Прощание со Ступкой состоится во вторник, 24 июля, на сцене Национального театра имени Франко, где он на протяжении многих лет был художественным руководителем.
Ступка родился в пос. Куликове Львовской области 27 августа 1941 г. в семье артиста хора и балерины. В 1948 г. семья переехала во Львов. Не поступив в политехнический институт, будущий актер работал учеником слесаря, а затем стал фотографом в астрономической лаборатории (лаборант-вычислитель на переменных звездах). В это время Ступка выступал в составе джаз-бэнда "Медикус" как ведущий. Первое театральное образование получил в драматической студии при Львовском украинском драматическом театре им. Марии Заньковецкой (1959-61). В 1963-1966 гг. Богдан Ступка проходил военную службу в Ансамбле песни и пляски Прикарпатского военного округа (работал конферансье и чтецом). При этом параллельно он учился на заочном во Львовском государственном университете имени Франко на филологическом факультете (1963-65) по специальности "украинская филология".
Почти сразу после армии Ступка женился, связав свою судьбу с выпускницей Бакинского хореографического училища Ларисой Корниенко. С женой актер пробыл в браке всю жизнь, называя ее своим самым главным достижением.
Во Львовском театре имени Заньковецкой Ступка пробыл актером с 1961 по 1978 г. Первой его ролью стала роль Механтропа, который строил ракету для первого полета человека в космос, в новаторском спектакле по пьесе Александра Левады "Фауст и смерть". В 1984 г. после переезда в столицу Украины Ступка закончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого (факультет театроведения). Образование Ступка получал "без отрыва от производства", так как еще в 1978 г. был зачислен в труппу театра имени Франко, с которым не расставался до самого конца. В 2001 г. Богдан Сильвестрович стал худруком в родном театре. До этого два года актер был министром культуры и искусств Украины в правительстве Виктора Ющенко (1999-2001).
Ступка сыграл более 100 ролей в театре. Самыми яркими стали образы Задорожного ("Украденное счастье" И. Франко), Дон Жуана ("Каменный хозяин" Леси Украинский), Автора ("Энеида" по Котляревский), Мастера ("Мастер и Маргарита" М. Булгакова), Тевье ("Тевье-Тевель" по Шолом-Алейхему), Ричарда, Эдмунда, короля Лира ("Ричард III", "Король Лир" В.Шекспира), Поприщина (" Записки сумасшедшего "Гоголя), Шевченко ("Сны по "Кобзарю" Козьменко-Делинде по стихам Шевченко), Треплева, Войницкого ("Чайка", "Дядя Ваня" А. Чехова), Его ("Бред вдвоем", Ионеско), Паскуале ("Призраки" Эдуардо де Фелиппе), Росмера ("Росмерсгольм" Ибсена), Эдипа ("Царь Эдип" Софокла) и другие.
В кино Ступка также сыграл более 100 ролей. Актер работал с кинорежиссерами Отаром Иоселиани, Кшиштофом Занусси, Ежи Гофманом, Режис Варнье, Юрием Ильенко, Кирой Муратовой, Сергеем Бондарчуком, Владимиром Бортко, Павлом Чухраем, Дмитрием Месхиевым. Кинодебютом Ступки стал фильм Юрия Ильенко "Белая птица с черной отметиной" (1971) - роль Ореста Звонаря. На эту роль претендовал Иван Миколайчук, но поскольку это была роль бойца УПА (т.е. отрицательная в советские времена), то власть не хотела, чтобы ее играл Миколайчук. Утвердили Ступку, за которым после театральной роли Ричарда III закрепился отрицательный имидж. Однако его трактовка образа Звонаря оказалась очень удачной, а эта роль до сих пор считается одной из лучших в списке актера. В списке киноролей Ступки много исторических личностей: гетманы Иван Брюховецкий ("Черная рада"), Иван Мазепа ("Молитва за гетмана Мазепу"), Богдан Хмельницкий ("Огнем и мечом"), а также Чингисхан ("Тайна Чингисхана"), Александра Керенского ("Красные колокола"), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба") и даже Леонида Брежнева ("Заяц над бездной").
Кроме того, среди киноролей Ступки кинокритики и зрители особенно запомнили Николая Задорожного ("Украденное счастье", 1985), Остапа Вишни ("Из жития Остапа Вишни", 1991), Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного", 1991), Валериана Стальского ("Западня", 1992-93, 5-серий. телефильм), Гирша ("Для домашнего очага", 1990-91), Либерзона ("Юденкрайц, или вечное колесо ", 1996), Богдана Хмельницкого ("Огнем и мечом ", 1998), полковника Бойко (" Восток-Запад "(2000, Франция), генерала Серова (" Водитель для Веры", 2003), олигарха Панченко (сериал" Завтра будет завтра", 2003), Старого ("Свои", приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале, 2004) и др.
На долгом и продуктивном творческом пути Ступка получил множество наград и призов. Отметим, что в 2008 г. он стал обладателем приза за лучшую мужскую роль на III-м Римском кинофестивале за главную роль в украинско-польском фильме "Сердце на ладони" (реж. Кшиштоф Занусси).
Богдан Ступка имеет звания героя Украины, народного артиста Украины, народного артиста СССР, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, лауреата Государственной премии и Международной театральной премии имени К. Станиславского и академика Академии искусств Украины.
По стопам Ступки пошел его сын, Остап Ступка, сделавший карьеру актера театра и телевидения.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ БОГДАНА СТУПКИ
Не думаю, что
могу сказать что-то умное. Разве что жизнь коротка, искусство
бесконечно, и творчество измерить не дано. Только это не я сказал.
Я неуч. И считаю, что от
чтения ума не прибавляется. У меня бабушка была очень умная, и мама очень
умная. Но не потому, что много читали - просто многое знали о жизни.
Я не в большом городе родился.
Так что кое-что умею и по сельской части: могу сажать картошку, могу копать
картошку, а могу и за коровой ухаживать.
Кроме актерской игры, я умею хорошо делать
только одну вещь - салат, которому научила меня мама. Нужно
тонко-тонко порезать огурец - только перед этим шкурку надо снять, - тонко-тонко
порезать лук, а потом добавить творог и сметану. Все это перемешивается и
получается отличный салат.
Я человек без слабостей. Курить
бросил, поесть никогда особо не любил, пью умеренно. Одним словом, сала не
люблю, горилку не употребляю. Скучно даже.
В кино я хожу только тогда, когда внук
придет и скажет: «Боня, посмотри этот фильм, он хороший». И
тогда я иду в кино. Недавно посмотрел «Катынь» Вайды. Но это не внук, это мне
Вайда посоветовал.
Я не люблю войну, потому что с детства боюсь
стрельбы. Мне было всего три года, но я хорошо ее помню. Помню,
как немцы давали детям шоколад. Как предупреждали: сейчас тут начнется битва,
уходите из домов. И теперь всю жизнь меня преследует страх. Этот страх иногда
заставлял меня драться, идти против больших людей. Может быть, именно из-за
него я и пошел в кино. Ведь в кино ты легко можешь спрятаться - это не ты, это
всегда кто-то другой.
Было время - я за день любил по несколько
раз переодеваться. Мама мне всегда говорила: «Ох, какой же ты
манерный!» Но я не был манерным. Я просто смотрел в окно, а там, например, шел
дождь, и человек бежал в пальто и сапогах. Ну и я сразу надену какое-нибудь
пальто, сапоги нацеплю, и сам у окна хожу туда-сюда - жду, когда дождь
кончится.
Чтобы понять человека, нужно всегда чувствовать
себя ниже его. Я научился слушать людей, когда был министром (с
1999 по 2001 год Ступка был министром культуры и искусств Украины. - Esquire).
Ко мне часто являлись ходоки и что-то говорили подолгу, просили. А я сидел,
слушал их мольбы, и думал: «Я не выдержу, я не выдержу, я сейчас засну. Что я
тут вообще делаю? У меня же есть дела поважнее. У меня репетиции, у меня
съемки». А они все: дай то, помоги с этим, все мелочи какие-то. А потом вдруг
понял, что не бывает мелочей. И мгновенно научился слушать и разговаривать.
Я уверен: чтобы человеку
глупости в голову не лезли, его всегда надо загружать работой так, чтобы он
мертвым домой приходил.
У нас очень трудно быть министром.
Потому что заведено у нас так: если ты артист - ты хороший, а если стал министром
- ты уже плохой. Причем сразу, на следующий день.
В фильме «1814» моего героя
спрашивают: «Вы верите в Россию?» - «Верю, - говорю. - Но не в чиновничью
Россию». А потом это вырезали.
Я человек мнительный.
Когда-то хотел переехать в Москву, а потом вдруг прочел книжку про Михаила
Романова (известнейший советский театральный актер, переехавший в свое время из
Киева в Москву. - Esquire). Он играл Протасова в «Живом трупе» - гремел на весь
Союз, был величайшей знаменитостью. А тут я прочел, что у него в Москве даже не
было квартиры. Он много лет жил в гостинице, и там, в гостинице, в конце концов
умер. И я подумал: «Ну нет, я туда ни за что не поеду. У них там самому
Романову по гостиницам пришлось болтаться».
Мне все говорят: Богдан, ты помешался на своих
украинцах. А я вот недавно выяснил, что семья Фрейда была родом
из Украины, из местечка Тысменица. Поехал туда. Вот, говорю, ведь Фрейд из
ваших мест. А они без понятия. Сидят все и норковые шубы шьют.
Одежду лучше всего покупать в Америке. Она
там не лучше, она там дешевле.
Очень часто нужно идти от противного.
Помню, как зимой я приходил к бабушке домой с замерзшими руками - а она их
сразу в ведро с холодной водой. И правда, согревался.
Раньше я был у женщин не особо популярен. А
сейчас на старости лет вдруг начал нравиться - и молодым, и средним, и
бабушкам. Сегодня в Киеве рано утром иду по театру, а навстречу мне идет наша
работница и говорит: «Ой, какое же чудо, что первый мужчина, которого я сегодня
встретила, - это вы». А я чего? Я дальше пошел.
Может быть, я и хотел бы сейчас стать на 20
лет моложе, но ведь у меня все равно не получится, вот я и не
думаю об этом.
Я бы никогда не смог
работать директором магазина.
Без любви и машина твоя
будет грязная.
По материалам украинской прессы