Гедиминас ТАРАНДА: «Балет – безумно дорогой вид искусства»
С Имперским Русским Балетом активно сотрудничают всемирно известные танцовщики, звезды балета, среди которых Майя Плисецкая, Патрик Дюпон (Франция), Фарух Рузиматов, Юлия Махалина и Диана Вишнева (Мариинский театр), Николай Цискаридзе, Людмила Семеняка и Надежда Павлова, Владимир Малахов и Джулия Кент (Американский Балетный театр), Тамие Кусакари (Япония) и другие.
Коллектив был участником всемирно известных фестивалей и гала-представлений, среди которых фестиваль Вацлава Нижинского в Португалии и фестиваль в Малаге (1996), "Русские вечера в Европе" (гала-концерты в Бельгии и Люксембурге в 1997), гала-концерт в Японии "Dream II" (1998), Всемирная Театральная Олимпиада в Москве (2001), Международный театральный фестиваль в Киеве (2002) и XV1 Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева в Казани (2002). Имперский Русский Балет - инициатор и основной участник ежегодного фестиваля танца в Финляндии и Литве.
В рамках II Международного фестиваля танца Имперский Русский Балет дал несколько спектаклей в Архангельске и Северодвинске, а Гедиминас Таранда - интервью корреспонденту ИА «Русский Север» Александру БОЧНЕВУ.
- Когда Вы впервые занялись балетом?
- В Воронеже пришел в хореографическое училище, до этого занимался борьбой, баскетболом, греблей… В общем - совершенно отличным от балета делом. Проучившись четыре года, меня пригласили в Большой театр в 1980 году. И по 1993 год я был солистом Большого, потом организовал Имперский Русский Балет.
- Как состоялся Ваш дебют на сцене Большого?
- Первое мое выступление было смешное и трагичное, потому что я опоздал с выходом на сцену на целую минуту, а по балетным меркам это просто ужасно. Исполнял роль Тореадора. Забыл снять шерстянки (это теплые специальные чулки, которые сохраняют тонус мышц), поскользнулся и выехал на сцену на заднице. Сцена скользкая, а проехался метра два и встал в позу. Смех стоял страшный. У директора даже выпала палочка из рук.
На следующий день я танцевал уже не кордебалет, а сольную партию в балете "Дон Кихот". Многие говорили: "Да, этот тот, кто вчера на "пятой точке" выехал на сцену, пойдем, посмотрим, это, наверное, снова будет забавно". И на следующий день я играл главного Тореадора в театре, это был первый мой большой успех. После чего Смоктуновский сказал: " К нам пришел артист с большой буквы".
- С чем связан Ваш уход из театра?
- В 1990 я организовал свою труппу и стал ездить по России и за рубеж. Чтобы зарабатывать деньги, даже не для себя, а для артистов, чтобы они могли существовать. В Большом это, безусловно, не понравилось администрации, потому что в театре был серьезный кризис, а я нашел выход из финансового кризиса. Стал завоевывать популярность среди артистов как организатор. Дирекция театра, конечно, решила от меня избавиться, чтобы убрать сильного конкурента и меня уволили из Большого совершенно варварским способом. Как увольняли Плисецкую, Васильева, Максимову и Атлантова. Но я первый из артистов, кто официально заявил в суд и подал иск против Большого театра. В 1993 году это был немыслимый скандал. А дело, конечно, проиграл, но дальше не стал судиться. И пошел дальше своей уже протоптанной дорогой.
- Знаю, что Вам мало одного балета?
- Это, безусловно, правда. Я увлекаюсь мюзиклом. Сейчас играю в одном с Людмилой Гурченко, Николаем Фоменко, Аленой Свиридовой, который называется "Первое счастье". Также играл в Драматическом театре. Первая моя работа была в спектакле "Овечка", с Инной Чуриковой и Ириной Максимовой.
Сейчас у меня идет премьера спектакля "Учитель танцев", который мы сделали в прошлом сезоне и в Театре имени Моссовета, куда меня пригласили как главную творческую звезду. Моими партнерами выступают Ольга Остроумова, Ольга Кабо, Екатерина Гусева, Александр Линьков. Помимо всего, я занимаюсь дзюдо, восточными единоборствами, философией, воспитанием детей. У меня есть своя студия, где я учу детей танцевать. К сожалению, одних суток мало, они заканчиваются очень быстро.
- Вы потомственный танцовщик?
- Я первый в моей династии. По отцовской линии у меня потомственные военные, и никто не понимал, что такое балет, откуда это у меня взялось. По маминой же линии дед был очень этому рад. Давным-давно было принято, чтобы театры приезжали на заводы, фабрики с шефскими концертами. И в одном из заездов приехала Галина Уланова, участвовала в концерте. После этого был небольшой банкет, мой дед подошел к Улановой (а он был такой лихой казак) и пригласил на вальс. И танцевал с ней под общие аплодисменты всего завода. Прошло много лет. И когда я начал заниматься балетом, он мне сказал: "Все правильно, он должен был туда пойти, потому что я прикасался к Галине Улановой". Возможно, во мне течет кровь деда!
- С братом Витаутасом вы часто соревнуетесь?
- Я был старше Виташи на четыре года. Был всегда для него наставником. Шел первый, во всех начинаниях. Передавал ему свой опыт, учил крепко стоять на ногах и общаться с людьми, танцу, актерскому делу. Сейчас он прекрасный педагог. В то же время я многое беру от него, это моя вторая совесть. Когда у тебя есть брат, который может прийти и помочь ценным советом…
- Что нужно, чтобы попасть к Вам в балет?
- Нужно в первую очередь иметь какое-то зерно, творческое начало. Если люди приходят в балет, чтобы купить квартиру, машину и так далее, то они не совсем туда пришли. В балет нужно приходить, чтобы его любить и отдавать себя творчеству. Если такие люди приходят, то я их беру. Конечно, техника и профессиональные данные также важны для балета. В первую очередь, я с них спрашиваю, умеют ли они петь, играть на каком-либо инструменте, могут ли делать акробатические па, сальто, может, они рисуют или сочиняют стихи, пишут музыку. Это мне интересно, чтобы понять индивидуальность человека.
- Вы считаете, что деньги могут испортить балет?
- Деньги балет никогда не испортят, это очень дорогой вид искусства, потому что костюмы и декорации стоят безумные деньги. А здоровье главное - стоит гораздо дороже. В балете половина язвенников, гастритников, я уже не говорю о травмах коленей, связок, об искореженной душе.
- На Вас футболка с Олимпиады в Афинах. Вы там были?
- Да, я был там 20 дней, весь срок с олимпийскими спортсменами. Эту экипировку мне подарила компания "Боско Де Чильеджи", они были официальными спонсорами России на Олимпиаде.
Со мной были творческие люди: Олег Янковский, Коля Караченцев, Игорь Бутман, Боря Моисеев, Валерий Сюткин… Мы поддерживали наших спортсменов. Не только болели за них, но и помогали им, чтобы они чувствовали себя как дома. Официально я считался учителем танцев сборной России. Независимо от того, спортсмен выиграл или проиграл, он чувствовал, что с ним есть люди, которые за него радуются, это были мы.
Александр БОЧНЕВ
ФОТО автора