Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Социолог Олег Овчинников: «Анатолий Ефремов – как шестеренка в механизме. Приработался, выбрасывать рано»

Итак. Опрос за 26-29 февраля и 1-3 марта. Центр маркетинговых и социологических исследований «Форис», опрошено 1.000 человек в 28 населенных пунктах области. Стандартная погрешность - 3,2%. Расклад сил (по тройке лидеров): % % Крупчак В.Я., депутат Государственной Думы РФ 22 - Ефремов А.А., глава администрации Архангельской области 21 20 Киселев Н.И., генеральный директор ОАО "Молоко" 15 20 Против всех 6 13 Затрудняюсь ответить 31 36 Первые цифры - конец февраля, вторые - начало марта. У Крупчака, как выбывшего - прочерк. Главная интрига на начало марта - равные позиции Киселева и Ефремова. Но если Ефремов - человек уже как минимум десяток лет известный, то о Киселеве до настоящего времени знал лишь ограниченный круг жителей области. Что самое любопытное: с каждым днем, как показывают исследования социологов, поддержка населением Киселева растет. У действующего губернатора, несмотря на весь административный ресурс и откровенную поддержку в государственных и частных - так или иначе подконтрольных администрации - СМИ, ситуация обратная. Чем ближе выборы, тем меньше рейтинг. Как отмечает директор по маркетингу и развитию центра социологических и маркетинговых исследований «Форис» Вадим Трескин, «если Киселёв ещё в январе 2004 года имел поддержку на уровне 1%, на начало февраля 7%, на его середину - 15%, сейчас - 20%, то у Ефремова 35% было год назад, 41% - 4 года назад на предыдущем цикле избирательной кампании, в конце февраля этого года - лишь 21%. Сейчас идёт тенденция к падению рейтинга у Ефремова. Практически каждый день он теряет по полпроцента». Собственно, в этом и кроется главная интрига сегодняшнего дня. Что дает прирост народной благосклонности одному, и почему теряет голоса другой? По мнению Вадима Трескина, объяснение связано с тем, что «у Ефремова есть ограничение по составу тех, кто готов за него голосовать. Твёрдое ядро сторонников Ефремова ограничивается 20% населения области. Это те люди, которые нацелены на государственную поддержку. Те, кто не смог устроится в этой жизни и надеется на помощь сверху, на помощь власти. А также, люди, непосредственно связанные с интересами власти. Это люди, работающие в структурах государственного, муниципального управления, члены их семей, те, которые работают на предприятиях, зависящих от бюджета. Есть ещё одна любопытная категория - котласский куст, который достаточно далеко находится от Архангельска. В Котласском районе своя медиа-ситуация, которая достаточно хорошо управляется, и в основном там появляется на экранах и на страницах газет Ефремов. Здесь также проявляется поддержка основных спонсоров PR-кампании Ефремова, которые имеют свои интересы на юге области (Илим Палп). Плюс те избиратели, которые живут в отдалённых районах, где практически полностью отсутствует независимая пресса - только 1 и 2 каналы телевидения и районные газеты. Туда не поступает никакая информация». Иной взгляд на проблему предлагает доктор социологии Олег Овчинников. «Сначала посмотрим объективно. Встанем на их место. Я - Ефремов. Что я представляю? Да, восьмилетний срок. Да, я состоялся как губернатор, как управленец. Третий срок - уже многовато. И я, как товар, начинаю уходить с арены». Отсюда - и спад интереса, избиратель уже просто устал от постоянно повторяющихся обещаний, переходящих из выборов к выборам программ. Плюс - нет омоложения команды. Нет сильных «свежих» голов в администрации. Ротация происходит лишь в силу личных симпатий, знакомств. Или наоборот - личного неприятия. Вспомним такие имена, как Петров, Малаков, Румянцева. «Сколько выпускников государственного муниципального образования у Ефремова? Единицы. Так же в облсобрании. Депутаты - наше отражение. Новая элита работает сейчас в малом бизнесе. Через 4 года она массово войдет в губернаторы, правительство. А пока - советские кадры, мышление - тоже советское». Далее. Николай Киселев. Бывший третий, ставший … Каким? Вторым уже назвать его сложно (рейтинг - см. выше). Первым пока рано. Но тенденции к этому имеются. «За Киселёва, я считаю, сейчас голосует основная часть избирателей Архангельской области, - развивает тему В. Трескин. - Его лидерство несомненно в Северодвинске, где он опережал Крупчака уже к моменту снятия того с предвыборной дистанции. Киселев опережал Ефремова и в Новодвинске, хотя с небольшим преимуществом. Понятно, что достаточно хорошие шансы были там только у Крупчака. Кроем того, Киселёв очень хорошо начал набирать очки в сельскохозяйственных регионах области. Это видно по данным из Устьянского, Вельского, Онежского, Коношского районов - тех, которые находятся вдоль реки, вдоль железной дороги. Исключение составляют Приморский район и южные районы котласского куста». «Киселев? Фотогеничен, для женщин это - как актер кино, - считает О. Овчинников. - Несет с собою мир, благополучие. Есть опыт работы. Но в основном - в военной промышленности. А у нас не получается губернатор ни из военных, ни из сферы ВПК. ОАО «Молоко» - это не Котласский ЦБК, где управляют тысячами работников. Силы его в энергии, здоровье, амбициях. Слабость - неизвестно, насколько он владеет понятийным аппаратом всей экономики. Но в общественном мнении он идет сейчас вторым. Все остальные показали себя, чтобы раскрутиться перед выборами в областное Собрание. Я думаю, что, сделав эту стартовую базу, Киселеву нужно выйти на выборы мэра. Поуправлять городом, одной третьей частью области, а потом, закономерно, становиться губернатором. Было бы очень хорошо. Необходимо менять кадры, но сейчас не время. Период развития, который ожидает нас в 2004-2008 годах, требует руководства, которое хорошо знает ситуацию в регионе, проблемы и пути их решения. Губернаторский состав должен остаться прежним. При всех недостатках у Ефремова есть один плюс: президент, может на него положиться. Через 4 года – пожалуйста, меняйте. Старая команда уйдет, придут люди другого уровня образования. Они уже есть, они имеют техническое и экономическое образование, знают языки, поработали на Западе. Но время для них еще не пришло. Новая элита пока в тени, не правит еще». В то же время, по мнению В. Трескина, «сейчас сложилась уникальная ситуация. Наши прогнозы (центра «Форис» - прим. авт.) могут быть опровергнуты в связи с изменением ситуации. В первом туре может победить именно Киселёв, если ему удастся аккумулировать вокруг себя настроения 50% избирателей, которые нацелены на улучшение этой жизни. Реальный шанс победы Киселёва в первом туре присутствует». Отдельно стоит остановиться на PR-компании кандидатов. Начиная с 28 февраля на арену областных СМИ были выпущены «черные пиарщики». Возникает вопрос - почему именно с этого срока? По мнению В. Трескина, «за время спокойной, белой, пушистой избирательной кампании действующий глава потерял 10 пунктов своей поддержки. Наверное, было оценено, что в спокойной кампании Ефремов не побеждает. Он только теряет очки. В попытке изменить ситуацию были применены те технологии, которые, на взгляд приезжих пиарщиков, должны были сломить эту ситуацию». Есть и еще один вариант. Впрочем, его можно рассматривать и как дополнение. Что-то произошло такое во время визита Ильи Клебанова и Александра Вешнякова. Даже, скорее, во время визита Вешнякова. Мало кто обратил внимание на фразу, прозвучавшую на пресс-конференции Владимира Крупчака 3 марта. Он, напомню, заявил о том, что по его информации, интервью Вешнякова областным СМИ было выдано обрезанным на 60%. А это уже может свидетельствовать не о традиционной редакторской, а о конъюнктурной правке. И можно предположить, что в интервью было сказано что-то такое, что не понравилось одному из кандидатов. К тому же слишком уж нетрадиционно для себя подводила итоги дня в программе «Точки над I» компания «АТК-Медиа». Олег Овчинников эту мысль развивает дальше. «Благо выборов в том, как для природы половодье - вся грязь выносится. Мощнейшая критика власти. Есть хорошая возможность посмотреть на себя в зеркало. И власти урок великолепный, и тем, кто идет во власть». «Вопрос в другом. Как теперь скажется вся эта агитация на избирателях и их выборе? На мой взгляд, она может повлиять на 5-10% людей, подверженных подобным явлениям. Базовые интересы избирателей находятся в другой плоскости. Влияние на избирателей я бы оценил как маловразумительное», - резюмирует итоги многолетней социологической работы В. Трескин. «Черный PR может увеличить число проголосовавших против всех. Пока их число находилось на уровне 6-8% - среднероссийский показатель. Продолжится подобная агитация - и может случиться то, что архангельские избиратели устойчиво демонстрировали на протяжении последних 4 лет. Если мы посмотрим данные электоральной статистики, то увидим, что число голосующих «против всех» на выборах в Государственную думу увеличилось с 11% в 1999 году до 16% в декабре 2004 года. Думаю, что с помощью некорректной PR-кампании эту цифру можно поднять. И какое-то количество людей откажется от явки на избирательные участки. Это в конечном итоге может повлиять только на то, в каком туре один из кандидатов проиграет: в первом или во втором». Татьяна ДЕМИНЦЕВА

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (211)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20