Конечно, этот фразеологизм - «последняя миля» - не имеет никакого отношения к ни к морю, ни к морским разбойникам. Но по ряду существенных моментов, таких как изъятие денежных средств, его все-таки можно отнести к узаконенному пиратству.
Рассмотрим, что такое «последняя миля» и не ложится ли на нашу промышленность скрытый налог - перекрестное субсидирование в электроэнергетике. По некоторым данным доля скрытой дополнительной нагрузки на тариф от перекрестного субсидирования составляет до 30% от стоимости электроэнергии. Многие предприятия и организации, в том числе и финансируемые за счет бюджетов различных уровней, агропромышленный комплекс и т.д., относятся к так называемой группе «прочие потребители». Тарифы на передачу электроэнергии для них устанавливаются региональным (областным) регулирующим органом (РЭК) на основании экономически обоснованных затрат с учетом частичного перекрестного субсидирования населения. При этом Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ РФ) своими приказами ежегодно утверждает предельные максимальные (минимальные) тарифы, в которые и должны уложиться региональные регуляторы. В случае, если региональный регулятор, принимая тарифное решениеЮ устанавливает, что величина тарифов для региона (речь в данном случае ведем только о тарифах сетевых компаний) выходит за пределы, установленные ФСТ РФ, то решается вопрос о субсидировании за счет средств федерального бюджета.
Как отметил председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов, «Механизм перекрестного субсидирования в тарифе на передачу электрической энергии по распределительным сетям, реализованный через существующую в регионах договорную схему «последняя миля», позволяет равномерно распределить компенсационную нагрузку на всех потребителей в регионе и направлен на снижение тарифной нагрузки для населения».
Возникает законный вопрос: почему компенсационная нагрузка должна ложиться «равномерно» на регион? И насколько законно это распределение? Вернемся вновь к понятию «последняя миля» в электроэнергетике, определив для себя, что же такое. По договору «последней мили» Федеральная сетевая компания (далее ФСК) передает в аренду объекты электросетевого хозяйства соответствующему филиалу акционерного общества, входящего в холдинг Межрегиональных сетевых компаний (далее - ТСО). Кажется, что ничего «пиратского» в этом нет. Но что же действительно передается в аренду? Посмотрим на примере одного из типовых договоров, заключаемых ФСК с ТСО, действующей на территории любого из субъектов РФ.
Арендуется:
- ячейка с выключателем К-ХПс ВМП-10 К-600-20, МВ фидера Л-6-45-16 расположенная в подстанции ПС110/35/6;
- ячейка с выключателем ВМП -10 пВЛ-10 №1 ячейки №1 подстанции ПС -220/35/10 кВ... и т.д.
Иными словами, ФСК передает в аренду ТСО часть своих устройств, находящихся на своей же подстанции, продолжая этим же устройством пользоваться. Ближайшая аналогия: владелец автомобиля сдал в аренду владельцу шиномонтажа одно из колес, не снимая его с машины и продолжая её эксплуатировать. Добавим к этому абсурду еще одно условие: шиномонтаж в районе один (так сказать, естественная монополия), потребителям кроме этого шиномонтажа податься некуда. Что в такой ситуации делает владелец шиномонтажного заведения? Он, прикинув выгоду от увеличения в его бизнесе оборотных средств, включает стоимость эксплуатации арендованного колеса в стоимость услуги по шиномонтажу. Каждый из потребителей его услуг теперь оплачивает частичку аренды не нужного ему колеса, ибо деваться-то некуда! А что делает владелец автомобиля? Он удовлетворен на все 100 процентов, получая арендную плату за свое колесо и не расставаясь с ним ни на минуту. Так и в случае с «последней милей». Имущество, используемое ФСК, оплачивают потребители, расположенные на территории соответствующей ТСО через установленные тарифы.
Но вспомним ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями), которым, кстати, и распространено действие этого понятия до 2014 года. Согласно закону, объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; а услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Из смысла закона следует, что оказывая услугу по передаче, ТСО обязана выполнить весь комплекс действий, обеспечивающих передачу электроэнергии потребителям, технологически присоединенным к точкам «последней мили».
Посмотрим, что же действительно делает ТСО с арендованным имуществом, как оказывается услуга по передаче этим имуществом. Из закона «Об электроэнергетике» следует, что оперативно-технологическое управление - комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений. Ясно, что оперативно-технологическое управление со стороны ТСО в отношении указанных выше арендованных объектов (ячеек на подстанции) осуществляться не может. Работой подстанции ФСК управляет соответствующая оперативно-диспетчерская служба на основании соответствующих договоров. ТСО в этих договорах не присутствует. Вернёмся к примеру с шиномонтажом: управлять арендованным колесом отдельно от автомобиля нельзя.
Но может со стороны ТСО осуществляется какое-то техническое обслуживание этих ячеек и эту работу потребители оплачивают в составе тарифа? Нет и еще раз нет. Ответы Ростехнадзора свидетельствуют о том, что обслуживание арендованных «частей» объектов, отнесенных нами к «последней миле», осуществляется исключительно ФСК. Никаких затрат на обслуживание, содержание объектов «последней мили» ТСО не несут. Что за затраты включены в тарифы ТСО? За что платят потребители, занимаясь «выравниванием» тарифов? Формально они оплачивают «воздух». Узаконенный налог на воздух! Чем не «пиратство»?
Вернемся снова к шиномонтажу. Его интерес в аренде - это еще и оборотные средства. Но кто и как их может проконтролировать? Какие инвестиции может вложить ТСО в чужие сети? Вопросы, вопросы, вопросы...
И не случайно сегодня в стране начались судебные споры о признании незаконными договоров аренды, о взыскании неосновательного обогащения с ТСО. Все больше и больше потребителей поручают гарантирующим поставщикам урегулировать отношения по передаче электроэнергии не с ТСО, а с ФСК, выкидывая эти пресловутые «ячейки» из договоров.
Может, стоит окончательно разобраться с подобным «пиратством»? Бизнес не хочет больше «кошмариться» проблемами «большой энергетики», правовая чистота и добросовестность которых вызывают глубокое сомнение.
Борис Сергеев, эксперт-аналитик