Я и внимания не обратил. Понятно, московские друзья хотят меня подбодрить - мол, недолго мучиться осталось под игом михальчуковым. А чего мучиться то? За три с лишним года мы с Ильёй Филипповичем неразрывно идём по жизни, я - пишу, он - читает. Завтра его «уйдут», горемыку, о ком писать?
Однако это мои проблемы, а область жалко. Поэтому пришлось задуматься над «зашевелился». Это как - звонит высокопоставленным друзьям (а они у него есть, кроме Говоруна?), отправляет в Москву посылки с морошкой и клюквой последнего сбора или решил в авральном порядке закончить все заявленные ранее проекты? В последнее не верилось категорически...
А во вторник грохнуло. Видимо, северные ягоды вовремя до Кремля не дошли или там не поняли, от кого презент. Опять начались телефонные звонки - «немедленно включай телевизор, там нашего губернатора «опускают»!». Ну, чисто как той весной, когда премьер Путин Михальчука по ручке трепал и о зарплатах спрашивал.
На этот раз Илью Филипповича рихтовал наш пока ещё президент. Без личного присутствия первого, но оттого всё выглядело ещё драматичнее. Проходило рядовое селекторное совещание по вопросам ЖКХ. Такие, если и снимают, то протокольно, в эфир, если пускают, то без синхронов и комментариев. Тут же был разыгран целый спектакль.
Сначала
из уст Владимира Пехтина, того самого, что поведёт местную «Единую Россию» к
победе на парламентских выборах, мир узнал, что есть в далёком Архангельске
такие управляющие компании, как «Связькабельстрой-2» и «Наш дом - Архангельск»,
а руководят ими редкие раздолбаи и мошенники, одного из них зовут Юрий Суханов.
Даже не верилось, что такие могут существовать и функционировать по соседству с
флагманами российского ВПК (это я за столичных телезрителей говорю). Зато
президент поверил сразу же. И определил виноватого: «Я вообще не понимаю, что там в Архангельской области происходит. Где
там губернатор? Есть он там или нет? Я хочу, чтобы вы (полпред) окончательно
представили мне предложения о том, как с этой ситуацией быть», - обратился
Медведев к недавно назначенному полпреду в Северо-Западном федеральном округе
Николаю Винниченко.
«Есть власть в Архангельской области или нет, способна она разобраться с этими
проблемами или ее нужно поменять? - вопросил президент. - Подготовьте
предложения, доложите руководителю администрации, а руководитель администрации
доложит мне. Терпеть это больше нельзя», - поручил глава государства.
Попробуем разобраться. Пехтин говорил о конкретных частных УК, о тяжёлом положении в областном ЖКХ (а где оно, позвольте спросить, лёгкое?) упомянул вскользь. Но президентский гнев обрушился именно на губернаторскую голову. Причём Медведев говорил о Михальчуке, как бы, в третьем лице, ни разу не назвав эту фамилию. Так часто бывает в семьях, близких к разводу...
Вспомним, что всего за неделю до этого президент встречался с архангельским губернатором на Госсовете в Нарьян-Маре. Я ещё тогда предположил, что градус кремлёвского недовольства Михальчуком по всем вопросам сразу достиг точки кипения, и ситуация в ЖКХ станет лишь поводом для отставки. Получается, что попал в точку.
Дело даже не в упоминании архангельского губернатора как такового, а то, какими словами его имя было обложено. «Воровайка», «разгильдяйство», «конфискация имущества», плюс прокурорский тон, ранее несвойственный интеллигентному Медведеву. А тут ещё михальчуковский коллега из Кузбасса Аман Тулеев с экрана селектора стал рассказывать страшилки про то, как жёны некоторых чиновников в одночасье становятся владелицами городских муниципальных сетей. Вроде это всё происходит за Уралом, а в голове почему-то стучит - «Жанна Арнольдовна, Жанна Арнольдовна». Ничего личного, просто ассоциация.
Не знаю, у кого как, а у меня, человека, связанного с телевидением не один десяток лет, создалось полное ощущение того, что нам представили постановку - «мудрый царь интерактивно сажает нерадивого воеводу на кол». Или пароль для Вилли Шварцкопфа в любимом фильме премьер-министра Путина «Щит и меч» - «приговор окончательный и обжалованию не подлежит».
Но фильм есть фильм, а жизнь есть жизнь, да и мы не в Германии 45-го года. До выборов осталось меньше двух месяцев, Михальчуку - чуть больше до конца официального срока. Исходя из формальной логики - не самое лучшее время для скоропалительных кадровых решений. Такие же аргументы приводит и «Газета. Ru», ссылаясь на известного политолога Александра Кынева: «То, что Михальчук - неудачное кадровое назначение и что фигура он совершенно одиозная, понятно давно, - говорит Кынев. - Совершенно очевидно, что фигура для федерального центра создает проблемы в регионе. Но кампания уже идет. Если его уволят в ходе избирательной кампании, регион будет обезглавлен. Админресурс за оставшиеся до выборов два месяца заново не выстроишь». В качестве примера политолог приводит ситуацию с главой Курской области Александром Михайловым, которого так же взгрели этой весной, а он всё сидит в своём губернаторском кресле и в ус не дует.
С моей же точки зрения ситуация с Михальчуком более острая, прямо-таки опасная, особенно касаемо «Единой России». Градус неприязни к нему со стороны всех слоёв архангельского общества хорошо виден в интернете. Если кто и замолвит за губернатора словечко, то можно и IP-адрес не смотреть, тот компьютер стоит или на втором этаже областной администрации, или на одной из дач закрытой территории в Бабонегово. Да, я помню, что бабушки, самые активные избирательницы, с интернетом не в ладах. Но у каждой такой бабушки есть продвинутый внук, который объяснит ей, что к чему, и кто в этом «к чему» повинен. Зачем же так рисковать партии власти и, главное, из-за кого? Не проще ли заранее снять раздражителя общественности, тем самым спасти для себя тысячу-другую голосов избирателей?
Дальше становится ещё интереснее. В СМИ появляется информация, что Михальчук в срочном порядке отбыл в Москву на встречу с главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным, за которым, несмотря на внешнюю улыбчивость, вьётся шлейф жёсткого и принципиального кадровика. На том памятном селекторе именно ему президент поручил «решить вопрос» по архангельскому губернатору, что со стороны выглядело как - «сам-то я не хочу мараться».
Ясен перец, область ожидала, что обратно Михальчук вернётся с «обходным листом». Однако по прибытию Илья Филиппович собрал своих замов и министров, бодро объявил, что «слухи о моей политической смерти сильно преувеличены», и объявил крестовый поход на нерадивых глав муниципалитетов, которые распустили донельзя свои управляющие компании. О том, что он ещё раньше собственноручно написал заявление по собственному, осталось лишь дату поставить, наш губернатор решил не распространяться.
Вот те на! Тот, кто своим примером усугубляет бардак в области, тот, кто чуть не заморозил Архангельск своей авантюрой с «Энергией Белого моря», теперь будет вершить над кем-то суд?! Успокойтесь, пожалуйста. Во-первых, по моим данным, в администрации президента Михальчуку строго-настрого приказали не распускать сопли и не разводить панику, а то у всех в области окончательно руки опустятся, безвременье настанет. Во-вторых, к губернатору приставлено два соглядатая (слово, конечно, не самое приятное, но другое и не подберёшь) в лице партийного эмиссара Пехтина и полпреда в СЗФО Николая Винниченко, без консультации с ними Михальчук теперь даже чихнуть не вправе.
Ну, а в-третьих - Кремль фактически сознался в кадровом голоде, никак не могут подобрать на Архангельскую область замену. Абы кого ставить неудобно, «абы какие» были у нас два срока подряд. Где-то проскочила фигура Андрея Воробьёва, видного функционера «Единой России», как вероятного кандидата в наши губернаторы. Прошёлся по его биографии. Возраст подходящий, чуть за сорок, образование престижное, загадочная служба в дивизии им. Дзержинского. Кроме того, что сенатор и депутат, ещё и совладелец компании «Русское море», торгующей рыбными деликатесами. С одной стороны, то, что надо, сочетание государевого человека и удачливого бизнесмена. С другой, зачем г-ну Воробьёву такое губернаторство самому нужно, ведь Архангельск - давно не морской порт? Если же это дисциплинарное взыскание за какие-то неизвестные широкой общественности грехи, так такое нам самим не надо. Был уже якутский «штрафник», спасибо, нахлебались...
Действительно, из Москвы мне подтвердили версию, высказанную ИА «Эхо Севера» - мэра Северодвинска Михаила Гмырина вызывали, в том числе, и на смотрины, хоть речь в основном шла о новых оборонных заказах и перспективах «Севмаша» в целом, есть беспокойство в настроениях народа, связанных со снижением объёмов производства. Оваций что-то не слышно. Значит, пока думают, выбирают...
Я понимаю и сочувствую такой кремлёвской ответственности. Судите сами, после никакучего Киселёва, к тому же подозреваемого в мелких коррупционных «шалостях», нам навязали гиперактивного Михальчука, который чуть не развалил-растащил последнее. Самый успешный градоначальник в новейший истории области, экс-мэр Коряжмы и сегодняшний депутат Госдумы Валерий Мальчихин определил главный просчёт якутского «засланца», как неумение выстраивать отношения с местными элитами, бездумное навязывание собственной воли. В этом он прав, но я бы ещё добавил - равнодушие к общественному мнению вообще, неумение (или нежелание) стать своим. Я здесь проходил то же самое, пусть и на гораздо более низком уровне. Действительно, тяжело. Но возможно. Было бы желание.
А если желания нет, тогда президентский приговор окончателен, и обжалованию не подлежит. Впрочем, на пробуждение желания, как и исправление ошибок, времени физически не осталось.
Ну что, Илья Филиппович, будем прощаться?
Леонид Черток