То есть предупреждение касалось крупных чиновников, скорее всего, членов правительства. Эксперт - это уже совсем другой коленкор, как говорила моя старорежимная бабушка: «что потопаешь, то и полопаешь». Нечто похожее прозвучало в любимой народом кинокомедии «Бриллиантовая рука» - «чтоб ты жил на одну зарплату». Самое страшное проклятие из советского прошлого...
Мне же путинское изречение напомнило английскую классику: джентльмен - больший любитель сатирических куплетов - отсылает всех равнодушных к его творчеству на прогулку в сад. Вот только в современном контексте звучит совсем не смешно.
Все сходятся на том, что мысль «вас ждут в экспертах» относилась непосредственно ко второму участнику «властного тандема». Дело в том, что буквально за день до этого Дмитрий Медведев призвал не спешить с принятием нового законопроекта о налоговых преступлениях. Таким образом, премьер отреагировал на просьбу главы общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Бречалова обозначить позицию правительства по поводу этого документа.
Что ж, вполне в духе автора «не надо кошмарить бизнес». В спайке «двое из Кремля» младший традиционно играет роль либерала. Одно плохо, над этим «актёром» уже давно все откровенно ржут, понимая условия разыгрываемого перед нами спектакля. После известной «рокировки» 2011 года трудно к их отношениям относиться серьёзно. Я не верю и никогда не поверю, что пикировка между этими двумя первыми лицами государства проходит без предварительных договорённостей и «читки пьесы». У меня в прошлой жизни тоже были младшие партнёры, с которыми иногда возникали недопонимания. Но, чтобы выносить их на обсуждение остального коллектива... Садились где-нибудь за кружкой пива, спорили, крыли друг друга последними словами, заново делили будущую прибыль, но выходили к людям с консолидированным мнением. По-моему, это нормально.
Создаётся впечатление, что Медведев устраивает Путина именно в роли «подвешенного» премьера. То есть того, кого завтра выгонишь, и никто не удивится и не опечалится. К тому же к «Коротышу» привыкли, если он кого-то и раздражает, то с примесью изрядной доли сочувствия.
Почему именно сейчас собрались вернуть силовикам все ограниченные ранее полномочия по «контролю» за бизнесом, по-моему, понятно и школьникам. Пока в экономике дела обстояли нормально, можно было решать стратегические задачи, и не очень гоняться за сбором налогов, дать бизнесменам спокойно работать. Если кто-то и уклонялся от уплаты налогов, это можно было пережить и всё ради того, чтобы инвестиционный климат был лучше. Однако сегодня экономика на грани кризиса, а социальные и оборонные обязательства у государства разрастаются непомерными темпами. Теперь власть заинтересована в том, чтобы собрать максимально налоги здесь и сейчас любыми способами, и как можно быстрее. Подобный закон, если он будет принят, может открыть путь для произвола силовиков, которые, как правило, в экономике ни бум-бум. Причём ситуацию легко довести до полного беспредела, лично мне давно понятно, что Кремль живёт сегодняшним днём и не очень утруждает себя мыслями о будущем.
Мы привыкли считать, что печальный исход ЮКОСа лишь история большой нелюбви одного президента к одному олигарху и не более того. Но вспомним - экономическое положение России в 2003 году (на момент ареста Ходорковского и Лебедева) отнюдь не стабильное, нефтяные цены только начинали свой рост. Так что отъём активов у успешных нефтяников имел вполне прикладной характер, хотя и больно срикошетил по инвестиционной привлекательности всей страны. Впрочем, после этого примера свои олигархи предпочли налоги переплатить - целее будешь...
А теперь цитата из сегодняшнего Путина: У нас давно сложилась определенная практика, согласно которой мы обсуждаем все либо на правительственной площадке, либо на площадке Администрации Президента. Делаем это совместно и достаточно демократично. Всем нам, конечно, хочется выглядеть, как сейчас говорят, белыми и пушистыми, и либеральными. Но наша задача не в этом. Мы не артисты художественного жанра, художественного слова. Мы должны при принятии решений подобного рода искать сбалансированные решения, которые бы обеспечили интересы всех групп общества.
Кто подразумевался под «всеми группами общества»? Считаю, что это силовики, судейские, ВПК - все те, кто в последние годы стал жить уж очень кучеряво, недаром между бизнесом и госслужбой молодёжь всё чаще выбирает последнее. Но это совсем не значит, что на место Медведева (если таковое действительно освободится) будет посажен какой-нибудь социалист-держиморда типа Глазьева. Наоборот, аналитики всё чаще называют Кудрина (с ним уж точно будут общаться наши партнёры оттуда, где лежит российский стабилизационный фонд), а в последнее время (дышите ровнее)... и Прохорова. По той простой причине, что от либеральной модели экономики никто отходить не собирается, иначе пропасть.
Правда, я сам не думаю, что это кадровое назначение будет настолько прозрачно и предсказуемо. Путин в своей деятельности на посту главы государства всё чаще возвращается к первой профессии разведчика, и поражает нас непредсказуемостью своих ходов.
Ну, скажите, кто неделю назад мог предположить возвращение на госслужбу разжалованного министра обороны Сердюкова? Причём не в какой-нибудь архив или овощную базу, куда при советской власти ссылали окончательно проворовавшуюся номенклатуру (Медунов), а генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения госкорпорации «Ростехнологии», то есть, на всю ту же оборонку. Можно смело предположить, что в машиностроение менеджер по продаже мебели понимает немногим больше, чем в танковой атаке по флангу (извините, если ерунду спорол).
Как же так, ведь из недели в неделю на главных федеральных телеканалах звучит одна и та же мысль - осуждение Сердюкова с его «девочками» является тем вопросом, на котором сходятся все политические течения России, от либералов-западников до радикальных националистов? В противном случае народ может решить, что в новой российской реальности вор = директор, и сам пойдёт в окончательный разнос. Удар по жёсткой репутации Путина болезненный, если не смертельный - оказывается, наш президент боится разоблачений. Иначе бы не сажал расшалившегося бутуза в комфортабельную «песочницу» под названием «Ростехнология». Логичнее было Толика удавить в камере СИЗО, народ поохал бы, повспоминал про 37-й год, но принял бы мотивацию и забыл.
Впрочем, разве кто-то рискнёт Путину предъявить за его слова о том, что по делу «Оборонсервиса» «скощухи никому не будет»? Вот так же и «в сад» никому не хочется. Времена нынче не те...
Леонид Черток