Облсобрание: итоги и перспективы. Александр ЯШКОВ
- Какое значение уделяется предстоящим выборам в областное Собрание депутатов?
- Значимость областного собрания неотделима от статуса власти. Облсобрание определяет законодательную политику в том или ином регионе. Вообще, оно равносильно исполнительной власти, а по некоторым позициям стоит и выше. От позиции законодательного органа зависит и экономическая, и политическая мощь региона.
- Александр Георгиевич, какие партии и блоки будут участвовать в предстоящем референдуме?
- Всего на федеральном уровне зарегистрировано 44 политические партии. На региональном уровне в выборах депутатов областного Собрания могут участвовать только политические партии, имеющие свои представительства в более чем пятидесяти регионах страны. Помимо этих 44 имеются региональные отделения. Архангельское Управление Минюста обозначило 32 региональных отделения, которые могут участвовать в предстоящих выборах. Кроме того, в НАО 8 одноименных региональных отделений. Но закон не разрешает того, чтобы одно региональное отделение имело преимущество перед другим региональным отделением одной и той же партии в возможности участвовать в избирательной кампании.
- И как им тогда быть? В выборах участвовать и продвигать своих людей все же хочется.
- Если они желают участвовать в выборах по единому избирательному округу, то им тогда просто нужно договариваться с архангельскими отделениями партий, ведь партия одна. Интересы партии выше амбиций отдельных чиновников. Насколько я знаю, между партийными ячейками ведутся переговоры, надеюсь, им удастся найти общий язык.
- Какие еще органы, кроме избирательной комиссии, будут отслеживать ход выборов?
- Основная нагрузка, конечно, возлагается на нас - областную избирательную комиссию. Мы организуем выборы, контролируем ход агитационной кампании, подводим итоги. Действительно, учитывая сложности этих выборов, - наряду с выборами депутатов облсобрания возможно будут проводиться и выборы в органы местного самоуправления, - мы совместно с администрацией области подготовили проект постановления главы администрации Архангельской области о содействии избирательной комиссии на период подготовки выборов. Обозначили, кто и какие функции будет выполнять в период выборов: надо выделить помещение территориальным, окружным избирательным комиссиям, обеспечить их связью, транспортом. Естественно, выборы пройдут при участии служб охраны общественного порядка, организации телефонной связи, ФСБ, налоговой службы в том режиме, который обозначен законом. Например, нужно подготовить все справки на кандидатов - о судимости, о доходах, имуществе, и все это - в течение десяти дней. Не всегда получается собрать необходимые данные в сроки: такие коллизии случались. Поэтому специальные рабочие группы будут организованы заблаговременно и помогут комиссиям в решении их задач.
- Кстати, о судимостях, в партийный список любую фамилию можно занести - по фамилии же не определишь, судим кандидат или не судим…
- Но мы будем запрашивать информацию, в том числе и по кандидатам, выдвинутым от политических партий. На избирательных участках избирателям должна быть предоставлена возможность получить информацию по каждой фамилии в списке от каждой политической партии. Таким образом, избиратель сможет посмотреть не только краткие биографии первых трех человек в начале списка, но и весь список.
- Было много споров по нарезке избирательных одномандатных округов, особенно жарко она обсуждалась на последней сессии. Говорили, будто нарезка необъективна, что она заказная...
- Говорить о том, что присутствовала какая-то субъективность при работе над нарезкой нельзя. Для того, чтобы все мнения депутатов были учтены, была создана согласовательная комиссия. В ее состав вошли депутаты и представители администрации, из избирательной комиссии было двое человек. После двух заседаний мы остановились на варианте нарезки, утвержденном областным собранием. Этот вариант был согласован со всеми членами согласительной комиссии. Спорные диалоги, конечно, были. Например, мы учли мнение главы администрации Мезенского района, о том, что Мезенский, Лешуконский и Пинежский районы должны быть в одном избирательном округе, его поддержали лешуконский и пинежский коллеги, комиссия согласилась. Думаю, что большинство споров пошли оттого, что каждый депутат - это потенциальный кандидат, и он рассматривает эту схему, прежде всего, не с позиции депутата, а с позиции кандидата. Например, депутат Артемов предложил поделить Няндомский район с численностью двадцать пять тысяч человек в пользу Коношского района с численностью населения гораздо меньшей, в пользу своего округа.
- Попытки влияния и давления на избирательную комиссию в период перенарезки округов были?
- Конечно, в процессе работы над нарезкой дверь не закрывалась, приходили, просили - дайте мне то, сохраните мне это. И телефон не умолкал, главы звонили из районов. Мы, в свою очередь, принимали все замечания, поправки, и с учетом необходимых законодательных моментов, думаю, эта нарезка самая правильная.
- При сложившейся политической ситуации, может ли кандидат самостоятельно идти на выборы по одномандатному округу? И как будет выглядеть этот потенциальный кандидат, можно ли выделить, например, его профессию, уровень доходов?
- Ну, при нынешних обстоятельствах, один кандидат - в политическом поле не воин. Наверняка, он будет связывать себя с какой-то политической партией. По уровню доходов сложно что-то сказать, но однозначно кандидат, заинтересованный в победе, а не исполняющий роль подсадной утки, должен будет иметь хорошую финансовую поддержку.
- На ход выборов в облсобрание ожидается влияние пресловутого административного ресурса?
- Тут надо смотреть на то, кто именно будет использовать административный ресурс. Обычно за административный ресурс принимают ту власть, которая может его использовать. У нас же исполнительная власть только-только сформировалась. Новая властная элита пока явно не выражена. Вряд ли в силу своей молодости она сможет влиять на ход и тем более на результат выборов. Это, во-первых. Во-вторых, для реализации административного ресурса на выборах в областное собрание нужно использовать вертикаль региональной власти, а пока схема взаимодействия органов местного самоуправления и областной администрации выстроена слабо, тем более главы муниципальных образований озабочены своими выборами.
- Финансово-промышленные группы будут выдвигать своих на выборах?
- Попытки, думаю, будут, во всяком случае, это в их интересах...
- Вы уже провели профилактику, предупреждающую черные PR-технологии?
- То, что мы называем черными технологиями, для избирательных технологов обычное дело. Конечно, в закон о выборах постоянно вносятся изменения, позволяющие предотвратить использование нечестных методов предвыборной борьбы, избирательная комиссия достаточно мобильная стала, пытаемся заскочить вперед, поставить заслон. Но "черные" технологи, как правило, находят лазейку. Думаю, нам их просто не догнать, но стараемся.
- Обычно часто используется ход подкупа избирателей....
- Подкупы, заключение договоров с кандидатом, отчасти, уже в прошлом. Наше гражданское общество, к сожалению, очень подвержено другому влиянию. Яркий пример тому - ситуация на думских выборах, когда блок "Родина", не имеющий накануне старта избирательной кампании, ни одной региональной ячейки, прошел в Думу. Центральные СМИ, особенно телеканалы, провели массовую обработку населения, об итогах которой вы знаете. На региональных выборах можно привести пример смены власти в нашей области, Рязанской и др.
- Правила предвыборной гонки претерпели какие-либо изменения?
- В основном они сохранились. Вот только политические партии и блоки, созданные перед выборами, должны будут не раньше, чем за десять дней до выборов опубликовать в прессе свою программу. Необходимо отметить то, что кандидат имеет право начать свою предвыборную агитацию с момента своего выдвижения, за исключением агитации в СМИ, которую можно вести только с 19 ноября по 17 декабря.
- Может ли быть такое, что кому-то из кандидатов будет отказано в регистрации?
- Да, в регистрации мы можем отказать, но снять с гонки, то есть отменить регистрацию может только суд.
- По каким причинам кандидату может быть отказано в регистрации?
- Причины отказа определены законодательством, очень конкретны и не подлежат расширению. Можно отметить среди них: нарушение порядка подписей, недостоверность сведений о себе, предоставленных кандидатом, использование средств помимо избирательных фондов, использование преимуществ служебного положения.
- Какие финансовые отчеты будут подавать кандидаты?
- При выдвижении кандидат должен предоставить декларацию о доходах и сведения об имуществе. Кроме того, три финансовых отчета по своему избирательному фонду. Первый отчет при предоставлении документов на регистрацию, второй – за 10 дней до дня голосования и итоговый – после опубликования результатов выборов. Избирательный фонд кандидата не должен превышать 300 тысяч, избирательный фонд партии - 7 миллионов рублей.
- То есть получается, что кандидат не имеет права использовать больше трехсот тысяч рублей? Но, Александр Георгиевич, полоса в газете стоит около тысячи долларов. Не секрет, что в предвыборный период расценки увеличатся. Посчитаем: всего десять публикаций на десяти полосах и избирательный фонд исчерпан. А сколько стоит оплата работы агитаторов, сбор подписей, выпуск своей газеты, услуги имиджмейкеров, спичрайтеров... Да и к тому же некоторые кандидаты привыкли жить на широкую ногу - за один поход в столичное казино эти десять тысяч долларов растратить могут - вряд ли для таких речь может идти об экономии на выборах. Тут, если провести дотошную ревизию Фондов будущих депутатов, у многих обнаружится "перебор" ...любого потенциально неугодного можно снять.
- Значит, надо соблюдать закон. А он запрещает использовать иные денежные средства, кроме средств из избирательного Фонда кандидата. В свое время господин Силантьев был уличен в использовании средств вне избирательного фонда и был снят с выборов, тогда даже до Верховного Суда дошли.
- И, наконец, какой должна быть явка, чтобы выборы состоялись? Какой она будет, по вашим прогнозам?
- Явку мы ожидаем примерно такую же, как и на губернаторских выборах. А чтобы выборы состоялись, нужно, чтобы проголосовало 20 % от числа избирателей, включенных в списки.
Наталия ЛИЧКОВА
Фото Наталии ЛИЧКОВОЙ