Сегодня по народному календарю – день Макария солнечного
Говорили: "Каков Макарий, такой и весне быти". А еще Макарий (или Макар) — герой множества русских пословиц и поговорок про неудачников. "Всем — свечки, а Макарке — одни огарки". На кого "валятся все шишки"? На "бедного Макара". Опять же, многострадальных телят куда он только ни гонял. И вообще, "не Макару с боярами знаться".
Между тем, знаменитый святой IV века Макарий Египетский — один из первых монахов-отшельников, строжайший аскет и чудотворец — еще при жизни был назван Великим. На Руси его житие (наряду с житиями других отцов-пустынников) издревле было любимым, причем весьма захватывающим чтением. Послужившее впоследствие образцом для написания множества житий русских святых древнее житие Макария Египетского содержит и описание кротких и богобоязненных родителей святого, и чудесные обстоятельства его появления на свет, и бесчисленные бесовские "страхования", испытанные юным анахоретом в пустыне. "Боряшеся же бесы во дни и в нощи, овогда яве преображишася в различные образы и привидения бесове, аки воини вооружени, на коне сидящие, и на брань текущие; свирепо на него нападаху, с кличем, молвою и мятежем бесчисленным, убити того покушаюшеся". Описания, подобные этому, стали со временем своеобразным агиографическим стандартом. Однако есть в макариевом житии много такого, что ни в какие стандарты не вписывается…
Однажды задремавший Макарий услышал молитвенное пение и требовательный голос: "Макарий, восстани и пой с нами, а не спи". "Кто же, понуждаемый бесами, становится на словословие Божие", — ответил святой и, осенив себя крестным знамением, спокойно повернулся на другой бок…
Случилось как-то Макарию повстречаться с самим диаволом. "Во всем я тебя, Макарий, выше, — сказал нечистый дух, — ты постишься, я совсем ничего не ем, ты мало спишь, я — вовсе не сплю. Одним только ты меня превзошел — ты ничто содеянное не ставишь себе в заслугу. И того ради не могу противу тебе стати".
Будучи косноязычным, "не гораздым в плетении словес", Макарий однажды едва не проиграл прения о вере маститому столичному ересиарху. Но Господь по его святым молитвам на глазах у всех воскресил недавно умершего монаха, и посрамленный оппонент был вынужден ретироваться.
Вообще, по молитвам Макария Господь совершил великое множество чудес. Исцелялись больные и бесноватые, неимущие обнаруживали спасающие их от пожизненной кабалы денежные клады, мертвые свидетельствовали на суде, дабы оправдать невиновного. Однажды Макарий исцелил целомудренную женщину (околдованную отвергнутым соседом-сластолюбцем) от странного недуга — окружающие, глядя на нее, видели… лошадь. Муж привел ее "под уздцы", а ученики святого подняли его на смех и наотрез отказались пропускать его к Макарию "со скотом". "Вы сами скоти есмы, — возмутился праведник, — она же якоже создана, такожде и пребывает женой, и несть примененна в иное естество, но тако видется очесам вашим прельщенным чародейством"…
…И вот такого замечательного святого-чудотворца русский народ "посыпает шишками" и "ничтоже сумняшеся" посылает пасти телят! На первый взгляд, ничем не оправданная странная неделикатность... Лишь в самом начале жития можно обнаружить небольшой фрагмент, дающий некоторые основания для такой своеобразной трактовки образа святого. Удивительно, как этот, на первый взгляд, проходной эпизод заслонил для русского человека последующие бесчисленные чудеса и подвиги святого... И как это правильно — что заслонил!..
В то время Макарию едва минуло двадцать. Он похоронил родителей и поселился в хижине недалеко от небольшой деревни на краю пустыни. Желая стать пустынножительствующим монахом, он проводил время за плетением корзин и непрестанной молитвой. В то же самое время в деревне в одной зажиточной семье случилось несчастье — родители с ужасом обнаружили, что их 19-летняя дочь беременна. За нее прежде сватался соседский юноша-бедняк, и сама девушка была согласна, но родители отказали. Тогда молодые люди начали потихоньку встречаться и "в тайне смесишася и обретеся девица имущи во чреве"... И вот теперь, когда все открылось, девица, желая выгородить любимого, "изостри язык свой, яко змеин, на неповинного инока"… "Исполняющи воздух вопли и словесы досадные" родня лгуньи выволокла мнимого насильника из его кельи. На нем разодрали одежды, "собравши многие сосуды гнилы, горнцы очернены, корчажные ушеса", связали весь этот гремучий хлам веревкой, повесили Макарию на шею и в таком виде несколько часов кряду водили его по селу "с неизреченным поруганием, бьюще, пхающе, за власы терзающе, и ногами попирающе, и вопиюще". Затем избитого до полусмерти инока обязали ежемесячно выплачивать лгунье солидные алименты… Ни во время экзекуции, ни впоследствии Макарий в свое оправдание не проронил ни слова. "Мало исцелев, нача изрядно прилежати рукоделю, глаголя: имаши, Макарие, жену и чадо — нужда ти есть, да питаеши их"…Когда пришло время родов, Господь наказал лгунью — она никак не могла разрешиться. Поняв, что это возмездие за Макария, она открыла родителям правду. В тот же день к келье святого направилась целая покаянная процессия, но Макарий быстро собрал пожитки и навсегда ушел в пустыню. "Не хоте почитания и славы человеческия; ибо изволенний ему бяше бесчестие, неже честь от человек приимати"…
Не прельстившись роскошью чудес и назидательных новелл, переполняющих макариево житие, русские люди всем сердцем приняли именно того, избитого и поруганного юношу с черепками на шее. Именно в тот момент, когда Макарий (подобно Христу) безропотно принял ничем не заслуженные страдания, он стал поистине Велик.
Сугубое подобие Макария Христу ("Солнцу Правды") подчеркивает и усвоенное ему народным приданием прозвище: "Солнечный". Недаром изображают его, как правило, густоволосым и длиннобородым — ведь растительность на мужской голове символизирует солнечные лучи (отсюда, кстати, решительное неприятие народом брадобрития). И темная кожа (по словам самого Макария, — следствие непрестанного внутреннего созерцания геенского огня) лишь оттеняет их светоносность.