Но заглянуть в Европу, угрожающую (если не тебе лично, то ближайшим друзьям и соратникам) всякими санкциями, ущемляющими сразу и честь, и достоинство, и кошелёк - на это надо иметь определённое мужество. Или точный стратегический расчёт. Оно у Путина было...
Но сначала всё складывалось совсем непразднично. Перед самым началом визита по Будапешту (информация для поколения ЕГЭ - так называется столица Венгрии) прокатились манифестации типа «Putin, go home!». Мол, от агрессора нам ничего не надо, даже газа, будем замёрзшими, но гордыми. Впрочем, не все в республике так радикально настроены. В том числе и её премьер-министр.
Непростой человек этот Виктор Орбан (премьер-министр Венгрии - информация для тех же). Когда в июне 1989 года он, 26-летний активист правозащитного движения, завоевывал всевенгерскую популярность, выступив на церемонии перезахоронения казнённого коммунистами премьера Имре Надя с требованием свободных выборов и вывода из Венгрии советских войск (именно в период первого премьерства Виктора Орбана Венгрия в 1999 была принята в НАТО), вряд ли кто-то мог представить, что через четверть века за ним закрепится репутация «антидемократического» и пророссийского правителя - чуть ли не главного союзника Путина в стане Евросоюза. Видимо, в человеке победил здоровый прагматизм. Восточноевропейский избиратель, ещё не привыкший к безбедному существованию, это обязательно оценит.
Придя второй раз к власти в 2010 году на волне недовольства венгерского населения своим положением «удалённой провинции» в Евросоюзе, Орбан начал перестраивать страну на свой манер. Прошлым летом он вообще выступил с речью, в которой с похвалой отозвался о российской «успешной модели» и пообещал, что в Венгрии будет создано «нелиберальное государство» - с нацией, общностью и трудом в качестве главных ценностей. Противники нынешнего премьера уже окрестили создаваемый им политический режим «виктатурой», но ему, похоже, на это наплевать, ибо сам считает себя «справедливым диктатором».
Впрочем, и к ситуации на Украине у Венгрии особое отношение. Дело в том, что в украинском Закарпатье проживает около 150 тысяч венгров, то есть около 12% от общего количества населения. Позиция «Йоббика» (венгерская националистическая партия со взглядами, близкими к радикальным) в этой части однозначная - вернуть старые земли Австро-Венгерской империи вместе с проживающим на них народом. По оценкам экспертов, закарпатские мадьяры в современной Украине всё ещё не могут найти своего места. Они ориентированы на Венгрию и в политическом, и в культурном, и в языковом плане. Социологи утверждают, что венгры Закарпатья сегодня замкнулись в своей общине и не хотят участвовать в общественной жизни украинского государства. Более того, украинский язык они никогда не используют принципиально, отдавая предпочтение родному и русскому (как языку межнационального общения в регионе). На бытовом уровне венгры особо не скрывают, что хотели бы, чтобы мадьяроязычные районы были в составе Венгрии. То есть, Киеву Будапешт уж явно не друг-соратник.
А ещё Орбану, как любому политику «прямого действия», просто нравится злить «старших братьев» в лице Германии, Франции, Англии. После начала украинской заварушки и её последствий (отказ России от проекта «Южный поток») Венгрия судорожно стала искать альтернативные возможности поставок газа в обход территории Украины. В частности, рассматривался азербайджанский вариант, но там по деньгам выходило дороже. И вот всё для мадьяр разрешилось наилучшим образом...
Во время визита Путина Венгрия однозначно выразила готовность оставаться транзитёром российского газа и поддерживать строительство нового трубопровода в Турцию. «Для Венгрии была бы хорошей та инвестиция, при которой турецкий газ идёт через Грецию, Македонию, Сербию в Венгрию. Я доверяю тем соглашениям, которые заключил с российским президентом», - со слезами умиления на глазах заявил Орбан на совместной пресс-конференции.
И Россия, в свою очередь, в долгу не останется: ГАЗПРОМ готов перенести поставку не выбранных Венгрией объемов газа на следующие периоды и освободить Будапешт от условия take-or-pay («бери или плати»). Знаменательно, что в общении с журналистами обе стороны старательно обходили острые углы. Например, осуществляемые Венгрией реверсные поставки газа на Украину, против чего жёстко выступает Россия.
На такой дружественной ему площадке Путину грех было не развернуться, не сказать о наболевшем. Но президент в очередной раз подтвердил твёрдость решения России по отказу от реализации проекта «Южный поток». «Мы не отказались от этого проекта, нам просто не дали его осуществить. Есть некоторые детали, о которых уже давно известно, но, видимо, должен сказать об этом ещё раз». И напомнил, как в апреле прошлого года Европарламент принял решение, согласно которому «Южный поток» был признан не только неперспективным, но вредным для ЕС. Впоследствии Еврокомиссия направила в Болгарию письмо, в котором потребовала прекратить всякую подготовительную работу по проекту.
Заодно Сергей Кириенко (не забыли ещё этого киндер-премьера, при котором обвалился рубль в 1998 году?) успел во время визита подписать Меморандум между Росатомом и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве по подготовке персонала в области атомной энергетики и смежных областях. Это даёт надежду на продолжение российско-венгерского сотрудничества в атомной отрасли промышленности - тоже не самые маленькие деньги, кстати.
Всё вышесказанное привело к тому, что в Брюсселе, Берлине, Париже и Лондоне всерьёз заговорили о том, что контакты Орбана с Путиным «зашли слишком далеко». Настолько далеко, что сразу же после визита российского президента в Будапешт венгерский премьер уже во время собственного визита в Варшаву удостоился настоящей обструкции от польского руководства. Мол, вся Европа с Россией в контрах, а вы мадьяры, с ней в дёсна лобзаетесь.
Собственно, венгерский премьер этого и добивался. Он просто пытается получить максимум выгоды как от Востока, так и от Запада. Орбан знает, что Евросоюз будет поддерживать Венгрию в любом случае. Так что он играет с этой «восточной открытостью», чтобы получить поддержку от Путина. Природа этого «пророссийского» сдвига не заключается в выходе из ЕС. Премьер же не сумасшедший. Венгрия получает от ЕС гораздо больше, чем туда вкладывает, больше 60% мадьяр однозначно поддерживают членство в Объединённой Европе. Всё это делается, чтобы расширить Орбану пространство для маневра с целью укрепления его полуавторитарного правления и получения финансирования от Путина.
Ну, а для нашего президента это, пусть небольшая, но ещё одна геополитическая победа. Он наглядно продемонстрировал, прежде всего лидерам европейских стран и Америки, что за деньги можно всё, и материальная выгода всегда впереди любой идеологии. Что, впрочем, совсем не удивительно, если вспомнить поговорку про вечную ценность и проходящую любовь.
Главное, не расслабляться и не заиграться. В определённый момент Венгрия может и предать. В пользу тех, кто больше предложит...
Леонид Черток