Цыгане в Архангельске и права человека
Пожалуй, эта тема была одной из ключевых в «Гостевой книге» ИА «Русский север» в течение нескольких месяцев… Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Надежда АХРАМЕНКО направила в адрес мэра поморской столицы Александра ДОНСКОГО тревожное заключение о положении цыган. В распоряжении редакции есть копия красноречивого заключения. Думается, в особых комментариях оно не нуждается…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о нарушении ст. 27 Конституции Российской Федерации
в проблеме проживания цыган
на территории г. Архангельска
Мэру г. Архангельска Донскому А.В.
Уважаемый Александр Викторович!
Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Архангельской области на личном приеме (07.10.2004 г.) рассмотрена жалоба гражданина Гомана Хулупий Бакалаевича. Результаты рассмотрения свидетельствуют о том, что мотивы, побудившие его обратиться по фактам нарушения его жилищных прав, являются обоснованными, а обжалуемые им действия должностных лиц – не соответствующими Конституции Российской Федерации. Гражданин Гоман Х.Б. по национальности является цыганом, прибыл в г.Архангельск в числе цыганского табора в 2004 году из Волгограда. Цыгане, на законных основаниях оформили аренду земли на окраине города и начали ее заселение. В октябре 2004 года мэрия г. Архангельска вынесла распоряжение об отмене разрешения на выделение участка земли под жилищное строительство. Представитель цыганской общины оспорил в судебном порядке ненормативный акт мэрии, суд отменил ее распоряжение. Мэрии было предписано устранить все нарушения прав представителя цыган на этапе проектирования, выдать результаты работ по межеванию и кадастровому учету. Это решение в свою очередь было обжаловано мэрией в кассационной инстанции на заседании Судебной коллегии. Коллегия удовлетворила жалобу мэра и направила дело на новое рассмотрение.
Судебные тяжбы, вызвавшие большой общественный резонанс, продолжаются до настоящего времени. Гражданин Гоман Х.Б. ставит вопрос о несоответствии действий мэрии г. Архангельска требованиям ст.27 Конституции Российской Федерации, которая дает право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства любому гражданину Российской Федерации, которыми являются также граждане цыганской национальности. В сложившейся ситуации с размещением цыган на территории Архангельской области ни один из материальных и процессуальных законов не нарушен – в этом поставил точку суд со ссылкой на п.2 ст.44 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: "решения органов местного самоуправления и должностных лиц самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими". При этом, признавая правовое значение норм Конституции РФ, и учитывая большой общественный резонанс, нельзя не принимать во внимание при рассмотрении данного вопроса толкование правовых норм Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других нормативных актов межгосударственного уровня в их взаимосвязи, а также морально-этические нормы международного уровня.
Принятый в 1996 году федеральный закон "О национально-культурной автономии" усматривает механизм установления порядка в этом вопросе. Этот закон, несмотря на многие его недостатки, признает принцип свободного изъявления о своей принадлежности к этнической группе; этнические группы могут свободно создавать свои этнические организации, цели которых являются законным интересом государства; закон ставит на юридически защищенную основу взаимодействие этнических организаций с государственными структурами, он направлен на обеспечение народам, живущим в диаспорах, такой же степени защиты их прав, как и всем другим группам людей.
Соответствующая позиция высказана Министром по вопросам национальной политики РФ Владимиром Зориным в августе 2004 года, принявшем участие в создании Экспертной группы по делам российских цыган. Он отметил необходимость вовлечения цыган в современную экономическую жизнь и поднятия социального статуса этой группы населения и также привлек внимание представителей цыганской интеллигенции к проблеме школьного образования. Нужны политические решения, совместные усилия государственных органов и цыганских общин. С учетом изложенного, и учитывая моральные и материальные затраты, которые понесли цыгане за год судебных тяжб, вижу выход из сложившейся ситуации в следующем.
1.В целях установления мирного диалога между группой цыган и городской властью предложить цыганам в соответствии с требованиями федерального закона "О национально-культурной автономии" оформить цивилизованные отношения с мэрией г. Архангельска;
2.Возместить мэрии материальные затраты цыган;
3.Выделить цыганам другой земельный участок, устраивающий мэрию;
4.При решении "цыганского вопроса" учитывать, что никто не отменял основоположное право Конституции Российской Федерации, гарантирующее гражданам России свободу передвижения и выбора места проживания.
Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Надежда АХРАМЕНКО
Публикация подготовлена при содействии федерального информационного партнера ИА «Русский Север», общероссийского информационно-аналитического интернет-издания «ПРАВДА.Ру» (www.pravda.ru )