Архангельск: от колыбели к современности
- Один из комплексов археологического зала посвящен стоянке "Кузнечиха" (3 тысячелетие до н.э.), она располагалась на территории современного города между Кузнечевским мостом и ТЭЦ на берегу реки Кузнечихи, отсюда собственно и название, - рассказывает экспозиционер Алексей ЕДОВИН. - Это древнее поселение было открыто в 1938 году. Занимался им известный археолог, один из крупнейших специалистов того времени, сосланный на север, Василий Иванович СМИРНОВ. Он нашел немало ценных и интересных вещей. Помимо керамики, мы показываем и предметы Беломорской культуры - фрагмет сосуда с изображением лебедя и даже специальное приспособление для нанесения подобных узоров, кремниевые фигурки, найденные еще в 19 веке на Кузнечихе и в окрестностях Архангельска. Но архангелогородцам придется довольствоваться в основном фотографическим изображением фигурок, поскольку большинство этих ценностей находится в Государственном историческом музее в Москве. Не могли мы не рассказать и о самом крупном поселении бронзового века на Севере. Оно, вытянутое на 2 километра, находилось между Архангельском и Северодвинском, на Кудьмозере. Причем раскопки проводились совсем недавно - в 2002-2003 годах. Конечно, на стендах представлен найденный материал.
Далее историки повествуют о местных племенах, населяющих суровую землю до прихода славян, а в качестве наглядности предлагают типичные финоугорские украшения. Славяне пришли на Север в 10-11 веках, осели в районе Усть Ваги (там оставлено много погребальных сооружений). - Они, во-первых, завезли сюда железные орудия труда, во-вторых, "привнесли" земледельческую культуру, которая отсутствовала у финоугорского населения, в-третьих - христианскую веру. Кстати, христианство приживалось на севере очень долго, а процесс этот изучен историками слишком мало. Есть предположение, что еще в конце 11 века большинство местного населения были язычниками, более активно в христианскую веру начали обращаться в 12 веке, но процесс этот затянулся на несколько веков. В славянском разделе выставлена самая старая икона, которая хранится в краеведческом музее, - Богоматери Узорешительницы (14 век). Она считается покровительницей христиан. Ну, и последний комплекс археологического зала посвящен поморам. Они сформировались как хозяйственно-культурный тип населения в 14-15 веках, хотя некоторые считают, что произошло это раньше. Поморские промыслы изображены на миниатюрах, выгравированных в книге 16 века "История северных народов" норвежского картографа Олауса Магнуса. Конечно, эти картинки даны в фотоварианте. Рассказали мы и о первых контактах с иностранцами - голландцами, англичанами, зимовке Вильяма Баренца. На фото - останки корабля на месте зимовки, но есть и "живые" вещи, принадлежащие Баренцу, - оловянная тарелка и фрагмент глиняного горшка. Представлены также поморские матки, то есть компасы. Без них, топора, хлеба и соли, поморы никогда не отправлялись в море.
Если в археологическом зале выставки история рассматривается с точки зрения современности, то в средневековом посетители "погружаются" в прошлое. Имитацию того времени художники решили создать с помощью фотокопий старинных гравюр, выполненных в натуральную величину, и объемных деревянных декораций-срубов. Посредине - Архангельская пристань с товарами на фоне деревянной крепости. И это своеобразное олицетворение города, поскольку основными причинами его образования послужили развитие торговли и охрана северных границ государства.
- Архангельск был построен за 1 год, а первое его описание дано в писцовой книге Мирона Вельяминова в 1622-1624 годах, - продолжает рассказ экспозиционер Наталья ЕДОВИНА. - И это единственное документальное свидетельство того, как выглядели в те времена город и крепость. Первыми горожанами стали стрельцы, присланные для обустройства и защиты Архангельска, и, конечно, монахи Михайло-Архангельского монастыря, вокруг которого и была построена крепость. Этой старейшая на Севере обитель возникла в 14 веке, хотя некоторые историки относят ее появление к 12 веку. Монастырь был административным, хозяйственным и культурным центром округи, всех двинских деревень. Существовал он исключительно за счет своих собственных доходов. У монастыря имелась своя вотчина - запашки, территории эти обрабатывали крестьяне, подписавшие соответствующие документы - так называемые "порядные". Северные крестьяне пахали и сеяли, работая на себя, однако выплачивая монастырю положенное денежное вознаграждение. Причем это истинно северный момент, поскольку в южных районах о таких вещах не могло быть и речи. Государство давало Михайло-Архангельской обители некоторые привилегии, к примеру, беспошлинной торговли солью и рыбой, о чем свидетельствует царская грамота, которую на время выставки нам передали сотрудники Архангельского областного архива. В 1636 году деревянный монастырь, возведенный на мысе Пур-Наволок (территория от памятника Петру Первому до стелы жертвам интервенции), во время пожара полностью выгорит, а затем будет отстроен новый, каменный. Однако располагаться он будет уже за чертой города (в современном Архангельске - это район улицы Урицкого). Историки решили, что будет справедливым "обнародовать" документ с именами жалователей на строительство каменного собора, среди которых значатся и воевода, и купеческие головы из других городов. - Думаю, посетителям будет интересно узнать о жизни Стрелецкой слободы, поскольку история средневекового города будет представлена в музее впервые, - на это особо обратила внимание Наталья Анатольевна. - Стрельцы поселились вверх по течению Северной Двины, от современных улиц Карла Либкнехта до Володарского, где жили со своими семьями и занимались промыслами, поскольку серьезных военных действий им вести не приходилось. Мы решили показать предметы быта слободы 17 века, найденные при археологических раскопках. Это замки и ключи, посуда и шахматные фигурки, кожаная обувь и игрушки, среди которых есть и детский кожаный мячик, который смастерили еще в 16 веке. В комплексе, посвященном торговле, разместились таможенные книги, товары и подлинные документы, указывающие, что именно привозили купцы из других городов. Среди их "поставок" была краска, сукно, перец, вина, сладости, посуда. Причем, многие вещи были весьма дорогими, приобрести которые могли лишь царские особы. К слову сказать, Архангельск называли житницей и сокровищницей Российского государства, поскольку город давал 70 процентов внешнеторгового дохода. В конце 16 - начале 17 века во время Архангельской ярмарки, которая проводилась с мая по сентябрь, торговая жизнь в Москве замирала, потому что купцы или, как их тогда называли, торговые гости, отправлялись вести свои коммерческие дела на Север государства.
Итак, портрет Архангельска изначального готов. Однако, это лишь первое звено большой экспозиции. Сотрудники музея намерены продолжить рассказ об истории города, и со временем в выставочных залах появятся портреты Архангельска корабельного (18-19 века), губернского, советского и современного.
С портретом Архангельска знакомилась Людмила СЕЛИВАНОВА
ФОТО: http://homa-homa.narod.ru/works/poly/kollages_2.htm