Журналистам стали заранее известны детали компромиссного плана, который и был рассмотрен на встрече. В нём содержится несколько ключевых пунктов. Во-первых, Иран ограничивает обогащение урана на объекте в Натанзе с 20% до 3,5% или 5%. Во-вторых, полностью замораживает обогатительные работы на подземном заводе «Фордо» или даже закрывает сам объект.
Взамен Тегерану разрешают из уже имеющегося у него высокообогащенного урана (145 кг) самому изготовить топливные стержни для медико-исследовательского реактора в Тегеране - под строгим контролем МАГАТЭ. Как только Иран выполняет один из пунктов плана, с него начинают снимать санкции.
Как известно, на Западе подозревают, что иранская ядерная программа имеет военные цели. Недавно инспекторы Международного агентства по атомной энергии обнаружили на заводе «Фордо» следы урана, обогащенного до 27%. Власти Ирана заявили, что превышение 20-процентного уровня произошло по причинам «технического сбоя», и по-прежнему настаивают на исключительно мирном характере своих разработок. Всё это напоминает объяснение третьеклассника, пойманного за курением, что зажжённая сигарета сама залетела ему в рот...
Теперь мировые державы стремятся добиться от Тегерана разрешения на посещение инспекторами военного комплекса «Парчин», где, как предполагают западные разведслужбы, проводятся разработки ядерного оружия. Понятно, что иранская сторона делает всё от неё зависящее, чтобы замухоморить этот вопрос.
Волнения и настойчивость Запада в желании контролировать всё, что происходит в этом секторе, понятны и обоснованы. Представитель миссии США в МАГАТЭ Роберт Вуд заявил во вторник, что Иран располагает запасами низкообогащенного урана, достаточными для создания нескольких ядерных бомб. «Иран на самом деле увеличил выработку низкообогащенного урана... Нет таких мирных целей, для которых могут понадобиться такие запасы или ускорение программы (выработки). И мы хотим отметить, что такого количества низкообогащённого урана достаточно для создания нескольких ядерных бомб», - выражает своё крайнее беспокойство авторитетный эксперт.
США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран, как бы по привычке, все обвинения в свой адрес отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Большие надежды в этом вопросе возлагались именно на московскую встречу, в случае её провала США заранее высказывали готовность отказаться от новых переговоров с Ираном. В этом случае ужесточение санкций против Тегерана станет неизбежностью, а силовой вариант решения проблемы - весьма реальным.
Тем более что давление на действующего американского президента, не так давно начавшего свою новую избирательную кампанию, с каждым днём усиливается. Сенаторы США потребовали от Барака Обамы прекратить диалог с Ираном, если в вопросе урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Тегерана не будет виден прогресс. Открытое письмо на эту тему представительная группа законодателей направила хозяину Белого дома за три дня до начала московской встречи посредников.
«Иранцы уже упустили время для принятия конкретных шагов, чтобы заверить мировое сообщество в мирном, как они утверждают, характере их ядерной программы», - говорится в письме, подписанном 44 из 100 членов Сената США, среди которых как республиканцы, так и демократы. По их мнению, Тегеран использует переговоры для того, чтобы выиграть время для реализации своих возможностей в ядерной сфере.
Однако у России с самого начала было как всегда своё «особое мнение», мы не считаем ситуацию с иранским атомом патовой. По словам нашего главного переговорщика, замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, само изменение контекста московских переговоров - в ходе предыдущих раундов, в Стамбуле и Багдаде, в основном обсуждались санкции в отношении Тегерана - свидетельствует о наметившемся прогрессе в решении одного из самых острых вопросов мировой политики.
Вместе с тем, международные эксперты, в том числе и российские, наблюдающие за ситуацией как бы со стороны, менее оптимистичны в своих прогнозах. Кардинального решения иранской ядерной проблемы на переговорах с шестёркой достичь не удалось и не удастся, но есть шанс сохранить сам диалог, высказал своё мнение по иранской проблеме старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт по Ирану Владимир Сажин. По его оценке, каких-либо кардинальных изменений в позиции иранской стороны не следует ожидать до июня 2013 года, когда в Иране состоятся президентские выборы.
Кое-кто считает, например, генеральный директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров, что московская встреча и могла бы принести какие-нибудь осязаемые результаты, однако западные державы прилагают максимум усилий, чтобы этого не произошло. Причём тем самым они стремятся не только обойти интересы Ирана, но и не позволить официальной Москве достичь дипломатических успехов на восточном направлении. Ох уж мне эти конспирологи-любители...
Но, если рассматривать ситуацию с ядерной угрозой, исходящей от Тегерана, со всех позиций, то прекращение всяких переговоров с участием посредников окончательно убедит многих на Западе, в первую очередь в Израиле, наиболее реальном объекте для «испытаний оружия исламского возмездия», в необходимости нанесения превентивного удара по Ирану. Впрочем, американские аналитики предупреждают: последствия развития событий по силовому сценарию непредсказуемы, и это может негативно отразиться на шансах Барака Обамы на переизбрание.
Если же президент США пойдёт на любые уступки Ирану, этим непременно воспользуется кандидат от республиканцев Митт Ромни. Он уже открыто обвинял Обаму в том, что тот «больше опасается применения Израилем военной силы, чем превращения Ирана в ядерную державу», и пообещал непременно напасть на Иран, если станет президентом. Однако подобные грозные заявления стоит делить на восемь, чего в пылу избирательной борьбы только не ляпнешь...
По мнению экспертов, для Израиля вряд ли имеет смысл наносить одному удары по иранским ядерным объектам. Они это элементарно не осилят. Только, если будет поддержка Вашингтона. Удары же нанесённые при поддержке американцев, отбросят иранскую ядерную программу на десятилетия назад. Но при этом приходится учитывать такой фактор - любая атака извне на любые объекты, находящиеся на иранской территории, обязательно приведёт к ожесточению всего исламского мира, включая страны, в обычное время находящиеся в контрах с Тегераном. На это Америка вряд ли готова, что до президентских выборов, что после оных.
Россия в иранском ядерном вопросе продолжает гнуть свою старую линия, поддерживая право Тегерана на мирное использование атомной энергии. «Мы всегда поддерживали право иранского народа на современные технологии, в том числе и на мирное использование атомной энергии. Но я хочу подчеркнуть, что именно на мирное использование», - сказал Путин во время встречи в Пекине с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. «Вы нашу позицию знаете. Мы очень последовательные приверженцы нераспространения оружия массового уничтожения. Но мы знаем и Ваши позиции, и позицию всего иранского руководства, которая заключается в том, что Иран не работает над созданием ядерного оружия. Исходим именно из этого».
Неужто наш президент до наивности легковерен, когда говорит о «мирных проектах» злобного недомерка Махмуда? Господь с вами, обычный политес...
Мне кажется, Владимир Путин как раз приступил к разыгрыванию своей новой политической карты, возвращаясь к тактике «мирного противостояния» двух главных мировых супердержав. Отсюда и его неверие в мирный характер американской системы ПРО в Восточной Европе, которое он продемонстрировал на встрече «Большой двадцатки» в Мексике.
«Думаю, что она (проблема ПРО) не будет решена вне зависимости от того, будет ли переизбран Барак Обама на новый президентский срок или нет», - сказал он. - Соединенные Штаты идут по пути создания своей собственной системы противоракетной обороны уже не один год. Я пока не вижу ничего, что могло бы изменить их подходов».
Иными словами, президент России дал понять, что за Барака он цепляться не собирается, если что, он и с Миттом прекрасно договорится (или, наоборот, не договорится). Неплохой сигнал американскому избирателю, если грамотно и доходчиво донести до него смысл вышесказанного.
Если же вернуться к встрече по Ирану, то в целом ожидания и чаяния нашей стороны не оправдались. Москва искренне стремилась к достижению компромиссного соглашения. Но Тегеран стал настаивать на том, чтобы в промежутке между переговорами состоялись встречи заместителей и экспертов, которые бы формулировали вопросы для обсуждения на очередном, московском раунде переговоров. «Мы заявили о такой своей готовности уже на следующий же день после переговоров в Багдаде. Я сожалею, но сегодня со дня тех переговоров прошло уже больше двух недель, а противоположная сторона ещё не объявила о своей готовности провести переговоры экспертов и о готовности организовать встречу заместителей, чтобы подготовиться к Москве, подготовить повестку дня переговоров», - заявлял главный иранский переговорщик Саид Джалили, видимо, понимая, что он фактически подменяет переговорную повестку дня. Американская сторона тоже не спешила с принятием кардинальных решений, как бы зацикливаясь на июльской встрече в Стамбуле. Почему-то складывалось ощущение, что Иран вместе с Западом отыгрывали в Москве один общий сценарий, где России отведена второстепенная роль.
Ну-ну, пусть веселятся дальше. Тегерану, несмотря на все наши авансы и увещевания, захотелось потрясти мускулами, показаться сильнее, чем есть на самом деле. Да и Америка, похоже, чрезмерно увлеклась своими предвыборными пасьянсами. Так недолго и не заметить, как ракеты начнут летать туда-суда...
Впрочем, взрослые уже мальчики, и каждый сам выбирает себе судьбу...
Леонид Черток