Директор Архангельского речного порта Александр Дятлов: "Революцию делать не будем"
-Когда мне предложили занять место директора, согласился сразу же - работа интересная, хотя, конечно, здесь своя специфика, - рассказывает Александр Дятлов. - Я же не занимался ни перевозками, ни добычей песка. Но до этого был замом генерального директора на "Красной Кузнице", поэтому определенный опыт руководства большим предприятием у меня есть. "Кузницу" восстанавливали, можно сказать, заново. Картина там первоначально выглядела так: территория завалена грудами металлолома, сплошные долги. Мы набрали штат руководящих сотрудников, сделали первые заказы. Старались навести порядок - от штатного расписания до уборки цехов. Потом, пытаясь сохранить традиции, начали помогать заводской волейбольной команде - она осталась там каким-то чудом.
Тем не менее, когда Александр Владимирович принимал дела в порту, ситуация представлялась намного выигрышней, нежели когда-то на "Кузнице". Порт не был банкротом. Свою управленческую команду новый директор не приводил, поскольку в том, как он считает, не было нужды, никаких сокращений не устраивал. Сменились лишь финансовый и коммерческий директоры.
-Здесь очень хорошие специалисты. Зарплата у них невысокая, но люди работают на совесть. Как и на каждом предприятии, есть у нас свои энтузиасты. К примеру, начальник пассажирского райуправления Валерий Алексеевич АРЕФЬЕВ может рассказать историю порта с 1920 года: что тут было, какие директора менялись - при ком жилось лучше, при ком хуже. Огорчает, что мало молодежи. Сейчас привлечь "молодых и перспективных" можно лишь хорошими деньгами, а пока этого обещать мы им не можем. (К слову сказать, средняя зарплата портовиков - 6 тысяч рублей. Примеч. автора).
Глобальных изменений в порту Александр Дятлов не планирует и менять его специфику тоже не будет. У предприятия довольно много заказчиков, давние и главные из которых ООО "Интауголь-Архангельск", ОАО "Архоблтоппром", "Силбет", "Комбинат железобетонных изделий "Северо-Запад", "Транс НАО", чьи грузы с началом навигации суда речного порта вновь "взвалят" на себя и примутся развозить по островам и районам.
- Приоритетное направление работы порта - добыча песка на Юрасе, на Жаровихе - центральный грузовой район, где переваливается уголь - этим и будем заниматься. Уходить с рынка мы не собираемся, будем брать все заказы, работать со всеми, кто к нам придет. Попытаемся все, что есть, сохранить, все, что можно, приумножить, - в голосе директора прозвучала уверенность.
Речники еще и пассажиров возят - как только растает последний лед на реке и до самой поздней осени, хотя дело это за многолетнюю историю существования никогда не было прибыльным. Давно миновали времена, когда архангельский купец Яков МАКАРОВ угощал путешествующих на его суденышках (прозванных "макарками") чаем и баранками. Однако жизнь на островах Северной Двины продолжается и в наши дни, поэтому их трудоспособное население спешит в Архангельск на работу и учебу.
- Приходится возить льготников, поэтому у нас возникают убытки, но их компенсируют заказчики - областная и городская администрации. К примеру, на предстоящую навигацию область выделила 10 миллионов, мэрия - 6. Архангельский речной порт - акционерное общество и может отказаться от невыгодных пассажирских перевозок, но как же бросить людей на произвол судьбы? Порт исторически этим занимался, и мы революцию делать не будем, - заверил Александр Владимирович.
Однако, помимо прочего, необходимо содержать в надлежащем состоянии суда, чтобы не пошли ко дну. А флот у порта старый, что греха таить. "Коммунар" построен в 1940-м году, "Балхаш" - 1944-м, есть в наличии и середнячки-шестидесятники, а самые "молодые" - "Петр Завернин" и "Леонид Марков" - датируются соответственно 1987-м и 1989 годами постройки. Всего же в распоряжении порта 8 пассажирских теплоходов.
- Ремонт, конечно, делаем. Но вот приобрести новые суда достаточно сложно. В модернизации, в первую очередь, должны быть заинтересованы городские и областные власти, и мы общаемся с ними по этому поводу. Возможно, на флоте появятся суда типа "Ирбис" (на воздушных подушках), однако это вопрос времени.
Архангелогородцы, прогуливающиеся по Набережной Северной Двины в том месте, где гранит уже не сковывает ее, лицезреют порой весьма печальные виды. "Заря" и два "Полесья" застыли напротив вокзала речного порта. Хотя ресурс свой они не выработали, в плавание по Двине больше не отправятся, поскольку размывают ее берега и бьют малька. Да и в эксплуатации слишком дорогостоящие - расходуют много топлива и требуют специальных причалов. Стоят они без дела не первый год. Поэтому у руководства есть задумка либо продать суда, либо сдать в металлолом. Пожалуй, в их отсутствие веселее станет картинка у вокзала. Кстати, его деревянное здание по причине своей ветхости (оно построено в 1965 году как временный павильон и находится в аварийном состоянии) тоже нуждается в "утилизации", к тому же в нем располагается не только зал ожидания, но и контора пассажирского райуправления порта. Поэтому в ближайшее время Александр Владимирович Дятлов намерен заняться проектом нового вокзала. Однако, как он заметил, этот процесс, включая строительство, коротким не будет.
Хотя "переворота" с приходом Дятлова в порту и не ожидается, тем не менее, новшества уже появились. Это, в первую очередь, касается работы с людьми.
- Может, раньше с них меньше спрашивали, и руководство им меньше помогало. Люди приходили с предложениями, а все попадало, что называется "в стол". Сейчас в этом плане я политику изменил. Предложения внимательно изучаю, а они самые разные - от порядка отгулов до экономии топлива и денег на предприятии.
Нужно сказать, что отношения "руководитель - подчиненные" в порту имеют обратную связь. По признанию Александра Владимировича, специалисты здорово помогают ему разбираться в "речной" специфике. Кроме того, с началом навигации директор планирует "на всех суденышках пройти по всем линиям, чтобы посмотреть, где, кого и как обслуживаем".
В заключение (назовем эту маленькую часть неофициальной), пожалуй, стоит упомянуть, что летом Дятлова ждут выпускные экзамены в Плехановской академии народного хозяйства и диплом экономиста. По всей видимости, подготовку он уже начал - во время нашего разговора на столе в кабинете лежал "солидный" талмуд по одной из учебных дисциплин.
Еще один штрих к портрету директора - он на "ты" со спортом, причем со школьной поры, когда начал заниматься плаванием и боксом. Александр Владимирович ходит в бассейн, любит пройтись на лыжах в Малых Карелах (куда отправляется каждые выходные) и поработать над боксерскими навыками.
- Я - вице-президент федерации бокса Архангельской области. Очень хорошо, что в нашем городе открыли школу по этому виду спорта. Во-первых, это олимпийский вид, во-вторых, молодежь находит выход энергии не в драках в баре, а на занятиях.
В выходные дни директор речпорта дает нагрузку не только мышцам - он старательно закрепляет знание английского и, по признанию Александра Владимировича, если когда-нибудь появится свободное время, начнет изучать испанский.
Итак, полку молодых руководителей архангельских предприятий (подчеркнем, одного из самых крупных и старейших) прибыло. Высокий потенциал своего нового директора портовики уже оценили. Надеемся, что после окончания навигации его одобрят и архангелогородцы-пассажиры, и фирмы-партнеры.
Людмила СЕЛИВАНОВА