БЮДЖЕТ-2005. Тайна магии чисел… районного бюджета
Итак, передо мной решение сессии районного Собрания депутатов № 309 от 19 мая 2004 года об исполнении бюджета МО «Вельский район» за первый квартал 2004 года, опубликованное в одном из номеров местной периодической печати. Решение представлено в виде таблицы, мелкий шрифт, дабы не привлекать внимание читателя и ни о чем не говорящие рядовому вельчанину, цифры. На первый взгляд - скучно и не интересно. На первый взгляд…но если вспомнить, что эти цифры обозначают деньги муниципального бюджета, иными словами, деньги населения района, распоряжаться которыми мы доверили главе муниципального образования, а контролировать расходы – районным депутатам, то возникает вполне здоровый интерес к этому скучному набору цифр и желание познать (читай: проанализировать) тайну магии чисел.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
Первый раздел муниципального бюджета начинается с налогов. Сразу следует отметить, что план по сбору налоговых доходов выполнен и даже перевыполнен. Перевыполнен очень даже солидно – более, чем на 8 миллионов рублей, или на 25 процентов. О чем это говорит? К самому процессу сбора налогов администрация никакого отношения не имеет, этим занимается налоговая инспекция, судя по этим цифрам, занимается хорошо. Но откуда взялось это перевыполнение обязательств? Согласитесь, никто платить налогов больше, чем положено, не будет. Следовательно, администрация при подготовке проекта бюджета очень некачественно сделала прогноз, потому и были приняты явно заниженные показатели налоговых доходов. Это единственное объяснение, почему по отдельным видам налогов выполнение составило 180-270 процентов!
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
И здесь перевыполнение, правда, не такое уж и большое. Но есть и разделы, по которым идет недовыполнение плана. Вот на эти разделы и следует обратить внимание. Например, раздел, который называется «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, зачисленные в местный бюджет». Честно говоря, не предполагал, что наш район, имеющий дефицитный бюджет, кому-то сам раздает кредиты! Ну ладно, если это выгодно, то молодцы, что дали. Но почему администрация не может получить деньги за проценты по этим кредитам? Кстати, сразу хочу отметить, что лично я очень сомневаюсь в экономической целесообразности выдачи муниципальным образованием кредитов, если для этого приходится использовать денежные средства, взятые в кредит в коммерческом банке. Учитывая, что бюджетом предусмотрено получение почти полумиллиона рублей в качестве платы за проценты, сумма выданных кредитов далеко не маленькая.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ И САНКЦИИ. ПРОЧИЕ НЕНАЛГОВЫЕ ДОХОДЫ
План по сбору средств, на который может влиять администрация и глава района, не выполнен ни по разделу «Административные штрафы и санкции», ни по разделу «Прочие неналоговые доходы». То есть ни администрация, ни глава района Николай ВЕРЕВКИН своей непосредственной работы не сделали, чем проигнорировали решение Собрания депутатов. «Выручили» этот раздел «прочие безвозмездные перечисления» в размере более, чем пять с половиной миллионов рублей, которые не были предусмотрены бюджетом. Итак, «лишние» деньги от налоговой инспекции и нежданный «подарок от доброго дяди» дали районному бюджету дополнительно 14 миллионов рублей!
ОТ ДРУГИХ УРОВНЕЙ ВЛАСТИ
Следующий источник доходов «От других уровней власти». Судя по таблице, ситуация с этим источником мне лично абсолютно не понятна. Оказывается, район на первый квартал получил 100 процентов годовых средств, предусмотренных на выплату субсидий и субвенций для возмещения льгот населению по оплате жилищно-коммунальных услуг по законам: «О ветеранах», «О инвалидах…», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации», «Ветеранам Архангельской области», «О реабилитации жертв политических репрессий» на оплату ЖКУ в сельских местностях и по взаимным расчетам. Если это так, то почему молчит администрация? Каким образом глава района собирается в течение последующих месяцев выполнять социальные законы? Или опять же все скинут на плечи предприятий? И где эти 100 процентов денег, если до сих пор не расплатились с коммунальщиками, транспортниками, газовиками за бытовой газ и так далее? Вопросы появились, а ответов нет. И только по двум статьям областной бюджет не выполнил своих обязательств перед МО «Вельский район» на общую сумму 5,5 миллионов рублей.
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Еще одна интересная строка в таблице – «доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». Откуда берутся деньги по этой строчке, я не знаю, но считаю, если Собрание депутатов приняло решение, то администрация обязана его выполнить. И недополучение более, чем одного миллиона двухсот тысяч рублей в бюджет остается на совести администрации главы района.
ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
Так как бюджет Вельского района имеет дефицит, преодолеть который эмиссией денежных средств район не может, поскольку собственной валюты не имеет, то бюджетом должны были быть - и были - предусмотрены «источники внутреннего финансирования дефицита бюджета». И все бы хорошо, но как говорится, «бы и мешает». Этот очень важный раздел выполнен только на 20 процентов. Из предусмотренных бюджетом почти восемнадцати с половиной миллионов рублей или, другими словами, одну пятую. В результате бюджет получил «всего доходов с учетом источников» почти на 7 миллионов рублей меньше запланированного.
ВО СКОЛЬКО ВЕЛЬСКОМУ РАЙОНУ ОБХОДИТСЯ ПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГЛАВЫ?
Исполнение бюджета за первый квартал 2004 года начали за здравие: в карман района попало «лишних» 14 миллионов рублей. С учетом тех 5,5 миллионов рублей, что недодала область, бюджет все равно получает 8,5 миллионов рублей со знаком плюс. Но мы получили 7 миллионов рублей со знаком минус… итоговый результат того больше – 15,5 миллионов рублей – деньги, которые могли бы быть, но которых нет в доходах района, это и есть результат деятельности, или бездеятельности администрации района! И это только за один квартал! Если и дальше так будет, то возникает вопрос, а не слишком ли дорого обходится району правление Н.И. Веревкина? Далее проанализируем исполнение расходной части бюджета, то есть разберемся, куда и сколько денег потрачено.
У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ
Функционирование органов местного самоуправления. Именно с этого подраздела начинается расходная часть бюджета и, наверное, это не случайно. В итоговой части таблицы указан процент исполнения бюджета, по этому разделу – 95,2 процента, что почти на 1 процент превышает итоговый показатель по всему бюджету. Но если сравнить объем финансирования на первый квартал, установленный Собранием депутатов при принятии бюджета, и фактическое финансирование, то получится, что администрация себя не забыла и на собственные нужды потратила более 100 тысяч рублей (депутаты на содержание чиновников запланировали меньшую цифру). Следовательно, процент финансирования на самом деле составил 101,3 процента от запланированного. Другими словами, при общем недовыполнении бюджета администрация на собственные нужды тратит почти на 6 процентов больше, чем было запланировано депутатами! Действия администрации в этом случае напоминают поведение Тита в известной притче, который, когда звали молотить – болел, а когда звали обедать – хватал большую ложку.
«ПРОСЛАВЛЕННАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По разделу «Правоохранительные органы, финансирование органов внутренних дел» ситуация с финансированием выглядит не лучшим образом. В итоговом столбце таблицы обозначен 90,1 процент исполнения. Если считать от утвержденного депутатами, то получается 87 процентов.
В разделе «Промышленность, энергетика и строительство» расходы по разделу «строительство и архитектура» выполнены по отношению к утвержденному почти на 140 процентов. Интересно бы узнать, по какому объекту? И когда этот объект будет введен в строй? И будет ли этот объект в реестре муниципальной собственности или снова исчезнет непонятно куда?
Ну, с сельским хозяйством у нас все отлично! Можно денег и не давать! Очевидно таково мнение администрации района, если раздел «Сельское хозяйство» профинансирован всего лишь на 74 процента от утвержденного. Про состояние ЖКХ и говорить не хочется, хотя финансы здесь отнюдь не поют романсы. В целом, финансирование составило 150 процентов от утвержденного! Интересно, а куда эти деньги делись, или при составлении бюджета администрация, как всегда, что-нибудь «забыла» и утвержденная цифра далека от необходимой?
Финансирование статьи «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций» аналогична с сельским хозяйством. Чрезвычайных ситуаций нет, нечего и деньги давать! Итог – 46,7 процентов от запланированного.
А вот с образованием можно сказать все в порядке. По крайней мере, с бюджетными расходами. Они составили 95,3 процента от утвержденного, что на 1 процент больше, чем общее исполнение бюджета.
Раздел «Культура и искусство». Смотрите раздел «Сельское хозяйство». Итог – 85 процентов от утвержденного. Зато подраздел «Периодическая печать и издательство» в прошедшем квартале профинансирован на 188 процентов от утвержденного! Любопытно узнать, что администрация издала. Какой фолиант? Который сразу стал библиографической редкостью? Или это плата газетам за «прославление» деятельности нашего главы?
«ЭКОНОМИЯ» НА ДЕТЯХ И ВЕТЕРАНАХ
Следующий раздел - «Здравоохранение и физическая культура». Очевидно, по мнению Николая Ивановича Веревкина, со здоровьем населения, как и с сельским хозяйством, у нас все отлично! Как иначе объяснить финансирование обязательного медицинского страхования в объеме менее 37 процентов от утвержденного?! А ведь эти деньги предназначены для оплаты за лечение неработающего населения, а именно детей и ветеранов. Стоит ли теперь удивляться отсутствию в больнице самых элементарных вещей? Сравнивая показатели финансирования деятельности администрации и здравоохранения, в очередной раз убеждаешься в правоте народных поговорок, таких, как «своя рука – владыка и «сытый голодного не разумеет».
В начале раздела «Социальная политика» все обычно: учреждения социального обеспечения профинансированы на 78 процентов от запланированного. Затем пошли довольно занятные цифры.
Появился новый подраздел – «Молодежная политика». Финансирование этого подраздела не предусматривалось депутатами вообще! И это еще цветочки… Ягодки деятельности нынешней администрации – раздел «Прочие мероприятия в области социальной защиты» и «Госпособия гражданам, имеющим детей», которые профинансированы на 100 процентов за первый квартал, но при этом годовой процент исполнения равен 0!!! Как такое может быть? Тут, наверное, и Лобачевский не разобрался бы!
ПОЧЕМУ АДМИНИСТРАЦИИ НЕ ХВАТИТ ДЕНЕГ?
«Обслуживание в условиях долга». Здесь ситуация аналогична первому разделу. В таблице поставлен процент исполнения - 99,8. Но если сравнить с той цифрой, которую утвердили депутаты, то получится 110 процентов. Учитывая, что Центробанк России постоянно проводит политику уменьшения ставки рефинансирования, то единственный вывод, который можно сделать о том, почему администрации Вельского района не хватило утвержденных средств – это то, что были привлечены дополнительные кредитные ресурсы коммерческих баков.
Вывод из всего изложенного напрашивается такой – главная цель главы Вельского района и администрации – это собственное спокойствие и благополучие. Остальное все второстепенно… Какая уж тут бюджетная «честность»!
Роман БАЛАШОВ, Вельск
РИСУНОК Александра ШАУРОВА