Сегодня – впервые за 4 года – лесопромышленники Архангельской области соберутся вместе, чтобы обсудить проблемы ЛПК
По его словам, он с момента своего вступления в должность в начале июня проанализировал ситуацию в ЛПК и изложил ее в служебной записке на имя главы администрации Николая КИСЕЛЕВА. «Я встретил понимание со стороны Николая Ивановича, - рассказывает Булатов, - и почувствовал его желание разобраться в проблемах ЛПК. Думаю, что консолидированно нам это удастся». В распоряжении ИА «Русский Север» имеется копия служебной записки, приводим из нее некоторые цитаты:
«…К сожалению, роль ЛПК в формировании консолидированного бюджета Архангельской области сокращается. Ухудшается финансовое состояние лесопромышленных предприятий, недоперечисляются средства в бюджеты всех уровней. Это, в свою очередь, осложняет финансовое и социальное состояние области, ее районов и поселков. Свою роль здесь играет и экспорт леса с низкой долей добавленной стоимости. Ввиду разрозненности лесопромышленных предприятий и как следствие непродуманных реформ отсутствует скоординированная система рациональной организации потоков лесоматериалов и финансов.
Выход из кризиса и развитие ЛПК необходимы для формирования доходной части бюджета Архангельской области… В Архангельской области недостаточен уровень экономической отдачи от деятельности лесопромышленных предприятий, необходимый для наполнения областного бюджета и для стабилизации работы и развития этих предприятий. Слабо увязаны экономические, социальные и экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей и населения районов Архангельской области. Непрозрачны действия участников лесных отношений. Не решена проблема перевода сырьевых потоков с зарубежного на внутренний рынок с целью углубления переработки древесного сырья в нашей области. Не обоснованы: оптимальный баланс производства и потребления лесоматериалов в регионе, принципы дифференциации платежей за пользование лесными ресурсами – важнейшие рычаги развития ЛПК.
Необходимо полнее осваивать лесной фонд региона и обеспечивать заготовляемым сырьем лесоперерабатывающие предприятия. Недоосвоение расчетной лесосеки сокращает объемы переработки древесины и соответствующие платежи в бюджет…
Значительная часть лесного фонда экономически недоступна. Продолжаются нарушения лесохозяйственных требований и лесные пожары. Необходима интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования. Неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог…
В числе острых проблем ЛПК: слабо осваивается ресурс промежуточного пользования, износ основных фондов предприятий подошел к критической грани, расчетная лесосека снижается, значительная часть лесного фонда – перестойные насаждения, поврежденные стволовыми гнилями, имеющие низкую товарность. Выход деловой древесины в ряде лесосек по хвойным породам не более 60%, по лиственным – значительно ниже. В лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы. Неудовлетворителен вклад предприятий лесного машиностроения в наполнение областного бюджета. Не решена ситуация с низкосортной древесиной и древесиной осины.
Для решения сформулированных проблем необходимо четко определить принципы политики и стратегический план в области управления и развития ЛПК, которые должны: базироваться на обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов, предусматривать рациональную схему управления лесными ресурсами, обеспечивать баланс интересов между максимальными темпами развития и получением доходов собственниками предприятий, обеспечением устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения, ростом реальной заработной платы работников, реальных доходов населения. Обеспечить поэтапное установление рыночного баланса цен, считая от цены «франко-склад покупателя» в цепочке: лесовосстановление – лесозаготовка - переработка и сбыт – финансовое обслуживание в условиях изначально противоречивых интересов органов управления, собственников лесопользователей, лесопереработчиков, транспортных и сбытовых структур, кредитных организаций, их работников и населения области в целом.
Необходимо сбалансировать противоречивые интересы различных ведомств, лесопромышленных структур и населения, обеспечив на этой основе развитие экономики области и ее районов, неистощительное многоцелевое использование лесов и их воспроизводство…»