Развитие транспортной структуры в регионе следует проводить в рамках программы «Баренц Линк», считают представители северных стран
По предложению западных партнеров работу в этом направлении следует проводить в рамках программы «Баренц Линк», которая свяжет сетью железнодорожных и транспортных магистралей крупные населенные пункты и промышленные центра Баренц-региона. «На территории нашей области основным составляющим звеном проекта «Баренц-Линк» является строительство новой железнодорожной линии Карпогоры-Вендинга, длинной 215 километров, которая соединяет две тупиковых железнодорожных линии: Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь, с целью создания спрямляющего выхода из республики Коми к Архангельску и другим пунктам Северо-Запада, а также в Финляндию, с использованием железнодорожной линии Ледмозеро-Кочкома», - сообщил на сегодняшней встрече заместитель начальника отдела департамента транспорта и связи обладминистрации Константин БАРЕХОВ. По его словам, также в рамках этой программы очень привлекательно выглядит проект «Белкомур», в случае строительства которой магистраль Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь свяжет регионы Урала и Сибири с Северо-Западом России, в первую очередь с Архангельском и его морским портом. «Создание магистрали не просто снизит затраты на железнодорожные перевозки, но также будет стимулировать экономическое развитие ныне отрезанных от прямого выхода на внешний рынок регионов Архангельской области, Республики Коми и Коми-Пермякского автономного округа, а также усилит загрузку архангельских и мурманских портов», - отметил БАРЕХОВ. Помимо этого, строительство магистрали создаст возможность организации международного транзита грузов из Северной Европы до стран Дальнего Востока и Азии. Основной причиной прекращения строительства железнодорожной магистрали является отсутствие денег. Так, на сегодняшний день строительство «Белкомура» оценивается в 11,3 млрд.рублей (около 400 миллионов долларов). Предполагается, что 40 % этой суммы на возвратной основе выделит федеральный бюджет, 10 % - местные бюджеты. Остальное должны составить собственные средства компании «Белкомур» и привлеченные инвестиционные кредиты. По словам БАРЕХОВА, привлечение кредитных средств на данный момент больше всего стопорит ситуацию. Помимо этого, есть и еще один, весьма весомый аргумент против строительства. По мнению железнодорожников, «Белкомур» может оказаться убыточным из-за отсутствия необходимого грузопотока. «Железнодорожная ветка окупает себя, если по ней в сутки проходит 15 пар поездов - учат студентов в железнодорожных вузах. После строительства железной дороги на участке Карпогоры - Вендинга и открытия рабочего движения, в лучшем случае, при существующем положении вещей в сутки будут проходить 2 поезда. Этого объема явно недостаточно для окупаемости новой магистрали. Странам Баренц-региона желательно переориентировать грузовую базу с Балтики на Архангельск», - считает Барехов. По его словам, возможно, если это произойдет и северные партнеры согласятся инвестировать этот проект и переключат грузопоток на Архангельск, то ситуация изменится. Пока же строительство магистрали компанией «Белкомур» приостановлено с 1 июля 2002 года. «Сооружение железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Кудымар-Пермь экономически нецелесообразно, т.к. существующая транспортная сеть в Северо-Западном регионе полностью обеспечивает потребные объемы перевозок, себестоимость перевозок по этой магистрали будет в 4-5 раз выше, чем по существующей сети, что повлечет за собой повышение транспортной составляющей в конечной цене продукции. За счет переключения грузопотоков снизятся объемы перевозок по действующим железнодорожным линиям», - отметил БАРЕХОВ