- Дмитрий Александрович, известно, что в церемонии освящения поклонного креста на месте будущего кафедрального собора участвовала делегация Ненецкого автономного округа. Рядом с Владыкой Тихоном находились губернатор округа Алексей Баринов, председатель окружного собрания депутатов Игорь Кошин и Вы, руководитель представительства НАО в Архангельске. Вы не могли бы сказать несколько слов о формате участия ненецкой делегации в торжествах?
- Сделаю это с удовольствием. Отмечу для начала, что рядом с Владыкой Тихоном была не только наша делегация, но и губернатор области Николай Киселев, мэр Архангельска Александр Донской, северодвинский руководитель Александр Беляев.
В нашу епархию входят, как известно, Архангельская область и Ненецкий автономный округ. И будущий собор – это главный духовный центр для православных христиан как области, так и округа. Руководство НАО принимает активное участие в созидании православной жизни на Российском Севере. Известен огромный личный вклад нашего губернатора А.В.Баринова в сооружение Богоявленского храма и Воскресной православной школы в Нарьян-Маре.
VII Иоанновские образовательные чтения, проходившие в начале ноября в Архангельске, состоялись благодаря финансовой поддержке администрации НАО. В свою очередь Владыка Тихон, епархиальное духовенство всегда очень внимательно относится ко всем вопросам возрождения духовной жизни в Заполярье. Мы прекрасно сотрудничаем. И надеемся, что это благодатное совместное деланье обязательно продолжится.
- В городе и области было много разговоров о месте, выбранном под будущий собор. Как Вы оцениваете принятое решение в юридическом и нравственном отношении, имея в виду то, что пришлось демонтировать памятник защитникам Севера?
- Давайте вспомним, что в начале 30-х годов прошлого века большевистские власти губернии сокрушили Михаило-Архангельский кафедральный собор. Нужно ли кого-то убеждать в том, что варварское разрушение собора было грубым нарушением принципа свободы совести? Точно так же, как и безжалостное преследование православного духовенства и мирян. Поэтому, когда сегодня областные и городские власти помогают возродить собор, то мы видим в этом стремление восстановить историческую справедливость.
Это стремление находится в полном соответствии с действующим российским законодательством. В федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» прямо сказано о «признании особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».
Теперь подробнее о месте сооружения собора. Мы все хорошо знаем, что там, где раньше находился главный храм Севера, сейчас стоит Областной драматический театр. Скоро, наверное, закончится его ремонт. Люди смогут ходить в современное здание и получать радость от театрального искусства. Заметьте, ведь Архангельская епархия даже не поднимала вопрос о сносе здания театра и восстановлении собора на его историческом месте. Владыка и духовенство проявили деликатность и мудрость. И спасибо им за это.
Вопрос о месте для Архангельского собора обсуждался достаточно открыто. Были достигнуты все необходимые правовые согласования. Другое дело, что не был до конца решен вопрос о судьбе памятника защитникам Севера. Я совершенно согласен с депутатом Областного собрания Александром Дятловым, который сказал в недавнем интервью: хотелось бы верить, что этот памятник не будет забыт и заброшен, ему необходимо найти в Архангельске достойное место. Ведь это – тоже наша история.
- Дмитрий Александрович, а если завтра мусульмане Архангельска захотят построить мечеть, а иудеи – синагогу, будут ли у них равные возможности с православной общиной?
- Хочу напомнить, что в Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединениях», принятом в 1997 году, отмечается, что «неотъемлемой частью исторического наследия народов России» являются христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Поэтому, если мусульмане и иудеи захотят построить в городе или области мечеть или синагогу, то единственное возможное затруднение здесь будут касаться, наверное, только финансовой стороны дела. Но ведь и кафедральный православный собор будет строиться не на бюджетные средства, а на пожертвования благотворителей.
Кстати, напомню, что в начале нашего века в Архангельске были и мечеть, и синагога, и католический костел, и лютеранская кирха. Я знаю, что мусульмане города уже много сделали для того, чтобы начать восстанавливать мечеть. Активно обсуждается и вопрос об открытии у нас еврейского культурного центра, в котором со временем откроется синагога. Реализация этих планов, несомненно, будет способствовать поддержанию на Севере общественного мира и национального согласия.
Наталия Лымарь, «Юридическая газета»