Местное самоуправление. Глава Приморского района Юрий СЕРДЮК: «Решение проблемы ЖКХ в России достойно Нобелевской премии…»
- Юрий Иванович, если Вы не против, нашу беседу я хотел бы начать с вопроса, который беспокоит сейчас многих муниципальных и региональных управленцев, - о бюджете 2005 года. Какой будет районная казна в следующем году, и какой хотели бы ее видеть Вы?
- К сожалению, доходная часть бюджета, формирование которого проводится именно сейчас, претерпела изменения. Причем, не в лучшую сторону, в частности, налог на прибыль, который делился на федеральную, региональную и муниципальную части. Мы, муниципалитет, работаем с предприятиями, которые часть своей прибыли отдают в бюджет. От этой совместной деятельности районной власти и бизнеса зависит эффективность работы предприятий, прозрачность их труда. Мы за многие годы наработали определенный опыт и уже можем с предприятиями разговаривать на одном языке. Но со следующего года этого налога в муниципальном бюджете не будет. Как и не будет налога на имущество юридических лиц, это тоже достаточно емкая часть районного бюджета. Любой глава и его команда должны проводить работу по увеличению прибыльности предприятий. Задача властей - это создать условия для прибыльной работы предприятий. А зачем это теперь власти, если налога в бюджете не остается? По сути, в бюджет будут поступать весомые налоги - НДФЛ и лесные платежи, остальные налоги и сборы это незначительные поступления в казну. Налоговая база 2005 года, сформированная расчетным путем, ниже уровня текущего года. Это говорит о том, что мы в большей степени будем зависеть от выравнивания бюджетной обеспеченности, чем от экономики региона. Придется ходить к вышестоящему бюджету за деньгами, потребность в которых будет постоянно возникать. Такой подход усложняет работу, как говорится «лучше удочка, чем рыба».
Расходы остаются на прежнем уровне. Вышло постановление правительства РФ о переходе на 100% оплату населением услуг ЖКХ и переводе коммунальной сферы на бездотационную основу. Для нас это серьезный шаг. Как будет в связи с этим выглядеть бюджет Приморского района, сказать пока сложно. Сейчас существует несколько вариантов. Основной из них можно сформулировать так: мы должны от ЖКХ «плясать, как от печки». Сфера ЖКХ с максимальной нагрузкой работает 8,2 месяца из 12, оставшееся время с меньшей нагрузкой. Но все равно это непрерывный объем работ по оказанию коммунальных услуг населению, проживающему в благоустроенном жилье, а таких у нас большинство (86%). Мы вынуждены, имея минимальные возможности, все равно максимально использовать их на ЖКХ. Ведь 100% платежи переложить на плечи население не реально. Сегодня уровень платежей населения от экономически обоснованного тарифа составляет 60-65%. Максимальное увеличение приведет к тому, что квартплата с коммунальными платежами составит 3,5-5 тысяч рублей. А средняя зарплата в районе 5,7 тысячи рублей. У населения денег не остается практически ни на что.
- Вообще проблемы ЖКХ присущи всем муниципальным образованья России. В частности, в Вашем районе они связаны с Ширшей, Лявлей, Катунино… Улучшения не предвидится?
- Ширша и Лявля - это разные населенные пункты, и, соответственно, две разные проблемы. Если в Ширше население получает услуги со стороны, и там коммуникации оказались не до конца подготовлены, то в Лявле местная котельная достаточно мощная. В свое время ее строили на перспективу расширения жилого фонда, но нового жилья в Лявле так и не появилось и в ближайшее время вряд ли появится. В итоге доходы от эксплуатации котельной в несколько раз ниже, чем расходы на ее содержание. Если бы таким делом занималось предприятие, то оно давно уже было бы банкротом.
- То есть об окончательном решении проблем ЖКХ говорить пока рано?
- А это процесс бесконечный - пределу совершенства нет! Это то, что касается улучшения дел в ЖКХ. Вообще тот, кто решит проблему ЖКХ в России, должен получить Нобелевскую премию.
- Юрий Иванович, с 1 января 2005 года Россия переходит на новые взаимоотношения со льготниками. Каков Ваш взгляд на монетизацию как главы сельского района?
- Проблема возникнет тогда, когда денежная компенсации льготы в регионе будет ниже ее реальной стоимости по причине скудности бюджета. По большому счету, привязка части льгот к региональной казне приведет к тому, что какой будет бюджет, такой будет и льгота. Вот это неравенство мне не нравится. Одна и та же льгота в разных регионах будет выплачена разными деньгами. В Архангельске 200 рублей, а в Вологде 500-700. Как это объяснить людям?..
- В 2006 году окончательно вступит в силу закон об основах организации местного самоуправления. На территории Приморского района появятся новые муниципальные образования, а, соответственно, Вы уже сейчас можете спрогнозировать, с какими трудностями столкнутся новые муниципалитеты и их главы…
- Наверное, с такими же проблемами, с которыми сейчас сталкивается Приморский район. У каждого муниципального образования будет бюджет, то есть, наполнение этих бюджетов деньгами и возможности расходования их на ряд функций, которые уже определены для этих поселений. Сегодня уже видно, что доходы и расходы не состыкуются. Доходов не будет хватать на те функциональные обязанности, которые закреплены за муниципальными поселениями. Приморский район в основном сельскохозяйственный, а в связи с этим можно говорить, что будущие муниципальные образования на территории современного Приморского района не смогут сформировать значительную налоговую базу своих бюджетов. Трудно спрогнозировать, но, полагаю, что доходов явно не будет хватать на те расходы, которые прописаны в законе. А это ЖКХ, благоустройство, дороги внутри поселка - очень затратные статьи.
- Реализуется ли в Приморском районе тезис о социальной ответственности бизнеса? Бизнес дает налоги, зарплату, а помогает ли еще чем-то Вам в формирование условий для благоприятного существования жителей района?
- Не все руководители предприятий одинаково понимают социальную значимость бизнеса. Но все-таки удается переломить ситуацию, и во многом благодаря крупным предприятиям. Для примера можно привести ОАО «Севералмаз». Мы уже многие годы с ним сотрудничаем. В начале года мы заключаем договор на социально-экономическое участие, обозначаем, что необходимо сделать в районе в течение года, оговариваем с ними спектр задач. Что-то, бывает, не устраивает «Севералмаз», но все равно в итоге приходим к пониманию и подписываем договор. «Роснефть» («Архангельскнефтепродукт») так же откликается на призыв. В этом году мы с ними совместно купили автобус в талажскую школу. Руководители начинают понимать, что им нужны кадры. Эти будущие кадры сейчас учатся в школах. Как мы их выучим, подготовим к будущей жизни, такими они и придут на производство.
- Хочу отметить, что в Приморском районе все-таки достаточно высокий уровень обслуживания населения в социальной сфере: здравоохранение и образование. Юрий Иванович, как этого достигли в районе, сказалась близость областного центра или есть все же свои секреты?
- Образование, по-моему, это отрасль, которой район всегда гордился. К примеру, в деревне Рикасиха сейчас внедряют шестичастное деление учебного года вместо четвертного. В районе ведут «Школу одаренных детей», то есть дети, имеющие способности в разных предметах, благодаря нам собираются вместе, участвуют в олимпиадах, общаются между собой. Практика, на мой взгляд, удачная и успешная...
В это время нашу беседу прервал звонок. Как выяснилось, Юрию Сердюку звонил председатель областного Собрания депутатов Виталий ФОРТЫГИН, избранный от Приморского района.
- Юрий Иванович, я лично убедился, что Вы в рабочем порядке общаетесь с представителями областного депутатского корпуса. Решаете совместно какие-то задачи?
- Да, в системе работаем постоянно. Много работали над недавно вышедшим областным законом о статусе границ муниципальных образований в Архангельской области. Достаточно болезненно решался этот вопрос и в целом, если исключить Повракулу, то Приморский район получил плюсы от закона. Следующий закон, в формировании которого активное участие принимал и Фортыгин, - это статус поселка Уемский. Нам удалось «превратить» его из поселка городского типа, каковым он, по сути, не является, в село, что дает определенные положительные моменты, как району, так и самим уемцам.
- И расскажите о профессиональной гордости главы Приморского района…
- Во-первых, эти четыре года пролетели, как четыре дня. С одной стороны, 4 года мало, но так много, когда начинаешь их «прокручивать» в обратном порядке. А самым ярким делом является, скорее всего, самое первое. В самую первую мою поездку по Приморскому району, а это было где-то февраль-март 2001 года, сразу после избрания на пост главы. Мы поехали по побережью Белого моря, в то время транспортный вопрос там стоял очень остро. Ездили вместе с рыбаками-колхозниками и, разговорившись, председатель колхоза «Заря» Афанасий Филиппович АГЕЕВ сказал, «мы тут строим суденышко потихонечку, если бы, конечно, вы помогли, то строили бы быстрее». И мы им помогли. Мы вместе достроили судно и сегодня там организовано транспортное сообщение. Из Архангельска в Луду идет автобус, из Луды на грузопассажирском судне «Яреньга» добираются до Пертоминска, мыса Заренского, там встречает другая машина и довозит людей и грузы уже до места. А так текучка, повседневные дела являются основной работой.
Антон ПОПОВ
ФОТО автора