись, хлопче, главное, что люди при деле остались», ни на зарплате, ни на премии его это никак не отразится.
Так откуда такая чиновничья принципиальности - «гоните деньги или будем банкротить!»? У меня тому лишь одно логичное объяснение. При банкротстве и дальнейшей распродаже лесозавода «на запчасти» менеджмент банка что-нибудь себе да урвёт. А там, на Бревеннике, хоть трава не расти! Она и не будет, откуда удобрениям взяться?
Ещё одна особенность 23-го, не всем известная. Солидную долю в его модернизацию вложили иностранные инвесторы, им, может, и по карману оплатить задолженность перед банком. Да только европейцы такие люди, они живут совсем по другим понятиям. По которым государственный банк, выживший в кризис исключительно благодаря своей особой статусности, не должен выкручивать руки развивающемуся предприятию. Акционеры концерна так прямо и сказали директору лесозавода Александру Ванцову - «решайте вопросы со своими сами, иначе мы бросаем всё, уходим из России, да ещё своих коллег предупредим, чтобы к вам не совались». То есть мы не только завод потеряем, но и репутацию. В который уже раз, однажды он может оказаться последним...
Между прочим, директор Ванцов взял на себя перед иностранными акционерами проблему выживания лесозавода. Поэтому сегодня мне странно слышать комментарии, что нет особой разницы в том, кто в дальнейшем будет управлять производством. В цивилизованных странах к кадрам относятся более бережно, там высоко ценят тех, кому доверяют.
Так вот, представим, что Путин таки встречается с Михальчуком. Расскажет губернатор премьеру про проблему, которую последний решает одним щелчком пальцев? Ой, вряд ли, от исполнительной власти 23-м лесозаводом сегодня занимается только мэр Архангельска Виктор Павленко. Да и Владимир Владимирович может всё повернуть по-своему. Прищурится с хитринкой Дзержинской в глазах и спросит, как выстрелит - «а сам-то, любезный, на что сюда поставлен, чем занимаешься?».
Чем-чем, царей откапывает...
Леонид Черток
Фото А.Гревцова, архив