Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Сказ о равнодушном человеке. «Дирижёр» Павла Лунгина

А ещё многие называют Лунгина официальным режиссёром Русской православной церкви. Пикантность ситуации в том, что Павел - еврей не только по папе и по паспорту, но и по всей внешности своей. Правда, не раз слышал мнение православных ортодоксов о том, что подобное сочетание - еврей-православный - делают носителя сего ближе к Богу. Евреи-иудеи на это лишь недоумённо пожимают плечами... но речь сейчас не об этом.


Несмотря на то, что деятель искусств Лунгин больше позиционирует себя с оппозицией, чем с официозом, власть Пашу не гнобит. Наоборот, обещала ему финансирование масштабного проекта «Пиковая дама» (так и вижу, как у его коллег по цеху слюньки ручьём потекли). Но обещать - не значит жениться, по крайней мере, не враз. Пока утвердят смету, план съёмок и список актёров, пока поймут, с какой бюджетной статьи на какую перекидывать... в общем, почти что творческий простой.

И тут подвернулось!  Говорят, это был чей-то заказ (возможно, что РПЦ) прославить ораторию «Страсти по Матфею», написанную одним из церковных иерархов. Возможно, это лишь сплетни завистников. Ведь был подобный прецедент в советское время, да не с кем-нибудь, а с Никитой-свет Михалковым. Тогда этот ещё приличный человек и талантливый режиссёр собирался снимать свои эпохальные «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Параллельно выпал шанс воплотить на экране камерную историю любви («Пять вечеров» драматурга Володина). Никита тогда поставил рекорд - 24 съёмочных дня (сегодня за такой срок полноценный сериал снимают). Фильм вошёл в «золотую серию»... ну и так далее. Значит, можно?

А вот у Лунгина не получилось...

История, рассказанная нам с экрана, такова. Неким оркестром управляет именитый дирижёр по фамилии Петров (уже смешно, правда?). Человек, неприятный даже внешне (думаю, из этих соображений на главную роль был приглашён никому в лицо не знакомый прибалтийский актёр - чтобы никаких ассоциаций). Перед отъездом на гастроли в Иерусалим , он получает факс о смерти единственного сына. Как писали в революционных романах - «ни один мускул не дрогнул на мужественном лице чекиста Петрова...».

Правда, назвать мужественным дирижёрское лицо лично у меня язык не поворачивается. На нём застыло выражение склочного равнодушия. Бывает и такое, правда, в искусстве оно чаще наблюдается у продюсеров, директоров картин и дежурных реквизиторов в павильоне. Этот Петров предстаёт перед зрителем хроническим мизантропом. Он никого не любит, если уважает - так только тех, кто выше по рангу. Встречаются такие искусстве, где, кажется, всё на разрыв аорты? Вы удивитесь, но да. Я знаю одного кинематографиста с подобной жизненной философией. Человек живёт один больше тридцати лет, судьба сына (грех молодости) его в принципе не интересует. Дамы, правда, посещают холостяцкую обитель, но там стоит такая узкая солдатско-походная коечка, что вдвоём даже спьяну не заснёшь. Потрахаться на ней - куда ни шло, а насчёт мыслей о продолжительных отношениях - это извините, всё продуманно.

Я его когда-то пытал: «Вася, а заболеешь, а пить захочешь, ты думаешь об этом?». Он в ответ: «Всё знаю, всё решил - умру в одиночестве, но я просто НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ, ничего не хочу для них делать, мне наплевать». Что ж, и это позиция, неприятная, но честная. Человеку тому сейчас под 60, стиль его жизни не меняется, за прошедшие годы я узнал ещё нескольких его идейных единомышленников. Предупреждаю: встретите внешне нормального, опрятно одетого, но одинокого мужика с кошкой - имейте в виду...

Во время длинной сцены в самолёте мне казалось, что это тот самый образ сознательного одиночки-эгоиста. Музыканты дирижёра не любят, боятся, один всё высказал в лицо - как под танк с гранатой бросился (потом, правда, врубил отступного, ботинки дирижёрские языком лакировал). Петров это знает, но не удивляется и принимает, как должное. Ну, разве мало в музыке (кино, театре, цирке, на эстраде...) таких же отмороженных деспотов? Правда, у тех, кого я знаю, другие страсти в груди (или на полметра ниже) бурлят, в основном, порочные. Но этот Петров - кремень во всех отношениях, даже алкоголем не злоупотребляет. Вот, думаю, находка для исследования аномалий человеческой природы.

Так нет же, не дотянул Лунгин. Всё хорошо было на встрече с собутыльниками (содорожечниками, сокосякашниками..?) сына, который ушёл из жизни добровольно. То ли из гордости, то ли желая хоть этим привлечь внимание равнодушного отца. То, что рассказывает сам Петров-старший, вполне вписывается в концепцию «тараканов в голове». Сын его, де, денег не зарабатывал, живописью занимался, значит, бездельник и нахлебник. И это говорит музыкант по профессии, отнюдь не Краснознамённым оркестром дирижирующий?! Действительно, просто Кобзон какой-то...
Милая моему глазу концепцию препарирования природы человеческого равнодушия сохранялась достаточно долго. Вот Петров покупает предсмертную картину сына (на которой тот изобразил его в образе Христа, снятого с креста) за сумму, которой хватит на похороны и ещё чуть-чуть на кайф, и через пять минут брезгливо метает её с какого-то обрыва. Вот ведёт к себе девчушку-торчка, типа невестка сына. Зачем ведёт? Ну, ясно же, для ЭТОГО. Но вместо ЭТОГО они на двух языках начинают изливать друг другу душу. Мало того, выясняется, что дирижёр остаётся душевно и телесно верен давно ушедшей в мир иной жене. Всё, построенный мной образ рухнул окончательно и бесповоротно.

А вот другого режиссёр Лунгин мне не дорисовал. Говорю так со всей ответственностью, потому что в «Дирижёре» дирижёр так и остался в окружении  многоточий. Пришёл ли он к раскаянию, к Богу через потерю единственного дитя (в чьей гибели я бы его винить не спешил - кокаин с водкой штука непредсказуемая)? Сцена со свечой в Храме Гроба Господня меня в этом не убедила (не то, что в «Ностальгии» Тарковского). Проходная она, хотя и почти финальная.

Да и зачем был нужен в этой истории Иерусалим, мне тоже не совсем понятно. Лишняя попытка доказать что-то иудеям, не признающего в Иисусе Христе сына Божьего? Мартышкин труд, у каждой религии свои фетиши, свои легенды. Хотя не могу не порадоваться за группу (в которой у меня немало знакомых) - две недели Земли Обетованной не за свой счёт всегда приятно!

Есть в фильме еще одна сюжетная линия, лишь опосредованно пересекающаяся с главной. В оркестре играет семейная пара (постоянная, а не гастрольный вариант, что не редкость) с большим стажем. Таким большим, что в самолётах летают в разных салонах. Мужик клеит молодую, но состоятельную паломницу, жену душит жаба. Уже на земле она встречается с потенциальной разлучницей, и просит её исчезнуть из их жизни, Но, для начала - не приходить на концерт. Она не пришла, пошла вместо этого на рынок и... погибла во время очередного теракта. Всё для того, чтобы муж устало сказал жене; «Я не люблю тебя». Наверное, при прилёте домой разведутся...

Как же всё просто и предсказуемо кино, зато жизнь - лучший сценарист. Несколько лет назад мне рассказали о гибели моего друга детства в Израиле, его документы нашли на растерзанном взрыве теле. А потом он воскрес чудесным образом - несчастный, невезучий воришка в тот день украл его барсетку. Во, сюжет?!

Эта же история неинтересна своей банальностью. Тоже мне, открытие - музыканта бальзаковского возраста потянуло на молодое тело, такое и с инженерами иногда случается.
Там другое интересно. Из диалогов становится ясно, что нелюбимая жена - единственная воцерковлённая во всём творческом коллективе. Так есть, сегодня творческая интеллигенция начинает сторониться религии, как таковой - о причинах как-нибудь в другой раз. Но не уверен, что Лунгин специально поднял эту непростую тему, скорее, она выплыла сама собой. Вообще в его фильме музыкантам всё равно, что играть, «Страсти» для них, что бродвейские «Кошки». Опять становится непонятной роль Иерусалима в фильме.

Впрочем, ни к лицу режиссёру, вхожему в покои к православному патриарху, копаться в сути современного атеизма, тем более, демонстрировать сие на Пасху. Будем ждать «Пиковую даму»...



Леонид Черток

      


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (329)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20