К 2012 году «перестал действовать путинский миф - когда население воспринимало господина Путина как героя, который способен избавить страну от проблем», - сказал газете политолог, член Общественной палаты Дмитрий Орлов. А старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов увидел в жёсткой риторике президента и ужесточении законодательства «судорожные попытки» усилить поддержку консервативного большинства.
Однако восстановить любовь к себе как к лидеру нации, например, с помощью таких акций, как полёт с журавлями-стерхами, у него вряд ли получится, считает эксперт. Даже своему традиционному электорату «Путин всё меньше нравится как личность», и ему остаётся апеллировать к своей незаменимости как политика данного этапа развития новой России.
А вот что по этому поводу думает Глеб Павловский, политолог, некогда близкий к Кремлю, и непосредственно руководивший пиар-кампанией на первых президентских выборах тогдашнего и.о. «Путин выстраивает нового себя. Он обдумывает, строит какой-то новый сценарий будущего. Это, кстати, тоже нехарактерно для раннего Путина: он всё-таки больше был импровизатор, оппортунист. Похоже, что его сейчас увлекает театральная сторона власти, он ставит какой-то новый спектакль с несколькими действиями. Это поиск какой-то народной политики, когда человек придумывает себе мир, страну, отдельные группы - как Путин придумал себе рабочих, хотя Холманских (Игорь Холманских, полпред президента в Уральском федеральном округе) даже внешне мало похож на рабочего».
При этом новый Путин не хочет быть «диктатором» - это слово ему неприятно, продолжает Павловский. Диктатура Путину не нужна, «но ему нужна система, которая бы его слушалась, в которой его центральное место было бы абсолютно неоспоримо, в большей степени неоспоримой, чем просто должность президента».
Логика в рассуждениях именитого политолога, несомненно, есть, отчасти этим можно объяснить создание «политбюро», о чем ранее много писали. Эксперты указывали, что страной фактически управляют лидеры кланов, поддерживаемые приближенными элитами, а у Путина - главная роль, причем такая, что без него вся модель неработоспособна.
Тем не менее, по мнению Павловского, эта система уже сейчас распадается на кусочки: «Какой-то хаос из людей, управлений, кланов, в котором сам Путин уже плохо ориентируется. Путин думает, наверное, что он управляет ситуацией, но, похоже, что она управляет им. Это очень плохая история, в которую обычно попадают правители, которые оторвались и от граждан, и от правящего класса».
Что касается акций вроде полёта с журавлями, то Павловский продолжает мысль, высказанную мной в материале «Атас с АТЭС» (http://www.rusnord.ru/2012/1/31441) о том, что Путин «акционист» - он любит разного рода «представления», а самыми неожиданными испытывает народ на смирение. Но, понятное дело, у бывшего кремлёвского политолога больше информации о том, что творится за стеной с зубцами, и он выдвигает версию, что в окружении президента, видимо, больше нет человека, который отфильтровал бы ненужные инициативы и сказал бы ему - не надо, Вова, это уже перебор. «Никакой коллегиальный орган не пропустил бы таких вещей. Путин остался наедине со своими желаниями, рефлексиями и фантазиями. Если он хочет что-то сделать, ему никто не может сказать «не надо». Впрочем, здесь мне слышится обида Глеба за отставку, как бы он не хорохорился на тему «я устал, мне неинтересно...».
В свою очередь руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон утверждает, что показатель, за которым закрепилось название «рейтинг Путина», сообщает не о конкретном человеке на посту президента, а о состоянии социума. «Обществу, в котором с 1990-х стало появляться разнообразие, было важно иметь объединяющий символ, и фигура Путина с 2000 года и до нынешних дней исполняла сию важную функцию. Именно этим рейтинг Путина был не похож по своему содержанию на рейтинги большинства политических лидеров во всем мире, а потому отличался и своей небывалой устойчивостью».
Обычно рейтинг национальных лидеров является отражением удач и неудач их политики. Для Путина же такой зависимости не было, и его рейтинг прозвали «тефлоновым». Такой лидер нужен не для забот о политике и хозяйстве, как у всех иных государственных мужей, а «для славы России». Если судить по рейтингу, отношение к фигуре Путина не поменялось. Но впервые за годы социологи заметили, что «ответственность за проблемы в стране и рост стоимости жизни» абсолютное большинство в 51% решилось возложить на Путина», объясняет эксперт. «Видимо, это означает, что времена изменились, и теперь по меньшей мере половина граждан воспринимают Путина в качестве обычного президента, который заслуживает от них благодарности за успехи, но который несёт перед ними ответственность за нерешенные проблемы страны», - резюмирует Левинсон.
А вот, по мнению Сергея Маркова, проректора РЭУ имени Г.В. Плеханова, верного члена «Единой России» и в прошлом известного политтехнолога, будущие изменения показателей полностью зависят от действий самого Путина: «Население дало Путину карт-бланш. Я оцениваю этот срок в полтора года». Он считает, что президенту следует сосредоточиться на индустриализации страны, повышении доступности образования, медицины и транспорта, а также «посадить парочку олигархов, которые забыли, какая страна является их родиной». Интересно, кого Серёжа имел ввиду, и не шантаж ли это? С Маркова станется...
Свой рецепт политического долголетия для Путина есть и у самой «Единой России». Её рупор - замсекретаря генсовета партии Андрей Исаев заявил «Коммерсанту», что если завтра начнется война между Израилем и Ираном, а Владимир Путин сможет «уберечь страну от вмешательства в этот военный конфликт, то за четвертый срок Путина будет выступать уже 90% опрошенных». Если это шутка, то неудачная в своей кровавости. Впрочем, у бывшего анархиста язык без костей всегда опережал работу мозга.
В свою очередь телеканал «Дождь» обращает внимание на ещё одно любопытное исследование. В 2008 году 32% людей утверждали, что слышат вокруг себя положительные оценки о Путине, и только 3% - отрицательные. Ещё в феврале этого года положительных оценок было 29%, но уже сегодня таких всего 10%, а отрицательных оценок вообще стало в два раза больше - 20%.
Михаил Виноградов из фонда «Петербургская политика» комментирует это так: «Безусловно, происходит демобилизация сторонников Владимира Путина. То есть да, они по-прежнему, может быть, сохраняют ему пассивную лояльность, но, собственно, потребности поделиться какими-то положительными новостями о Путине у них нет. Критики власти, таким образом, перехватывают повестку». Кстати, я отрицательные отзывы о Путине, причём в превалирующем объёме, начал слышать сразу после трагедии «Курска». Но мой круг общения, видимо, не опрашивают.
А теперь, как говорили в моей юности, «подобьём бабки»:
Рейтинг
одобрения Путина упал за 10 лет с 79% до 59%.
Рейтинг неодобрения вырос с 8% до 22%.
Это что, провал? Для почти социалистической Беларуси - скорее да, чем нет. Для вполне азиатского Казахстана - несомненно. Для любой западной страны (Америка, Европа, Япония, Австралия), правь там де Голль, Рузвельт или Черчилль - это несомненный успех. И нам бы радоваться, что мы с этими в одной «корзине», а не с теми.
Что же произошло с рейтингом? За годы правления Путина (считая его премьерство), мы стали лучше жить и больше ездить, в том числе, не только на пляжи. И посмотрели-повидали, как в странах, где живут близкие нам по ментальности люди, никто не падает ниц при приближении «национального лидера», там такого понятия нет в принципе. Ну, а сохранившиеся в Европе монархии носят исключительно декоративный характер, некая пантомима для украшения нудных, но обязательных к исполнению протокольных церемоний.
А что в России? Миллиардер Прохоров во время своей предвыборной кампании неуклонно повторял, что стране нужен эффективный менеджер (типа него). Ему оппонировал нынешний президент Татарстана Рустам Минниханов, настаивая на том, что России нужен именно царь (хан), полностью ответственный за судьбу страны, а менеджер - это премьер-министр. Вот вам различия западного и восточного подхода к проблеме.
Николай II при одной из первых переписей населения написал в графе «родъ занятий» - «Хозяинъ Земли Русской». То есть полностью взял на себя ответственность за происходящее, за что и был расстрелян вместе с семьёй и с челядью. Собственно, примерно так же, только другими словами, именовал себя глава Ливии Муамар Каддафи, все помнят его ужасный конец?
Путин на такой же переписи величал себя скромно - «предоставляю услуги по обслуживанию населения». Наёмный работник, с такого и взятки гладки, даже сажать будет жалко.
При этом всём Владимир Владимирович явно страхуется, никто его заранее свергать не намерен. Можно много бухтеть о фальсификации какого-то процента голосов в марте, но то, что больше других - точно. И при любом противнике во втором туре он выигрывал, ибо в случае выхода Зюганова, он гарантировано получал голоса либералов, Прохорова - коммунистов-социалистов, а Жириновского - всех здравомыслящих людей скопом. Ну, кому из нас нужен вселенский бардак и хаотичный передел собственности, кроме придурков уровня Удальцова-Лимонова? В том же Навальном достаточно здравого смысла и деловых интересов, не говоря уже о Ксюше Собчак...
Так что можно расслабиться и спокойно ждать 2018 года, а уж там... Что будет там, похоже, и Путин не уверен. Поэтому он сейчас может пуститься во все тяжкие, не только журавлей в небо позвать, но и сёмгу на нерест повести, по интернету ходит соответствующий коллаж. Шесть лет пролетят незаметно, а дальше как сложится, могут и не пригласить. Не бог, не царь и не герой, просто президент.
Тоже не плохое звание, между прочим...
Леонид Черток