Глава ЦИК обсудил проблемы избирательного законодательства РФ с парламентариями Архангельской области
Так, Центризбирком только что завершил анализ применения новейшего законодательства о выборах за последние два года. В ходе работы обозначился ряд проблем, и были предложены возможные варианты их решения. На их основе подготовлена, по выражению Вешнякова, «обширная записка» страниц так в 50. Ее обсуждали вчера на заседании ЦИК. По словам Вешнякова, серьезных изменений в законодательстве не будет. Необходимо лишь внести изменения и уточнения в ряд законов. «Мы заметили ряд проблем, нестыковок в законодательных актах. Кроме того, реформа местного самоуправления требует внесения ряда изменений», - отметил глава ЦИК. Сейчас документ будет вынесен на суд общественности. Далее, если законодательные инициативы одобрит Президент, они поступят в парламент. И не позднее мая 2005 года будет принято окончательное решение. Вешняков ознакомил присутствующих с основными моментами документа. Самое «радикальное» предложение - введение общего дня выборов в третье воскресенье марта. «Граждане будут знать заранее, что в этот день они кого-то будут выбирать», - отметил Вешняков. «Дополнительный» день - первое воскресенье октября. Но если он выпадает в год «думских» выборов, он переносится на декабрь. Это должно повлечь за собой значительную экономию средств и удобство для электората. Альтернатива избирательного залога - сбор подписей - остается. «Но это должен быть формальный, а не фальшивый институт», - заявил Вешняков. А для этого сборщик подписей должен заверять свою подпись и паспортные данные нотариально. Предлагается также введение пропорциональной системы на выборах депутатов Государственной думы. Основная причина тому - в недостатках мажоритарной системы. При ней не учитывается большое количество голосов. Так, на прошлых выборах за «мажоритариев» проголосовало 40% избирателей, так что 60% мнений осталось неучтенными. А за тех, кто проходил по партийным спискам, отдали голоса 70%. Кроме того, за графу «против всех» при мажоритарной системе голосуют в 2-3 раза больше, чем при пропорциональной. В Ульяновской области из-за этого, например, до сих пор не выбран депутат. Вешняков также заявил, что от одномандатного округа чаще всего идут люди финансово обеспеченные и с прочными связями. То есть, их цель - лоббирование каких-либо собственных бизнес-интересов. Вопрос и в том, что в России не любят партии (потому что после «единовластия» КПСС, которая была любимой, они расплодились как грибы). И, зная это, многие кандидаты называют себя независимыми. В Госдуму таких «самовыдвиженцев» прошло 67. А сейчас независимых депутатов осталось только 7 штук. Остальные «затусовались» в «Единую Россию». С другой стороны, пропорциональная система тоже не идеальна. Поскольку при формировании партийных списков у «верхушки» партии слишком много возможностей. Итак, можно, конечно, перейти к мажоритарной системе, но тогда полностью развалится партийная. Поскольку партия, поддержанная властью, получит все голоса, и создавать другие не будет смысла. А можно перейти к пропорциональной системе, но несколько модифицировать ее. Например, в «головной» части партии оставить не 18, а трех человек, а остальных партия должна «раздробить» по регионам. По словам Вешнякова, в таком случае партии будет выгодно искать в субъекте федерации популярного человека, не обязательно члена данной структуры, но просто единомышленника, и тогда представители и партии, и регионов будут в парламенте. Причем в Госдуме должно быть представлено не менее 4 партий. В первую очередь, туда войдут «лидеры», а затем - те люди, за которых в данном регионе отдано больше всего голосов. «А то сейчас получается так, что Москва имеет всех больше мандатов», - заметил Вешняков. Впрочем, это касается только федеральных выборов, а регионы сами определят, какой системе следовать - мажоритарной или пропорциональной.
ФОТО Наталии ЛИЧКОВОЙ