«Ника» сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации Союза кинематографистов. С начала 90-х годов победители определяются путем тайного голосования членов Академии кинематографических искусств, в которую входят представители всех кинематографических специальностей, делегированные региональными отделениями Союза кинематографистов России. На сегодняшний день Общероссийская Академия кинематографических искусств насчитывает 621 человек.
У творцов есть право отказаться от участия в конкурсе (по своим потаённым и не очень причинам). Этим в своё время воспользовались Никита Михалков («12»), Владимир Хотиненко («1612») и Александр Сокуров («Александра»). Прямым конкурентом «Ники», как по форме, так и по пафосности, является михалковский «Золотой Орёл».
Наибольшего количества наград в этом году - семи в общей сложности - удостоилась историческая драма Андрея Прошкина «Орда». Лучшим же фильмом признали «Фауста» Александра Сокурова. Этой же картине достались награды ещё в трёх важных номинациях. Ситуация с «Фаустом», хочется отметить, интересна не только с кинематографической, но и с общечеловеческой точки зрения.
Мировая премьера «Фауста» состоялась на 68-м Венецианском кинофестивале, там же картина удостоилась главного приза - «Золотого льва». Это случилось в начале сентября 2011 года - то есть более полутора лет назад. Но обвинять Российскую киноакадемию в излишней неторопливости не стоит - в РФ «Фауст» действительно вышел на экраны только в феврале 2012 года. И это при том, что сразу после победы в Венеции Сокуров пессимистически оценивал перспективы проката своей ленты в России. Свои сомнения режиссер объяснял отсутствием зрительского спроса и денег на рекламу.
Но ленту всё-таки показали. «Фауст» большая и непростая работа, которая, скорее всего, до конца понятна только её создателю. Впрочем, в этом же обвиняли и последние фильмы Андрея Тарковского, начиная с «Зеркала», что не помешало мастеру войти в пантеон великих кинематографистов всех времён и народов. Помню, как в разгар перестройки актёр Лев Прыгунов публично объявил, что фильмы Тарковского бесполезны, так как никому непонятны, и тут же заработал в своём профессиональном кругу репутацию недоумка. Кроме всего прочего, «Фауст» снят на языке литературного первоисточника, то есть, на немецком. Создатели картины, как настоящие мефистофели-искусители, решили не дублировать её для русскоязычных зрителей (по мнению продюсера Андрея Сигле, «полный дубляж всё убивает») и выпустили на экраны две версии - с субтитрами и закадровым текстом, который читает сам Сокуров. Зрители не заинтересовались, не польстившись «кино не для всех», и «Фауст» был признан самым убыточным российским фильмом 2012 года. Впрочем, ленты Фредерико Феллини тоже никогда не приносили прибыль в прокате, что отнюдь не принижает заслуг великого итальянца перед мировой культурой.
К слову, сразу после триумфа в Венеции режиссёр признавался, что его в тот момент больше заботила не прокатная судьба «Фауста» в России, а ситуация, сложившаяся с «Ленфильмом». Летом 2011 года Сокуров и его коллега Алексей Герман написали письмо Владимиру Путину, в котором просили действовавшего на тот момент премьера спасти киностудию от приватизации.
Однако позже Сокуров и Герман оказались по разные стороны баррикад. Первый вместе с Сигле предложил собственную концепцию развития «Ленфильма». Однако Герман и его супруга Светлана Кармалита, которую многие (и не без основания) считали «серым кардиналом» при гениальном муже, поддержали альтернативный вариант, выдвинутый Советом директоров студии. Говорят, с той поры большие художники не очень-то общались между собой, а судьба «Ленфильма» теперь отдана в руки лоховатого министра культуры Мединского.
После смерти Германа, одну из почетных «Ник» - ту, что вручается «За выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа» - решили назвать его именем. Кроме того, сама 26-я церемония вручения наград открылась фрагментом из экранизации фантастической повести Стругацких «Трудно быть богом», последнего фильма Германа, так и не вышедшего в прокат при жизни режиссера. Отзывы о ней настолько разнятся, что каждому советую посмотреть самому, чтобы составить собственное впечатление. Ну, и внутренне попрощаться с ГЕНИЕМ.
На этом фоне присуждение главной «Ники» «Фаусту» можно расценивать как политическое высказывание, дескать, кинематограф объединяет, давайте жить дружно. Или, например, как обращение к зрителям-недотёпам: вот вы в кино не пошли, прокат провалили, а фильм-то важный, будете и дальше смотреть лабуду типа «Яйца судьбы». «Фаусту» также достались награды за лучший сценарий (в этой номинации Юрий Арабов соревновался сам с собой - на премию также выдвигался его сценарий к «Орде»), режиссуру и лучшую мужскую роль первого плана (этой премией отметили Антона Адасинского, сыгравшего Мефистофеля).
Кстати, именно Арабов, один из самых плодовитых и успешных (фестивально) кинодраматургов девяностых-нулевых, высказался о наболевшем. В том плане, что фигнёй занимаемся, коллеги, снимаем никому не нужные фильмы в стране, живущей нефтью и «Нашей Рашей». Чем вызвал неподдельное возмущение хозяина церемонии Гусмана, показавшего себя во всей своей мелкотравчатой красе.
В последней из перечисленных категорий премию разделили: лучшим актером также признали снявшегося в «Орде» Максима Суханова. Да и вообще, «Орда» забрала почти все «Ники», не доставшиеся «Фаусту». Историческая драма Андрея Прошкина также получила призы за женскую роль первого плана, музыку (Алексей Айги обошёл в этой номинации Земфиру Рамазанову, подготовившую саундтрек к ленте Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты»), работу оператора, звукорежиссера и художников.
У других фильмов шансы на победу были только в тех номинациях, где отсутствовали «Фауст» и «Орда». Татьяна Друбич получила «Нику» за роль второго плана в «Последней сказке Риты». При этом повела себя благородно, заявив со сцены, что награды больше заслуживает Ольга Лапшина или Лиза Трояновская, снявшиеся в драме «Жить» (моя рецензия на этот фильм - http://rusnord.ru/2012/2/31743). Андрей Панин посмертно удостоился премии за роль второго плана в ленте «Искупление». Актер сыграл фронтовика Федора, который после Великой Отечественной войны устраивается работать заведующим дома культуры в южном городе. Панин в интервью говорил, что является «семейным актером» Прошкиных - он неоднократно снимался и у отца Александра, и у сына Андрея. Член кинематографической семьи Панина, Александр Прошкин, получил награду умершего актера, чтобы передать её семье настоящей.
Получая премию за друга, Александр, на мой взгляд, сказал потрясающие слова о том, что Андрей Панин, ненавидя время, в которое жил, так им увлекался, что выжег себя изнутри. Вот вам и ответ на вопрос - что сгубило прекрасного актёра. Вот только стоило ли так себя рвать?..
Лучшей документальной лентой признали работу Любови Аркус «Антон тут рядом». Это прекрасный проект, который довольно сложно оценивать как обычное кино. Аркус задокументировала четыре года из жизни подростка-аутиста Антона Харитонова - причём она не просто наблюдала за своим персонажем, но ещё и активно налаживала его жизнь.
Мало того, фильм-призёр подвиг Аркус на создание Фонда помощи аутистам. Людям, истории которых получают в Америке премии «Оскар» («Человек дождя», «Форрест Гамп»), и которых в России традиционно считают тормознутыми дебилами. Любовь пыталась с экрана объяснить, что такой Антон живёт в каждом из нас. Получилось у неё? Мне в это слабо верится...
Поздно вечером в пятницу «Антона» показали по Первому каналу ЦТ в рамках «Закрытого показа» у Александра Гордона, подчеркнув тем самым ориентацию фильма на интеллектуальную элиту общества. Я себя к ней причисляю, поэтому смотрел. Беру смелость сказать - тем, кому на просмотре было скучно, кто не понял, зачем это снимали и о чём речь, у того гранитный камушек в груди. Вместо сердца. Хотя «Форрест Гамп, безусловно, смотрибельней.
Многие считают, что эта «Ника» максимально приблизила российскую коллегу к американскому «Оскару». Такая же затянутость церемонии, музыкальные заставки (частенько ни к селу, ни к городу) плюс фирменная русская духота помещения Театра оперетты. Зато не было скучно, зал периодически взрывался приступами хохота.
Я же хочу отметить другое достижение - в этот вечер ни одна статуэтка не была вручена «Белому тигру» Карена Шахназарова. И действительно - сколько можно подлизываться к гендиректору «Мосфильма»?..
Леонид Черток