Старый разговор на тему: ПДК от АЦБК
Но вот что важно: проблемами превышения допустимой концентрации химэлементов стали интересоваться не только журналисты и экологи, но и административные органы. 3 августа в Новодвинске прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), на которой как раз и обсуждалась проблема ПДК.
- Превышение концентрации метилмеркаптана в 5 ПДК уже расценивается как возникновение ЧС, - начал свое выступление, посвященное санитарному состоянию Новодвинска, Андрей ВИЛКОВ, начальник городского управления ГО и ЧС. – Следовательно, при такой концентрации мы должны если не объявлять ЧС, то, по крайней мере, рекомендовать горожанам как себя вести в этих ситуациях. Но и этого мы не можем сделать, так как и в управлении ГО и ЧС, и в муниципалитете нет оперативных данных о промышленных выбросах в атмосферу.
Вообще же в Новодвинске пятиразовое превышение ПДК случается ежемесячно. Алла НАЗАРОВА, начальник отдела экологии окружающей среды новодвинской мэрии, привела следующую статистику: «Количество превышений ПДК метилмеркаптана по месяцам составило:
в январе этого года – 4 раза,
в феврале 9, в марте 11, в апреле 10,
в мае 6».
Но эта статистика в тот же отдел экологии окружающей среды поступает очень поздно – обычно после 20 числа следующего за отчетным месяца. А, следовательно, и реагировать на чрезмерные выбросы уже поздновато.
Отсутствие оперативной экологической информации городскую власть беспокоит, но решить этот вопрос она пока что не в силах. Единственным предприятием в Новодвинске, специализирующимся на промышленной экологии, является «ТЭЧ-сервис», которое по договору обслуживает АЦБК, а, соответственно и все данные по выбросам, т.е. по загрязнению окружающей среды, являются «секретной» информацией и по достаточно странным обязательствам никому не предоставляются. Вероятно, есть повод что-то скрывать. Заместитель мэра Новодвинска по организационно-правовым вопросам Алексей БЕЛОВ высказал свое негодование этим фактом в следующей форме: «ТЭЧ-сервис оборудовал свою лабораторию в основном за счет экологических средств бюджета, а теперь «я не я и лошадь не моя», - никакой информации бесплатно предоставлять не хочет».
Муниципалитет может, конечно же, самостоятельно оборудовать подобную станцию, но, как пояснила Назарова, на это необходимо порядка 3 млн. рублей, которые для городского бюджета никогда не были лишними. То есть организовать независимую систему контроля над окружающей средой в Новодвинске пока не представляется возможным. Это вопрос экономический. Но существует и юридические трудности в решении экологических проблем.
Руководство АЦБК постоянно всем пытается доказать, что работает только в правовом поле и никаких законов не нарушает. Не спорю. Но, как оказалось, в рамках существующего экологического права не то, что АЦБК, а и «лохи» умудряются жить спокойно. К тому же АЦБК является объектом федерального значения, а из этого следует, что контроль над экологической ситуацией на предприятии осуществляют федеральные органы, а не муниципальные. Городской отдел экологии не то что оштрафовать предприятие за неправильное природопользование не может, а и рекомендовать ничего не имеет права. Не его юрисдикция.
Интересна позиция хозяев предприятия. Управляют Архангельским ЦБК по западным стандартам: положено на таком производстве 5,5 тысяч работников вместо 7 с небольшим, так и будет. А вот как что-нибудь заплатить, так по-нашему – по-русски. Зачем платить по полной, когда в этой стране и так прокатывает?! Вообще же экологическое состояние Новодвинска, в первую очередь, беспокоит его горожан. Именно они ежедневно ощущают всю прелесть проживания в родном городе. Ощущают это не с газетных полос и экранов телевизоров, а своими сенсорными органами. И судя по всему, еще долго будут ощущать.
Рюрик ЭРЕНВОРТ