Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Гримасы Мельпомены. Ужель та самая «Таганка»?!

Таганка! При этом слове несколько поколений советских людей не задавали дурацкого вопроса, что именно имеется в виду - шпанистый район Москвы, воспетая в народе тюрьма, где «все ночи полные огня», одноимённый зал пивных автоматов или театр с вечным аншлагом. Конечно, только «дом Любимова и Высоцкого»! Билеты туда были эквивалентны талону на «Жигули», югославской мебельной стенке или финской сантехнике. Один раз видел, как их меняли один к одному на премьерный показ «Земли обетованной» Анджея Вайды в «Иллюзионе». Но на спектакль «На дне», театрал 70-х к Горькому как-то не очень. Тем более что без Высоцкого.

А началось всё с того, что в 1964-ом начинающий театральный режиссёр из актёров Юрий Любимов при поддержке Ивана Пырьева, получил в качестве эксперимента захудалый театрик, по качеству постановок и репертуару больше похожий на детскую студию при ЖЭКе. Разогнал всё, что там имелось, набрал своих, поставил неожиданного «Доброго человека из Сезуана». Что из этого получилось? Ярчайшее культурно-социальное явление последнего периода советской истории. Предмет споров на тему «до какого предела допускается свобода творчества в стране развитого социализма?». Отмазка от нападок западных демократов - «какой-такой тоталитаризм, а «Таганка»?!». Кладезь актёрской популярности, имена, делавшие кассу любому средненькому фильму. Место встречи знаковых людей того времени: Владимира Высоцкого, Давида Боровского, Аллы Демидовой, Зинаиды Славиной, Валерия Золотухина, Леонида Филатова, Вениамина Смехова - с Николаем Эрдманом, Борисом Слуцким, Юрием Трифоновым, Федором Абрамовым, Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским, Борисом Можаевым. Каждый может продолжить этот список.

А вспомните похороны Владимира Высоцкого. В тот день олимпийского лета 80-го как будто опустели трибуны Лужников, все пришли на Таганскую площадь. Ваганьковское кладбище, Иосиф Кобзон, кладущий на стол директора популярного погоста пачку сторублёвок (двухкомнатный кооператив по тем ценам), а тот возмущённо отверг - «я на всенародных любимцах не наживаюсь» (правда или миф - попробуй, узнай сегодня). Вечером того же дня на «Таганке» давали «Мастера и Маргариту», артисты играли, как в последний раз, зрительный зал урыдался (был свидетелем). В итоге одно из крупнейших культурных событий последней четверти ХХ века, властям наглядно продемонстрировали, кого действительно любит и ценит народ...
А теперь давайте посмотрим на ситуацию непредвзято. В СССР «Таганку» знали исключительно, как «театр, в котором Володя Высоцкий». Фамилию Любимов идентифицировали не все москвичи, конкретные спектакли посещали лишь завзятые театралы. Не раз был свидетелем, как в антракте «храм Мельпомены» покидали недоумевающие провинциалы, для которых посещение «Таганки» было гвоздём московской экскурсионной программы. Они так и не поняли, о чём говорят «Деревянные кони». Но на гастролях аншлаг обеспечен на любом спектакле при любом количестве повторов, ещё и за это власть терпела вольнодумство. Но больше потому, что сцена - не экран, а сам театр - не важнейшее из искусств. До народа просто не доходила любимовская метафора. Так и на концертах Высоцкого, публика с восторгом принимала «Разговор у телевизора», а на «Баньке по белому» начинала позёвывать.

 Главный конфликт Любимова-режиссёра с советской властью разгорелся именно после смерти главного премьера театра. Мэтр и продюсер (именно так, а как иначе?) его уровня не мог не понимать, что славы в честь памяти безвременно ушедшего барда театру хватит от силы года на три-четыре. Значит, надо было её подогревать скандалами, чтобы свободный мир говорил только о «Таганке», звал на гастроли, а власть не могла прикрыть дерзкий театр из-за жадности к валюте. В итоге Юрий Петрович создал себе отличную стартовую площадку для полёта на Запад, после лишения гражданства стал самым востребованным режиссёром из эмигрантов. Теперь актёры-невозвращенцы целенаправленно сбегали именно к нему, знаю немало подобных примеров.

Ну, а труппа привыкла к такому обожаемо-диссидентскому существованию. Великого, но покорного властям Эфроса в упор не видели, чем и свели в могилу. Однако почти никто никуда не разбежался, разве что в кино. В других театрах своих звёзд в достатке, да и школа совсем не та. Это случилось позже...
Потом была перестройка и возвращение мэтра. Вот цитата из Николая Губенко: «Есть несколько Любимовых. Первый с 64-го до 83-го года. Бессребреник, которому, кроме творчества, ничего не надо было (что под большим вопросом - от автора). Второй с 83-го до 89-го. Этому ничего не надо было, кроме тщеславия, долларов и скандальной славы».
Коля сам типус ещё тот. Грубиян, ханжа, моралист (в сочетании с бабником без особого вкуса и разбора), подкаблучник, в студенческие годы тырил книги из домашней библиотеки своего мастера Бондарчука. На «Мосфильме» его не любили за плебейскую заносчивость. Потом повезло ненадолго стать министром культуры, «борцом за трезвость и нравственность в кино», «крыша» у мужика поехала окончательно. Ничего удивительного, такой человек уже не мог ходить под кем-то. В итоге учинён раскол, возникло «Содружество актёров Таганки», о котором много лет ничего не слышно.

Но тот ли Любимов вернулся к нам с Запада? Вы можете вспомнить хоть одну постановку последнего периода, сравнимую по эффекту с «Гамлетом» или «Пугачёвым»? А тут свобода! Поставили «Шарашку» Солженицына, никто и не заметил. Оказывается там, где всё можно, гораздо труднее выжить, чем там, где ничего нельзя. Очень похоже на многочисленные жалобы сбежавших за бугор писателей - «раньше нас, хотя бы, КГБ читало...».

Естественно, что режиссёр столкнулся в Европе с другим подходом к актёрской профессии. Там она ничем не отличается от любой другой - врача, юриста, металлурга. Помню интервью Де Ниро - «я работаю актёром, потому что ничего другого не умею делать. Банкиром? Было бы здорово...».

В Советском Союзе не было принято говорить, что ты работаешь из-за хорошей зарплаты. Не в последнюю очередь потому, что жизнь при получке в 300 рэ качественно почти не отличалась от жизни на 150. Другое дело, как ты жил при этом, с кем общался, чем занимался. Когда артисты маминого театра (ЦТСА) возмущались грошовыми ставками, их резко обрубали - «вам мало платят за кайф. Не нравится? Вас ждут заводы...». Думаете, кто-то ушёл на конвейер ЗиЛа, где в хороший месяц выходило под четыреста? Фигушки...

Ну, конечно, халтурка была. Кино, радио, театральные кружки и ёлки. Ещё гастроли с суточными, иногда к морю. Или заграницу, по Западной группе войск. Тогда месяц год кормил. В общем, жить можно, миллионеров не было, но и откровенных нищих тоже. Плюс поездки, посиделки, выпивка и бл@дство (да-да, а куда без него).

И вот в советский репертуарный театр возвращается человек, узнавший иные дисциплинарные нормы. Вот его отзыв о том времени: «Знали бы вы, каким грязным и неухоженным я нашел этот зал после возвращения! А труппу - растренированной, потерявшей форму. Они негодны были к употреблению для высоких вещей! Думал, что справлюсь за год, но на реабилитацию понадобились четыре сезона». Напомню, театр Любимов принял назад фактически от Эфроса, чья режиссёрская слава выше. Что-то ревностью попахивает...
А если и так? Юрию Петровичу уже тогда было под 70, в том возрасте многие становятся абстинентами. Пусть вас не смущает бодрый вид сегодняшнего почти столетнего пророка, мысли и чувства иногда стареют раньше тела. Не говоря уже о рефлексах.

Театральный Любимов, как бы, раздвоился. Для себя он хочет жизнь западного хозяина (а лучше восточного, японского, чтоб бамбуковой палкой по актёрской башке), а от подчинённых требует совкового блеска в глаза: «нам хлеба не надо - работу давай!».

Но мир за окнами «Таганки» совсем другой. Есть актёры, чей съёмочный день стоит 5 тысяч американских рублей. В то же время, ведущий актёр Архангельского областного драматического театра, недавно получивший звание заслуженного, с горьким смешком рассказывал мне, что после вычета алиментов в его руки попадает 5 тысяч российских рублей в месяц. Понятно, что другой уровень, но не в 900 же раз!

Но и тут всё непросто. Даже я, человек из того мира, не узнаю артистов, дающих интервью против Любимова. Ну, чуть знакомо лицо Феликса Антипова, видел когда-то в эпизодах. Ах, да, Марина Полицеймако, но она более известна, как вдова Семёна Фарады и как мама раскрученного шоумэна Миши. А кто из известных остался? Иван Бортник, но он, говорят, пьёт. Валерий Золотухин, но он постоянно кого-то рожает. С кем Юрий Петрович работает, кому чехи платили те 8 000 долларов гонорара, из-за которых разгорелся сыр-бор? Лично мне не понятно. Похоже, только за имя мэтра на афишах, за его присутствие на мастер-классах. Тогда по всем понятиям эти деньги его, а дальше уже добрая воля.

Кстати, в Москве есть театры, которые живут зашибись. У них аншлаги, дорогие билеты, их пестует Правительство Москвы, актеров рвут в кино и сериалы. Назову только трёх мэтров - Петр Фоменко, Иосиф Райхельгауз, Марк Захаров. Здесь место Любимову нет. Он весь в прошлом. Хотя его жизнь - подвиг. Человек на похоронах Ленина уши отморозил, только представьте себе...
Так почему недовольные актёры не уйдет к этим трём успешным? Потому что не зовут, не берут, не тянут. Вот и весь сказ. Но и Юрий Петрович по факту выдохся, годы. У меня впечатление, что он сознательно пошёл на конфликт, чтобы громко закрыть свой знаменитый проект «Таганка» и доживать в лучах солнца и славы где-нибудь на испанском побережье.
Обидно? Да, могли разойтись по-другому, от этой грязи «Таганка», увы, не отмоется. Жалко? Ничуть. Всё в прошлом. А жизнь-то продолжается...       

 

Леонид Черток, «почётный гражданин кулис»  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (228)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20