Первое нападение на американских дипломатов, спровоцированное выходом фильма о пророке Мухаммеде, произошло в египетской столице в минувший вторник. Десятки демонстрантов попытались прорваться на территорию дипмиссии. Они успели демонстративно сжечь американский флаг, однако вскоре были разогнаны полицией, открывшей огонь.
На следующий день нападению подверглось консульство США в ливийском городе Бенгази, ещё не отошедшем от страстей периода свержения Каддафи. Результатом этой атаки - по некоторым данным вёлся прицельный огонь из гранатометов - погибли четверо сотрудников посольства. Среди них - посол США Кристиан Стивенс, которого все называют ярым и последовательным сторонником снятия напряжённости в отношениях Запада с Востоком. Но шальная пуля, в данном случае граната, не разбирается в подобных тонкостях. По последним данным посол Стивенс был тяжело ранен во время одной из ночных атак и умер по дороге в аэропорт Триполи, куда его везли для срочной эвакуации из опять одуревшей страны.
В Каире в ночь на четверг сотни людей вновь окружили территорию диппредставительства США. Участники осады забрасывали посольство камнями и бутылками с зажигательной смесью. Для разгона толпы полиция применила слезоточивый газ. Также сообщалось, что стражи порядка открыли огонь, однако выстрелы велись в воздух. По заявлению властей, в столкновениях пострадали шесть сотрудников полиции.
После событий в Египте и Ливии власти США усилили охрану своих дипломатических миссий. Президент США Барак Обама также потребовал от своих египетского и ливийского коллег обеспечить безопасность американцев.
Вслед за дипломатическими представительствами США в Каире и Бенгази, нападению подверглось американское посольство в Йемене. В столице государства Сане толпа мусульман, возмущенных выходом фильма о пророке Мухаммеде, попыталась штурмовать территорию дипмиссии. Полиции пришлось применить силу.
Нападение началось с того, что несколько митингующих сорвали флаг посольства, висевший на внешней стене, и подожгли. Затем был сожжён и флаг США - уже на территории дипмиссии. По сообщениям очевидцев, разгромлено здание охраны, находившееся у ворот диппредставительства, припаркованные рядом машины подожжены. После этого протестующие ворвались на территорию посольства. По заявлениям свидетелей, в протестной акции у здания посольства принимают участие несколько сотен человек. Впрочем, имеются заявления и о четырех тысячах участников.
В США полагают, что последние атаки не спонтанны, а скоординированы и не столько связаны с фильмом, сколько являются местью за ликвидацию одного из лидеров «Аль-Каиды» в Йемене Саида аль-Шихри. В Йемене действует самое мощное отделение этой террористической группировки.
И что, все эти ужасы из-за какого-то фильма, который теперь жаждет посмотреть полмира? Формально да, вспомните, какие страсти разгорелись несколько лет назад из-за газетных карикатур, которые потом разошлись в интернет-версиях так, что трудно найти человека их не видевшего. После массовых акций протеста в странах Востока и убийства американского посла, спровоцированного «Невиновность мусульман», члены съёмочной группы объявили, что их заставили участвовать в съемках обманом. Соответствующее послание к последователям ислама опубликовали 80 участников съемок.
«Поведение продюсеров возмутительно. Мы выражаем категорическое несогласие с содержанием фильма и глубоко сожалеем о произошедшей трагедии. Мы шокированы радикальной переделкой сценария и тем, что нам так грубо лгали», - цитата из их обращения.
Как объяснили члены съёмочной группы, «пожелавшие в целях безопасности остаться неназванными», кастинг на данный фильм проходил в июле 2011 года, однако тогда он носил название «Воин пустыни» и был заявлен как «исторический фильм о приключениях в Аравийской пустыне». При этом в оригинальном сценарии персонажа пророка Мухаммеда не было и в помине.
В окончательной же версии фильма пророк предстаёт в качестве безродного гомосексуалиста, поборника внебрачных связей и рабства и мошенника, призывающего к массовым убийствам, а его последователи изображены жестокими погромщиками и убийцами. Изменения в первоначальный сценарный план внесены в процессе монтажа и переозвучания, так утверждают испуганно-возмущённые кинематографисты.
А я, как профессионал, утверждаю - такого не бывает. В том смысле, что от членов съёмочной группы невозможно скрыть замысел картины, правда всегда вылезет в процессе съёмки. Забздели американские коллеги исламского гнева, не просчитали последствий, вот и весь сказ.
Между тем свою концепцию нашумевшей во всех смыслах ленты высказал режиссёр-постановщик «Невиновности мусульман» Сэм Бэсил. «Ислам - это раковая опухоль, - сказал он в интервью The Wall Street Journal. - Фильм же на самом деле является политическим. Он не о религии».
Проект, по словам Бэсила, удалось реализовать благодаря пожертвованиям примерно 100 еврейских доноров - в сумме они выделили на фильм 5 миллионов долларов. Съёмки проходили в Калифорнии и продолжались три месяца, в её производстве участвовало около 60 актеров и 45 сотрудников технического персонала. Можно даже не сомневаться, после такого «промоушна» расходы на производство окупятся с лихвой.
И что же дальше? Вашингтон направляет в Ливию антитеррористический отряд морской пехоты из 50 человек, на пути к берегам «освобожденной от диктатора Каддафи» страны два эсминца ВМФ США. С террористами, убивающими дипломатов, обещают расправиться при помощи беспилотников - возмездие должно быть неотвратимым и показательным. Пока всё в копилку кандидата от республиканцев Ромни, а вот Обаме его избиратели-мусульмане могут и не простить в ноябре карательных действий. Хотя при этом уже наш бесноватый телепридурок Макс Шевченко в своей американофобии договорился до того, что это само ЦРУ грохнуло посла, чтобы помочь Обаме переизбраться. Ну, это мы проходили - и небоскребы-то американцы сами взорвали, и убийство бен Ладена инсценировали, так как он их лучший тайный агент...
К слову, я совсем не удивлюсь, если выплывет, что режиссёр Бэсил и занимающийся продвижением его ленты на кинорынок пастор Терри Джонс являются провокаторами. Сознательными или бессознательными - отдельная тема. Но сработали они на руку сразу и «Аль-Каиде» и другим радикальным исламским группировкам. Судите сами - «арабская весна» как-то незаметно кончилась, полыхает одна Сирия, но это уже необратимый и нерегулируемый процесс. В Египте, где в результате выборов к власти пришёл выходец из «Братьев-мусульман», экономика стремительно катится на дно. Помочь подняться могут только страны Запада, что они и делали до сих пор, поэтому президент Мурси крайне вежлив даже с Израилем, но позволяет себе рыкнуть на Асада и Ахмадинеджада.
В Ливии же в результате парламентских выборов к власти пришло вполне умеренное светское правительство. В Тунисе тоже умеренные, но уже исламисты, пока ничего у них не клеится. И так далее по Востоку. Соответственно, исламская идеология начинает терять свою привлекательность и популярность. И как её подстегнуть за сравнительно небольшие деньги? Проще простого, возглавить борьбу с врагом. Желательно привычным, made in USA, что и было сделано...
Отбросив в сторону толерантность, и так-то мне несвойственную, берусь утверждать, что для подавляющего большинства жителей Востока мир кажется иным, чем жителям Запада. Например, они не понимают, что американский президент никогда не возьмёт в руки телефонную трубку и не рявкнет в неё на слишком борзого режиссёра - «ну-ка, шлемазл этакий, завязывай свою хрень снимать, не то посажу». В представлении восточных людей, ответственность за любое произведение искусства несёт вся страна, в котором оно создавалось, от посла до президента. До последнего не дотянуться, а до первого таки удалось.
Тем не менее, меня всё чаще посещает мысль о том, что на Востоке наступает время умеренного ислама, как в Турции, а не радикально-агрессивного, как афганский Талибан. И, чтобы дожить до этого прекрасного времени, нам, более спокойным, надо перестать раздражать их, более импульсивных. Вот если захотят наших женщин облачить в паранджи, тогда ответим так, что мало не покажется, сейчас-то зачем?
А ещё я сильно сомневаюсь, что фильм, из-за которого весь сыр-бор, представляет хоть какую-то художественную ценность. Примерно как михалковское «Утомлённые солнцем-2». Не к ночи будет оно помянуто...
Леонид Черток