Российский рынок труда становится интернациональным
27 апреля 1702 года российский император Петр ПЕРВЫЙ издает указ о ввозе в Россию специалистов-иностранцев. В основном это были инженеры и строители из Германии. Тогда поехать на заработки в Россию считалось весьма прибыльным бизнесом.
Спустя три века, ситуация мало изменилась. Среди руководителей крупных предприятий по-прежнему много иностранных специалистов, только вот сейчас на российском рынке труда появились выходцы из стран ближнего зарубежья.
«Порой, кажется, что одной из основных движущих сил отечественной экономики стали выходцы из ближнего и не очень зарубежья. Посудите сами, из всех людей, работающих на стройках, только прораб – россиянин. В Архангельске пока этого так сильно не заметно, но в городах центральной России сплошь и рядом такая ситуация», - рассказал нам старший референт представительства Министерства иностранных дел (МИД) в Архангельске Александр КОЧЕГАРОВ. По его словам, из дальнего зарубежья на работу в Россию едут в основном руководящий персонал совместных предприятий, реже – специалисты узких областей.
«Европейцу довольно просто устроиться на работу в России, достаточно лишь иметь фирму, в которой ждут именно его, и разрешение на работу из Федеральной миграционной службы МВД РФ», - уверяет Кочегаров. С жителями ближнего зарубежья несколько труднее. Если компания хочет взять на работу иностранца из бывших советских республик, прежде всего, придется получить разрешение на это в местном департаменте занятости. Прежде, чем выдать такую санкцию, департамент обязан выяснить, нет ли среди безработных местных жителей специалистов того же профиля, как и зарубежный соискатель. Если таковые найдутся, то вакансия должна быть предоставлена именно им, а не иностранцам. Как показывает практика, департамент занятости дает разрешение о приеме на работу гастарбайтера в девяносто девяти случаях из ста. Секрет такой результативности заключается в том, что любой профессии можно придумать самое замысловатое название. Если, например, фирме нужен специалист по трехмерной компьютерной графике, - на бирже труда такие специалисты называются «3-D-художниками», - то фирма посылает в департамент запрос о том, что ей требуется, к примеру, 3-D-дизайнер по гостиничным интерьерам. Департамент, обратившись к банку данных, выясняет, что таких специалистов нет, и дает разрешение на принятие на работу иностранца. Затем работодатель обращается в департамент уже не местной, а Федеральной службы занятости, который должен заверить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Следующим этапом оформления на работу выходца из-за рубежа становится обращение к управлению по делам миграции местного ГУВД. Здесь личность иностранца берут на контроль, и если он безупречен перед законом, дают свое согласие для принятия его на работу в российскую контору. Это разрешение должно быть также подтверждено в Федеральной миграционной службе МВД РФ. Только после этого местное управление по делам миграции дает окончательное разрешение приступать к работе.
Впрочем, как показывает нынешняя практика, жители ближнего зарубежья, как правило, избегают бумажной волокиты. Выходцы бывших южных советских республик даже умудряются организовать свой бизнес – как правило, это торговые точки на рынках. Они же с удовольствием берут нелегалов с Украины, которые работают довольно качественно и за очень скромные деньги. Бригадами из молдаван, украинцев заполнены леса Архангельской области. Как утверждают предприниматели лесопромышленного комплекса (ЛПК), работа такой бригады обходится в два, а иногда и в три раза дешевле, чем работа местных рабочих.
Ольга МИГУНОВА