Однако самый большой резонанс получило министерское решение снять с вооружения форму от Юдашкина, уж слишком много нареканий в её адрес. Однако известный кутюрье утверждает, что не имеет отношения к форменной одежде для российских военнослужащих, внедряемой с 2011 года. Военные грубо исказили первоначальный проект формы, заменили в нём ткани, фурнитуру, теплоудерживающие материалы дешевыми вариантами, в результате чего получилась подделка. Получается, от авторского варианта остался только фасон. А он, на мой взгляд, так вполне, не тот кошмар, что мы носили.
На минувшей неделе в СМИ появилось сообщение, будто бы новый министр обороны Сергей Шойгу распорядился отказаться от «формы Юдашкина», которая обошлась бюджету в 170 млн. рублей. К лету армия должна перейти на одежду от компании экс-главы Олимпстроя Таймураза Боллоева (от одного этого «строя» передёргивает, голимая же коррупция). Но в Минобороны пояснили, что эта одежда не является новой разработкой - речь идет о совершенствовании «отдельных элементов» нынешней полевой формы.
Валентин Юдашкин признался, что до сих пор не поднимал вопроса о подделке, потому что «до последнего надеялся, что всё-таки военные признаются, опубликуют какое-нибудь письмо, заявление, что «Валентин Юдашкин к нашей форме не имеет никакого отношения, мы сами себе Дольчи и Габаны, сами всё придумали, сделали, счастливы и будем отвечать за качество». Однако в Минобороны этого не сделали, поэтому модельер решил дать собственные пояснения, чтобы восстановить репутацию своего Дома моды.
«Официально заявляю, что то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую я и мои сотрудники разработали в 2007 году по заказу Минобороны», - заявил модельер в интервью журналистам. По словам Юдашкина, у нынешней формы, которую ему приписывают, цвет другой, состав тканей, красители, фурнитура другая, «пуговицы, липучки, утеплитель - всё другое». Он сообщил также, что денежного интереса в проекте для него не было - ни Дом моды, ни он лично не получили ни копейки. «У меня был художественный интерес, сделать масштабный национальный проект по созданию красивой, функциональной, современной, технологичной формы».
Художник признался, что потратил два года жизни на разработку проекта - «что-то было взято от формы армии Суворова, что-то от армии Жукова, от советской армии - цвета, фактура». Наибольшие трудности возникли с созданием полевой формы, которая должна быть не только современной, но и удобной в любом климате. Модельеры изучили зарубежный опыт и новые материалы, провели десятки исследований. «Каждый шаг был выверен. Можно было любой генеральский китель взять облить кофе, водой, соком - и всё с него стекало. Это были специальные термообработки». Лично меня искренне трогает такая забота мастера о внешнем виде высшего генералитета. Сразу видно - служил человек, в курсе, да какого состояния доходят наши офицеры в редкие минуты отдыха от ратных дел...
По оценке Юдашкина, та форма, которую сейчас носят в армии, в разы дешевле его варианта. Но, несмотря на обиду, подавать в суд на армию не будет - по его мнению, «это всё-таки неправильно и некрасиво». На вопрос, если новый министр обороны Шойгу предложит ему вновь заняться формой для армии по предложенному первоначальному варианту, согласится ли он, один из самых дорогих (в смысле гонораров) модельеров России ответил утвердительно.
Ранее новая форма, в разработке которой участвовал Юдашкин и его Дом моды, неоднократно подвергалась критике офицеров, военной прокуратуры и солдатских матерей. Выдвигались версии, что из-за этой одежды в армии регулярно вспыхивают эпидемии простудных заболеваний. Буквально на днях на кутюрье со всей фирменной простотой обрушился лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он заявил, что модельер должен как-то ответить за «холодную и неудобную» форму для военных. «Сейчас новый министр обороны хочет снова изменить форму. 170 млн. рублей потрачено из бюджета, так виноват Юдашкин. Наверное, надо как-то осудить таких наших портных. Не кутюрье, а по-русски - портной», - сказал политик журналистам в минувший вторник. Короче, выступил в привычной для себя роли - от любой дырки затычка.
Жириновский предположил, что Юдашкин «сам не служил, потому сделал форму холодную и неудобную». В ответ модельер сообщил, что два года отслужил в советской армии, в топографической службе, «и все тяготы и лишения испытал на себе». Эти сведения были проверены журналистами, подтверждены, опубликован даже номер воинской части. Что, в моём представлении, является грубым нарушение гостайны, так, по крайней мере, нас учили в армии. А вы говорите, что времена не меняются...
Так что насчёт практичности и удобства формы от Юдашкина (внешний вид российский солдат переживёт, чай, не американский)? Этим летом военные прокуроры требовали привлечь к уголовной ответственности командиров, виновных в массовом заболевании солдат элитной ракетной дивизии, расположенной в Ужурском районе Красноярского края, о чём стало известно ещё в феврале. Результаты проверки показали, что простуда и пневмония начали выводить из строя солдат не из-за новой формы от известного модельера, а из-за халатности офицеров.
«Установлено, что распространению простудных заболеваний среди военнослужащих по призыву способствовали нарушения температурного режима в казарменных помещениях и ненадлежащая организация медицинского обслуживания личного состава», - говорится в сообщении, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры. Мне тут же вспомнилась наша дивизионная гауптвахта, которую зимой её начальник прапорщик Лёха Шитиков каким-то образом на ночь отключал от общей системы отопления территории Кантемировки - «сон осужденного должен быть короток и беспокоен».
Шитиков в итоге плохо кончил, в начале 80-х посылку с его головой подкинули на КПП дивизии (http://rusnord.ru/2007/1/24408 ). У красноярских ракетчиков тоже всё кончилось грустно - от пневмонии умер солдат. Тогда его гибель пытались списать на просчёты Юдашкина, в этом активное участие председатель местного Комитета солдатских матерей. Но виновными в гибели солдата (по халатности) были признаны именно его непосредственные командиры. Несмотря на это, командующий Внутренними войсками РФ издал внутренний приказ - в особо сильные морозы использовать имеющуюся на складах форму старого образца. Как говорится - от греха...
А теперь перейдём к лирике. В годы моей службы на первой странице «дембельских альбомов», как правило, стоял слоган - «Кто не был, тот будет, кто был - не позабудет!». В том числе и военную форму, от кальсон с мотнёй, как для слона (спасибо дизайнерам за комплемент), до становившимся стеклянным на морозе х/б обмундировании. С последним мне повезло, гвардейские части в зимний период надевали в п/ш (полушерстяное), на ногах носили не кирзачи, а юфтевые сапоги. Зимой - то, что надо, но жарким летом ноги в них прели так, что от запаха портянок краска на полу казармы вздувалась пузырями. Менять же было не положено, сапоги по разнарядке выдавали одни и на все года. И хорошо, в юфтевых, хотя и тяжело бегать, зато ноги не так быстро отморозишь в карауле. А ещё была колючая шинель, которую осенние дембеля расчёсывали до состояния кошачьей пушистости, шапки и пилотки, по той моде чудом державшиеся на затылке, уродские с виду, но очень практичные и удобные в полевых условиях бушлаты.
Парадная форма - отдельная история, из неё казарменные умельцы творили такое, что никакой Габани с Дольчи не присниться, гусары Дениса Давыдова нервно курят в сторонке. Но это будет полное отступление от темы...
Я что-то сомневаюсь, что Валентин Абрамович (да-да, наш человек) Юдашкин во время срочной службы самолично обползал на брюхе топографический ландшафт своей необъятной родины. Скорее всего, сидел в тёплом штабе и рисовал (чертил), любой модельер, прежде всего, художник. Но представление о полевых условиях явно имел, как и о внешнем виде бойца, к которому надо стремиться. Ведь армия - это те два-три года, которые по обилию уроков и впечатлений у мужчин занимает полжизни. И уж форма, которая к дембелю облегает тебя, как собственная кожа, точно не забывается.
Видел я модели от Юдашкина, внешне они похожи на что-то натовское, мы бы такому фасону были безумно рады. Не очень понимаю, как, даже теоретически, во время ночной «тревоги» можно за 45 секунд, отведённых на подъём, зашнуровать высокие берцы? Мы в подобных случаях и на сапоги портянки сверху клали, чтобы только успеть ногу всунуть, а потом уже перемотать. Возможно, такие скоростные подъёмы просто отменены за ненадобностью и как очередное издевательство над солдатом.
В остальном, чисто внешне у меня претензий нет. Много разговоров о погоне на груди, а не на плече, но этому не стоит предавать прикладного значения.
А теперь по сути. Как я понимаю, Юдашкин со всего этого получил разовый гонорар за разработку эскизов, и то, подозреваю, в виде какого-нибудь ордена за заслуги. Бабки же срубили те, кто занимался массовым пошивом. Вы представляете, на какие суммы тянет подобный госзаказ, который приходится пополнять раз в полгода? Моей фантазии на такое не хватает, тут стоимость каждого сэкономленного (уворованного) сантиметра утеплителя нужно умножать на сотни тысяч, если не на миллионы. Начни только копать и получится - нужно пересажать всю службу тыла Минобороны плюс несколько сотен дочерних организаций типа «Оборонсервис». Где других тыловиков взять, честных? Придут такие же, профессия располагает.
А хотели всё свалить на одного рядового запаса Юдашкина, да не вышло. Дембель, как-никак...
Леонид Черток