После продолжавшихся без малого неделю напряжённых переговоров в Женеве, «шестерка» международных посредников (Россия, США, Китай, Британия, Франция и Германия) и Иран достигли соглашения по ядерной проблеме. Сделку эту сразу же окрестили «исторической». «Дипломатия проложила путь к более безопасному миру», - провозгласил президент США Обама и поразил всех рассказом о том, что Вашингтон давно вёл тайные переговоры с первыми лицами своего самого вероятного на сегодня противника. Типа - не зря Бараку Хусейновичу пять лет назад вручили Нобелевскую премию мира, вот он её отрабатывать начал.
Впрочем, достигнутые договоренности не ставят точку в истории с ядерными амбициями Тегерана - скорее, многоточие.
Например, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в начале еженедельного заседания правительства назвал женевское соглашение не «исторической сделкой», а исторической ошибкой: «Оно превращает мир в куда более опасное место, так как самый опасный режим в мире делает существенные шаги в сторону получения самого опасного оружия». Так же из Нетаньяху: «Ведущие мировые державы договорились с Ираном по поводу обогащения урана, проигнорировав резолюции Совета безопасности ООН, которые сами же утверждали». А в конце премьер пообещал сделать всё от него зависящее, чтобы Иран и в дальнейшем не смог развивать свою военную ядерную программу.
Короче, не верят в еврейском государстве в искренность добрых исламских намерений, глава МИД страны Авигдор Либерман охарактеризовал произошедшее в Швейцарии «победой исламской дипломатии». Чувствуете, как тревожно звучит?..
Министр финансов Яир Лапид так же подчеркнул, что соглашение не приводит к уничтожению даже одной центрифуги, а Израиль при этом оказался в изоляции. «Меня беспокоит не только сам факт подписания, но и то, что мир перестал прислушиваться к нашему мнению. Перед нами две основные задачи: добиться того, чтобы вариант окончательного соглашения был более приемлем для Израиля и всего мира, и восстановить близкие отношения с Соединенными Штатами». Между прочим, о секретных переговорах Вашингтона и Тегерана Иерусалим узнал вместе со всем остальным миром и обиделся за это на своего старого и ближайшего союзника...
Так до чего договорились в Женеве? Согласованный сторонами промежуточный документ рассчитан на 6 месяцев, нацелен на выработку всеобъемлющего решения ядерной проблемы и предусматривает сокращение иранской ядерной программы в обмен на значительное облегчение режима санкций.
В соответствии с достигнутым соглашением, Иран не должен обогащать уран выше уровня 5%, а также обязан в течение полугода «размыть» весь обогащённый до 20% уран (около 200 кг, по оценке госсекретаря Джона Керри) до отметки ниже 5%. Кроме того, на ближайшие полгода Иран должен остановить строительство реактора на тяжёлой воде в Араке, на котором было бы возможным производство плутония.
Тегеран согласился на то, что ядерные объекты Исламской республики, включая заводы в Натанзе и Фордо, будут постоянно контролироваться инспекторами МАГАТЭ (как будут осуществляться эти инспекции, пока не уточняется). Иран также дал согласие не устанавливать дополнительные центрифуги, отказаться от использования продвинутых центрифуг и строительства новых объектов по обогащению урана. Также Иран прекратит процессы, необходимые для выделения плутония.
А вот, что Тегеран получает взамен. Смягчение санкций коснётся права Ирана на торговлю нефтью, газом и золотом. По словам госсекретаря США Джона Керри, смягчение санкций позволит Ирану заработать 6-7 миллиардов долларов в течение полугода. Но, если Иран нарушит условия соглашения, санкции будут введены снова. Речь идёт о потенциальном доходе 1,5 миллиарда долларов от торговли золотом и другими драгоценными металлами, а также вследствие отмены ряда санкций, касавшихся автомобильной промышленности и другого экспорта. Санкции в отношении Центробанка Ирана и ещё 20 крупных иранских банков сохраняются. Но, если Тегеран будет точно выполнять условия достигнутого соглашения, в течение ближайших 6 месяцев новые санкции против Ирана вводиться не будут.
К слову, и среди американских политиков многие относятся крайне скептически к возможности обуздать дипломатическими реверансами аппетиты иранских правителей. Так, сенатор-республиканец Марк Кирк уверен, что смягчение антииранских санкций предоставит государству, которое США считают спонсором терроризма, миллиарды долларов в обмен на косметические уступки. А другой сенатор-республиканец Марко Рубио считает, что женевское соглашение делает «ядерный Иран не менее, а более возможным». По его мнению, сделка с Тегераном наносит удар по американским союзникам в ближневосточном регионе, не только Израилю, но и по аравийским монархиям, с которыми у Ирана долгосрочные суннито-шиитские «тёрки». И одновременно «направляет неправильный мессидж иранскому народу, который продолжает страдать под репрессивным правлением своих вождей, думающих только о своём собственном самосохранении».
Впрочем, на ту же ситуацию можно посмотреть совсем с другой стороны. Многие годы стороны покидали стол переговоров с пустыми руками в обстановке взаимного недовольства, перераставшего во враждебность. Свет в конце туннеля появился после того, как в Тегеране непреклонного президента Ахмадинеджада сменил «сговорчивый» Хассан Роухани. Обмен оскорблениями сменила кропотливая работа над текстом соглашения. Жернова санкций перемололи непримиримость мулл, хотя у Ирана сейчас по данным британской разведки имеются уже 19 тыс. центрифуг, а в процессе строительства находятся более современные, и от создания атомной бомбы Иран отделяет, как минимум, один год. К тому же совсем недавно Иран заключил соглашение с МАГАТЭ и предоставил ему доступ к своим ещё никем не виданным ядерным устройствам. А ещё Тегеран участник Договора о нераспространении ядерного оружия, который запрещает его создание или его получение другими странами.
А вот кто скажет, зачем Ирану эти центрифуги? Ведь у него столько собственной нефти, что страна вполне может обойтись без ядерной энергетики. Значит, мысль об оружейном уране лежит на подкорках у тех, у кого дотягиваются руки до «красной кнопки». То, что воинственный недомерок Ахмадинеджад покинул президентский пост, никак не отменяет ни религиозную составляющую, ни менталитет народа, десятилетиями воспитывавшегося в ненависти ко всему еврейскому.
Исходя из сказанного, Иерусалим в полном праве считать, что режим, установившийся в Иране, является самым опасным в мире, поэтому никаких переговоров с ним быть не должно. Израиль считает Иран пособником терроризма на всех континентах, страной, открыто угрожающей стереть еврейское государство с лица земли. И правильно, кстати, делает, ибо он (Израиль) является последним форпостом западной цивилизации на пути наступления агрессивного ислама.
Мне кажется смертельно опасной эйфория, в которую впал не только Обама, но и Европа вместе с российской делегацией, от подписанного в Женеве документа. Сколько раз я слышал от представителей известной религии - «гяура обмануть не грех, Аллах простит». Столько раз отказывался Иран идти на уступки и вдруг согласился... с чего бы? Подозрительно. А как же неоднократные предупреждения верховного лидера Ирана Али Хаменеи о том, что его страна «ни на миллиметр не отступит от своего права продолжать исследования в ядерной сфере»? Уже после подписания сделки министр иностранных дел Ирана Зариф заявил на пресс-конференции в Женеве, что Иран никогда не прекратит обогащение урана. Он сообщил журналистам, что обогащение «будет частью любого соглашения в настоящее время и в будущем».
Моё мнение - Иран после ухода недалёкого, но прямого как рельса Махмуда, и прихода изысканного Роухани от непримиримости перешёл к дипломатии обещаний. Вполне в восточном духе - напоить сладким вином, влить в уши словесный нектар, а ночью банально перерезать горло доверчивому путнику. В итоге никто не замечал, что Иран и во время переговоров продолжал создавать новые подземные объекты в рамках своего ядерного проекта, строить собственные стратегические беспилотники и планировать масштабные военные учения. Всё это как бы расходится с заверениями о мире в регионе.
По сути, в Женеве проходила борьба за звание главного миротворца десятилетия. Обаме принципиально было вырваться на корпус вперёд перед Путиным, наш президент поймал оливковую ветвь после сирийского кризиса. Но и европейские правители пыхтят им в круп, стараясь не отстать. То есть, о самой ядерной угрозе, как таковой, мало кто и думал.
А в это время Иран спокойно обделывает свои хитромудрые делишки. Как бы за голову хвататься не пришлось...
Леонид Черток