Но тут начинаются нюансы. Даже после предъявления обвинения, Сердюкова вряд ли заключат под стражу. Скорее всего, ему определят домашний арест, как и его бывшей подчинённой, фигурантке дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Ведь в конце января было решено оставить бывшего главу военного ведомства под опекой Федеральной службы охраны ещё на полгода. Как тут не вспомнить переполненные камеры российских СИЗО, где годами маринуют крестьян, подозреваемых в краже мешка комбикорма. Тем не менее, эксперты тогда обратили внимание, что обычно подобные решения принимаются на год, и сделали вывод, что меньший срок связан с возможным уголовным преследованием Сердюкова.
Вообще дело заворачивается резонансное, характеризующее быт и нравы нашей властной верхушки. Ведь фигурантами этого уголовного дела могут стать не только бывший министр и его прямые подчинённые, но и родственники. В частности, муж сестры Сердюкова, бизнесмен Валерий Пузиков. Он-то и является той самой «роднёй», для которой в дельте Волги и кубанской курортной зоне строились элитные базы отдыха. Ну, как тут не вспомнить ещё об одном родственничке, тесте Зубкове, успевшим поработать и премьером и вице-премьером. Или нам опять будут втирать, что это кристально честный человек, а его зять лишь порченное яблочко на здоровой яблоньке?
До кучи может оказаться так, что всех фигурантов, кроме экс-министра, придётся искать с помощью Интерпола. В интернете прошло сообщение, что Пузиков, а также бывшие однокурсницы Васильевой Марина Лопатина и Лариса Егорина находятся за пределами России. В этом случае обвинения им предъявят заочно. Лопатину и Егорину пока официально не называют в качестве возможных обвиняемых, но их имена упоминались в связи со вскрытыми фактами мошенничества.
Для ясности: Марина Лопатина возглавляла ОАО «Военторг», где вскрыты многочисленные факты злоупотреблений. А до этого была главой субхолдинга «Красная звезда», где тоже «прокручивались делишки». Лариса Егорина возглавляла «Оборонстрой». Обе, по данным источников в органах военной юстиции, покинули страну ещё в прошлом году, причём Егорина это сделала сразу же после того, как арестовали Евгению Васильеву. Полное впечатление, что имеем дело с киношной бандой матёрых преступников, заранее продумавших и подготовивших пути отхода, а не со «случайно оступившимися» чиновниками.
Стоит отметить, что и про самого Сердюкова ходили подобные слухи - дескать, он сбежал за границу, но вернулся и на первый допрос в Следственный комитет прибыл прямо из аэропорта. О его скорой смене статуса - со свидетеля на обвиняемого - тоже рассуждают уже достаточно давно. Однако пока трудно судить, станет ли это реальностью. Прецедентов с фигурами такого масштаба я что-то не припомню.
А тем временем коррупционные дела Минобороны всё множатся. Новое будет заведено по факту хищения бюджетных средств, выделенных монопольному поставщику тепла для нужд военного ведомства - ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ) - на теплоснабжение военных городков. Главная военная прокуратура в ходе проверки выявила, что такие злоупотребления имели место в 2010-2011 годах, было похищено более 80 миллионов рублей - это больше половины от выделенной суммы.
ОАО РЭУ, обладая для этого всеми необходимыми материальными и производственными ресурсами, привлекло для выполнения контракта соисполнителя - некое ООО «ЭнергоКонсалт». Во-первых, сам договор с этой компанией превышал рыночную стоимость услуг, а во-вторых, он фактически не выполнялся: сотрудники РЭУ делали всё сами, но составляли и подписывали фиктивные акты о работах, якобы проделанных этим ООО.
Источники в правоохранительных органах рассказали газете, что проведению проверки по этому факту весьма активно противодействовали не только в ОАО РЭУ, но и в Минобороны. В частности, военным прокурорам вплоть до отставки Анатолия Сердюкова под разными предлогами отказывались предоставлять необходимую документацию, пытались спрятать ее и даже уничтожить. В итоге одного из фигурантов этого дела даже пришлось привлечь к административной ответственности.
Так неужели экс-министру обороны (прикиньте, ведомство-то какое!) действительно грозит реальный срок? Как это неудивительно, но да. Причём не за похищенные миллиарды, а конкретно за помощь родственникам. Если в других продажах других объектов недвижимости имя Сердюкова упоминалось лишь опосредованно, то в «анапском деле» он, вероятно, замешан напрямую.
Случайным факт попадания к зятю Сердюкова дорогостоящей недвижимости сложно назвать даже с натяжкой. Звучащий в предыдущих многочисленных коррупционных делах Минобороны аргумент «министр не знал, что подписал» (а на хрен держали такого «Незнайку»?!) в новом деле не пройдёт. Впрочем, схема «увода» недвижимости и земли из государственных нужд в частные руки в этом случае оказалась абсолютно такой же, как и в остальных.
Так что в Анапе? По данным следствия, в июле 2010 года власти города-курорта, рассмотрев обращение министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, передали департаменту имущественных отношений министерства для строительства навигационной станции участок земли общей площадью более 9,2 тыс. квадратных метров и находящиеся на нём здания и сооружения.
Речь идёт об участке в селе Большой Утриш Анапского района, где в водоохранной зоне Черного моря планировалось строительство РЛС и других объектов в связи с предстоящим перебазированием кораблей Черноморского флота. Осенью того же года землю отдали госпредприятию «Окружной материальный склад Московского округа ВВС и противовоздушной обороны» Минобороны России.
Впоследствии участок и строения на нём были признаны непрофильными военными активами и через центр правовой поддержки «Эксперт» были проданы частной компании за 110 миллионов рублей. В действительности объект недвижимости стоил не менее 167 млн. рублей, установили в следствии.
Большинство участников сделки с элитной землёй уже находятся под следствием. Как известно, бывшему руководителю «Эксперта» Екатерине Сметановой и её мужу (!), Максиму Закутайло, руководившему Окружным материальным складом, инкриминируется мошенничество. Сметанова заключила сделку о досудебном сотрудничестве и недавно была освобождена из-под стражи под подписку о невыезде. Глава Департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны Евгения Васильева содержится под домашним арестом за крупные махинации.
У меня наивный вопрос - неужели все обстоятельства этих сделок стали известны только после кропотливой работы следствия? Да любому нормальному человеку ясно - когда какие-то объекты государственного ведомства вдруг «признаются непрофильными» и выставляются на продажу, уже надо «копать». То же самое и с родством эксперта и директора склада, завязанных на одной сделке, на местном уровне явно знали, что это супруги. О зяте Сердюкова и дороге, которую ему построили военные, я вообще молчу. Мне казалось, стройбат ликвидирован. А, если и гражданские трудились, неужели бумаги с такими суммами прописью никакой экспертизы не проходят? Или там действует известный принцип - зять «цезаря» вне подозрений?
Впрочем, именно Сердюкову крупно не повезло. Он попал в очень для себя неудачный момент, когда Путину просто необходимо продемонстрировать избирателю решимость в борьбе с коррупцией. Причём не разовой, а системной. Но он ведь и не заброшенные детские сады приватизировал, а, например, землю под РЛС. Безопасность страны - понятие святое, это не табуретками торговать, за такое - по пухлым рукам.
Ещё Сердюкову не повело... с самим собой. Ведь он меньше всех из возможных кандидатов подходил под образ министра обороны. Представляю, какими словами его провожали на этот пост - помни, Толик, кому ты всем обязан, береги честь да знай меру. А тут и походы налево от премьерской дщери, и, думаю, крысятничество, не всеми миллиардами делился.
То, что его не берут под стражу, мне, как раз понятно. Куда бежать-то и зачем - бывшего министра обороны, попавшегося на казнокрадстве, любая страна выдаст, даже императорские пингвины Антарктиды. И пластическая операция не поможет, такую «пачку» скальпелем не перекроить.
Но польза от урока будет. Теперь многих в кабинете министров охватит постсердюковский синдром - дальше будут хапать с оглядкой. Ну, пусть хотя бы так...
Леонид Черток