Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Архангельской области в 2005 году

Отметим, что ее доклад адресован также главе администрации Архангельской области Николаю Киселеву, председателю Архангельского областного суда Михаилу Аверину, прокурору Архангельской области Владимиру Бакуну, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Алексею Ермакову, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Приводим текст доклада полностью.

Введение

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 29 областного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Архангельской области».

Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2005 год, привлечение всех ветвей власти, должностных лиц, общественности к проблемам прав и свобод человека, дальнейшее содействие усилению гарантий государственной правовой защиты жителей Архангельской области.

Совместная деятельность Уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления, основанная на требованиях Конституции Российской Федерации, российского законодательства и Устава Архангельской области, позволила достичь положительных результатов в сфере обеспечения прав и свобод граждан.

При этом не могу не отметить, что в работе должностных лиц появилась искренняя заинтересованность в сотрудничестве.

В то же время признательна коллегам – правозащитникам, добровольно помогающим человеку, и Главам муниципальных образований городов и районов, содействующим восстановлению нарушенных прав граждан.

Деловые встречи с коллегами – Уполномоченными субъектов России на заседаниях Координационного Совета, конференциях, совещаниях, проходивших в комитетах Государственной Думы, Совете Федерации, аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина, где обсуждались практические и актуальные вопросы защиты прав и свобод человека, предоставили возможность эффективно использовать наработанный опыт.

Пути решения ряда наболевших проблем были определены в беседах с министром внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиевым, Председателем Пенсионного Фонда РФ Г.Н.Батановым, Председателем Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькиным, Комиссаром Совета Европы по правам человека Хилем Роблесом, Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека П.А.Лаптевым, заместителем Генерального Прокурора РФ В.И. Колесниковым.

Минувший 2005 год, объявленный Советом Европы «Европейским годом гражданственности через образование», проходил под девизом «Жить и учиться демократии». В этой связи в рамках Национального плана действий по осуществлению названного года в Российской Федерации в столице Поморья - городе Архангельске с 10 по 13 октября прошла международная конференция «Гражданское образование в Северо-Западном регионе России: теория, практика и перспективы развития». Она была организована Архангельской региональной общественной организацией «Возрождение Российской культуры» под руководством председателя организации, координатора Экспертного Совета Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, преподавателя ПГУ М.Л.Сельковой с участием Уполномоченного, при содействии администрации области, департамента образования и науки, областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Конференции предшествовала большая работа на местах, которая особенно активно проводилась в образовательных учреждениях городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Устьянского, Онежского, Верхне-Тоемского и Пинежского районов.

14-16 ноября на Педагогическом Форуме России в Москве состоялась презентация доклада М.Л.Сельковой о развитии гражданского образования в Архангельской области и специального выпуска информационного методического журнала «Северная Двина», посвященного Европейскому году гражданственности, под редакцией директора Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования Л.И. Уваровой.

Представленная информация получила высокую оценку и была направлена в Директорат по образованию Совета Европы. Полагаю, что важно поддерживать и последующие проекты АРОО «Возрождение российской культуры», связанные с гражданским образованием не только детей, но и взрослых.

Прошедший год был насыщен рядом практических семинаров и тренингов, проведенных неправительственными и общественными организациями. Один из них по предложению Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» под руководством профессора А.Ю.Сунгурова, известного в России и за рубежом политолога-правозащитника, состоялся в Архангельске в аппарате Уполномоченного.

Продолжилось взаимодействие с Европейским институтом Омбудсмана. Уполномоченные всех регионов России приняли участие в разработке двухлетнего плана развития института, одной из основных задач которого является реализация международных стандартов правовой защиты стран-членов Совета Европы.

Участие в просветительском проекте «Укрепление потенциала аппаратов Уполномоченных по правам человека и комиссий по правам человека» под руководством Московской Хельсинкской группы стало частью программы повышения квалификационного уровня сотрудников аппарата Уполномоченного.

Работа в международном научно-практическом семинаре «Свобода совести, религии и церкви на постсоветском пространстве» в Санкт- Петербурге дала новые полезные знания.

В сборник международной конференции «Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации», организованной Советом Европы, Европейским институтом омбудсмена, Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, вошел доклад Уполномоченного по правам человека в Архангельской области о положении коренных народов и национальных меньшинств на Русском Севере.

В 2005 году проведены три заседания Координационного Совета общественных правозащитных организаций при Уполномоченном, более десяти официальных встреч с руководителями структур, от которых зависело решение вопросов, затрагивающих интересы большого количества людей.

Состоялись два практических семинара со студентами юридических факультетов высших учебных заведений, налажено взаимодействие с АГТУ по оказанию бесплатных юридических услуг жителям Архангельска.

Рабочие поездки по области выявили недостатки отдельных законов, которые, по мнению населения и представителей местных органов самоуправления, сложны в понимании и применении. Поэтому большое внимание уделено совершенствованию законодательства.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан заинтересованным должностным лицам были направлены специальные доклады:

-«О проблемах реализации государственной политики в интересах детей в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области»;

-«Проблемы совершенствования деятельности института мировых судей в Архангельской области»;

-«О нарушениях прав и условий содержания осужденных в местах лишения свободы на территории Архангельской области»;

-«О нарушении прав и свобод человека в специальных подразделениях (изоляторах временного содержания) милиции на территории Архангельской области».

Безусловно, проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина является центральной в жизни любого государства. Все экономические, политические, социальные и культурные процессы, протекающие в обществе, так или иначе, касаются прав и свобод граждан, а деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты этих прав и свобод.

Привлекатель­ность института Уполномоченного по правам человека заключается в его доступности для каждого, необременительности процедуры и фор­мы подачи заявления, а также в доверии к нему, как к народному защитнику, независимому от какой-либо ветви государственной власти. Именно этим обстоятельством вызвано большое количество жалоб граждан, поступающих в адрес Уполномоченного, которое возросло по сравнению с прошлым годом на 45,0%.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что далеко не все вопросы нашли отражение в представленном докладе, поскольку любое заявление о полном и всеобъемлющем анализе ситуации в области прав и свобод человека и гражданина в нашем регионе было бы несерьезным и превосходящим возможности Уполномоченного.


1. Содействие совершенствованию законодательства в сфере прав и свобод человека и гражданина

В целях совершенствования законода­тельства в области прав и свобод че­ловека и гражданина Уполномоченный тесно взаимодействует с депутатами Архангельского областного Собрания, администрацией Архангельской области, прокура­турой Архангельской области, судами, органами местного самоуправления, т. е. практически со всеми участниками нормотворческого процесса и правоприменитель­ной практики. При этом основным источником информации, позволяю­щим анализировать качество законодательства и нормотворчества всех уровней, являются жалобы и обращения граждан.

Одним из инструментов Уполномоченного в содействии восстановления нарушенных прав граждан является Заключение, содержащее рекомендации о возможных и необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав, которое направляется органам власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам.

В рамках своей компетенции Уполномоченный направил рекомендации Главе администрации об отклонении областного закона «О внесении дополнений и изменений в областной закон «Об административных правонарушениях» и необходимости его повторного рассмотрения в соответствии с со статьей 24 областного закона от 19 сентября 2001 года № 62-8-ОЗ «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области». Однако 11 октября 2005 года указанный закон, предусматривающий административную ответственность на территории Архангельской области за невыполнение законных требований депутатов областного Собрания, вступил в силу.

Между тем, несоответствие областного закона «О внесении дополнений и изменений в областной закон «Об административных правонарушениях» Конституции РФ, федеральному законодательству повлекло нарушение прав граждан Архангельской области.

В настоящее время принято решение Архангельского областного Суда о признании областного закона «О внесении дополнений и изменений в областной закон «Об административных правонарушениях» недействующим в части, противоречащей федеральному законодательству.

Задача Уполномоченного не только оценить последствия законотворческой и правоприменительной практики, но и предупредить ненадлежащую реализацию закона. Уполномоченный регулярно присутствует на сессиях Архангельского областного Собрания депутатов, а участие в рабочих группах по доработке законопроекта «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» и разработке проекта закона «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» способствовало их принятию. В то же время необходимым условием повышения качества принимаемых законов является, в первую очередь, научная обоснованность законопроекта и наличие в нем норм, обеспечивающих механизм его реализации. Уполномоченным был рассмотрен проект ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области», и внесен ряд предложений о проведении научной экспертизы законопроектов.

По инициативе Уполномоченного устранены пробелы и недостатки отдельных положений областного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Архангельской области». Так, приведены в соответствие с областным законом «Об административных правонарушениях» нормы, касающиеся гарантий деятельности Уполномоченного, усовершенствован механизм работы с заявлениями, обращениями и жалобами граждан.

Следует отметить, что значительная часть населения проживает в районах, отдаленных от областного центра. В связи с этим многие не могут лично приехать на прием к Уполномоченному, а отсутствие средств нередко является препятствием для подачи письменной жалобы. Поэтому планируется вновь ввести в закон «Об Уполномоченном…» статью об общественных приемных и общественных помощниках, которая будет способствовать дальнейшей демократизации общества и позволит иметь четкую и достоверную картину соблюдения прав и свобод человека в муниципальных образованиях.

Остро назрела необходимость в разработке действенного механизма по реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области.

Несмотря на принимаемые меры со стороны органов и учреждений системы профилактики, уровень подростковой преступности в регионе за последние годы остается высоким, тенденция к его стабилизации и снижению является неустойчивой. Область занимает третье место среди регионов России по удельному весу преступности несовершеннолетних: по итогам 2005 года этот показатель составил 14,1% против 9,1% по РФ.

Чрезвычайно важно урегулировать правовые и социальные меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Согласно статье 38 Конституции РФ, детство, как важный этап жизни человека, находится под защитой государства, которое обязано создать необходимые предпосылки для развития, воспитания и образования детей.

С 1 января 2005 года Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания безнадзорных детей отнес к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В этой связи Уполномоченным и заинтересованными ведомствами ведется работа над законопроектом областного закона «О реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области».

Нередко наличие пробелов в региональном законодательстве нарушает права граждан. Так, согласно статье 55 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники (в том числе вышедшие на пенсию) образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются правом на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, определяется субъектом РФ, которому в федеральном бюджете на 2005 год предусмотрено частичное возмещение указанных расходов.

Однако областной закон от 26 апреля 2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» не решил вопрос о порядке возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию в сельской местности.

Это повлекло за собой многочисленные жалобы в адрес Уполномоченного, особенно из Коношского, Приморского, Красноборского районов.

По мнению Уполномоченного, аналогичные проблемы могут возникнуть в нормотворческой деятельности в связи с введением в действие Федерального закона от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», поскольку предоставленное органам государственной власти субъектов Российской Федерации право осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения вновь потребует оперативного внесения изменений в региональное законодательство.

2.Соблюдение жилищных прав граждан

В реализации права граждан на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ, присутствуют проблемы, связанные с социально-экономической обстановкой в области. Это предоставление жилья, создание и поддержание в жилых домах условий для комфортного и безопасного проживания граждан.

К сожалению, в г. Архангельске, как и в целом по области, в последние годы почти не строится муниципальное жилье. В этой связи ситуация с исполнением судебных решений по предоставлению жилья гражданам отнюдь не улучшилась. Так, за 11 месяцев 2005 года в Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области поступило 58 исполнительных документов о предоставлении жилых помещений, и на 1 декабря 2005 г. их общее число достигло 146; при этом окончено фактическим исполнением всего 66 исполнительных производств.

Ситуация с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда также остается тревожной: предварительное число семей, подлежащих расселению в целом по области – 15 тысяч, общий объем строительства оценивается в 640 тысяч кв. м жилой площади. Только на территории города Архангельска расположено 849 ветхих и непригодных для проживания зданий общей площадью 350,8 тыс. кв. м, что составляет 5,7 процента от общего количества жилищного фонда, в котором проживает 7354 семьи численностью 18106 человек. Основной удельный вес в структуре ветхого и непригодного для проживания жилья занимает ветхий жилищный фонд - 62 процента, непригодный - 38 процентов. Непригодный для проживания жилищный фонд города насчитывает 134,6 тыс. кв. м, в котором проживает около 7 тыс. человек.

В 2005 году с участием Уполномоченного были восстановлены жилищные права ряда граждан, проживающих в непригодных жилых помещениях. Котлошанка Т. проживала в аварийном доме барачного типа, расположенном в санитарной зоне у железнодорожного полотна. Заключением межведомственной комиссии от 16.05.2001 г. дом был отнесен к категории непригодных для проживания. Проведение капитального ремонта признано нецелесообразным, жильцов предложено расселить. Несмотря на это, администрация МО «Котлас» не принимала мер к выселению жильцов, мотивируя свое бездействие отсутствием свободного жилья. После направления Уполномоченным Главе администрации МО «Котлас» С.Н.Мелентьеву Заключения о нарушении жилищных прав заявительнице предложено временное жилье в маневренном фонде до решения вопроса с постоянным жильем.

Аналогичное нарушение было допущено органом местного самоуправления Плесецкого района в отношении жительницы поселка Река Емца, ветерана Великой Отечественной войны 1920 года рождения, проживающей в доме с техническим износом 100 %.

Вместо немедленного выселения из дома, грозящего обвалом, гражданка М. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вмешательство Уполномоченного позволило восстановить права заявительницы, ей предоставлена двухкомнатная благоустроенная квартира, в которой к тому же произведен ремонт.

Не имела жилья после пожара, произошедшего еще в 1996 году, гражданка Б., проживающая в территориальном округе Майская горка. Несмотря на то, что Б. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, вопрос о предоставлении ей временного жилья до подхода очереди не решен. После обращения Уполномоченного решением жилищной комиссии территориального округа Майская горка заявительнице предоставлено жилое помещение.

К сожалению, приведенные случаи восстановления жилищных прав граждан являются единичными.

Решение проблемы видится в формировании рынка доступного жилья и в строительстве социального жилья, что на сегодняшний день является одной из приоритетных национальных программ. В этой связи обнадеживает принятие областного закона от 20.09.2005 № 80-5-ОЗ «О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005 – 2008 годы» и муниципальных программ по строительству социального жилья для переселения граждан из ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда.

Внимание Уполномоченного было обращено и на соблюдение жилищных прав детей-сирот. На период нахождения воспитанника школы-интерната И. за ним была закреплена комната площадью 16 кв. м в деревне Одиночка Приморского района, но из-за пожара комната стала непригодной для проживания. Неоднократные обращения сироты И. в администрацию Приморского района с просьбой предоставить жилье остались без внимания.

Уполномоченный направил Заключение о нарушении жилищных прав сироты И. Главе администрации Приморского района Ю.И.Сердюку и сообщение о нарушении жилищных прав заявителя прокурору Приморского района. Благодаря этому, сирота И. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья, временно ему предложено проживание в общежитии.

В аппарат Уполномоченного обратился сирота Л. с просьбой восстановить его жилищные права. Закрепленное за ним жилое помещение в его отсутствие было приведено в состояние, непригодное для проживания. В процессе переговоров Уполномоченного с Главой администрации Северного округа В.П. Поповой подтверждена готовность округа помочь сироте Л. в проведении ремонта квартиры.

Полагаю целесообразным в социальных программах и бюджетах муниципальных образований области предусматривать средства на ремонт жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися под опекой (попечительством), в приемных семьях и в учреждениях для детей-сирот.

В адрес Уполномоченного поступали многочисленные письменные и устные жалобы на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг и на бездействие коммунальных служб. Много жалоб на протечки кровли. Это обращение гражданки В., проживающей в доме 36 по ул. Самойло и жильца дома 87 на Наб. Северной Двины. Из села Ильинск Вилегодского района поступила коллективная жалоба жильцов дома 37 по ул. Советской на не проведение в течение длительного времени комплексного капитального ремонта в их доме. В отношении жителя пос. Ерцево Коношского района муниципальным учреждением жилищно-коммунальной службы более полутора лет не исполняется решение суда о предоставлении услуг по водоснабжению и центральному отоплению.

Но самым вопиющим фактом нарушения жилищных прав граждан явилось непредоставление в течение длительного времени коммунальных услуг жильцам общежития по ул. Сов. Космонавтов, 107 в г. Архангельске. На момент обращения в доме не было горячей воды и отопления, система канализации находилась в неисправном состоянии. Из всех благ цивилизации жильцам оставалось доступным только электричество. И в таких условиях были вынуждены проживать семьи с малолетними детьми.

Предприятие, 342 отдел военторга, которому принадлежало указанное общежитие, признано банкротом, но внешним управляющим необходимых мер по приведению дома в надлежащее состояние не принималось. Только в марте после настойчивых требований Уполномоченного в дом подали тепло, и впоследствии общими усилиями прокуратуры Архангельской области, прокуратуры Октябрьского района г. Архангельска, Государственной жилищной инспекции Архангельской области были восстановлены системы жизнеобеспечения дома. В настоящее время дом продан с торгов с условием расселения жильцов. Решение жилищного вопроса остается на контроле у Уполномоченного.

Достаточно остро стоит проблема соблюдения права граждан на проживание в благоприятной окружающей среде при строительстве объектов недвижимости. Это в основном касается центральных районов города и связано со строительством коммерческого жилья, которое ведется подчас с нарушением действующего законодательства.

К Уполномоченному обратились жильцы дома 11 по ул. Володарского г. Архангельска с жалобой на уже начавшееся строительство нового жилого дома в непосредственной близости от их дома. Уже при забивке свай на доме 11 появились трещины, произошло повреждение водопровода, электрооборудования, осыпание штукатурки в квартирах. Независимая экспертиза пришла к выводу о возможности продолжения строительства дома. Департамент строительства и архитектуры администрации области пояснил, что строительство жилого дома на данной территории предусмотрено проектом детальной планировки центральной части города Архангельска, участок предоставлен для строительства посредством проведения торгов, на данный объект недвижимости имеется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Учитывая то, что строительства не миновать, необходимо было обеспечить его продолжение с соблюдением строительных норм и правил застройщиком. Жильцам разъяснены их права, в том числе право на обжалование в судебном порядке экспертного заключения и разрешения на строительство.

Вместе с тем строительство коммерческого жилья в центре города с вынужденным уплотнением таких социальных объектов, как игровые и спортивные площадки, скверы и просто дворовые территории ведет к противостоянию власти и общества и, в конечном итоге, порождает нежелательные социальные явления и конфликты.

Так, жильцы дома 182 по пр. Троицкий г. Архангельска обратились с жалобой на нарушение их жилищных прав подростками, которые постоянно собираются в подъезде их дома, ведут себя агрессивно и вызывающе.

Уполномоченный для рассмотрения по существу направил жалобу в Октябрьский отдел внутренних дел. В ходе проведенной по данному факту проверки одной из причин, которые способствуют негативным проявлениям в среде молодежи и подростков и вынуждают их проводить свой досуг в подъездах жилых домов, была названа проводимая органом местного самоуправления города социальная политика, направленная на застройку жилыми элитными коттеджами мест отдыха молодежи – детских спортивных площадок, скверов и др. Возле дома 182 по пр. Троицкий на месте детской спортивной площадки возведен элитный жилой коттедж. Во дворе дома 11 по ул. Самойло, также на месте детской спортивной площадки планируется возведение аналогичного жилого дома. Подобная политика приводит к нагнетанию социальной напряженности, одним из проявлений которой явилось то, что жители близлежащих домов по ул. Самойло, 11 самовольно повалили забор, ограждавший место под строительство коттеджа, и растащили его. В конечном итоге, это не способствует улучшению криминальной обстановки, а напротив, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений подростками.

Большой проблемой является также нарушение права граждан на тишину и покой в ночное время расположенными в жилых домах ресторанами, кафе, барами с режимом работы с десяти утра до двух-пяти часов ночи. Жильцы жалуются на громкую музыку, пьяные дебоши, шум подъезжающих автомобилей, звук охранной сигнализации.

Такая жалоба поступила от жителей дома 81 по пр. Троицкий на деятельность кафе «Золотая страна». Несмотря на то, что Октябрьским ОВД в отношении управляющего кафе был составлен протокол, административная комиссия Октябрьского территориального округа вынесла постановление о прекращении производства по делу на основании результатов измерений шума и вибрации, выполненных территориальным управлением Роспотребнадзора, согласно которым уровень шума не превышал гигиенических нормативов.

Жильцы домов, расположенных на Набережной Северной Двины, с ужасом ждут открытия летнего сезона, когда единственное место отдыха горожан превращается в шашлычную аллею, а музыка, доносящаяся из питейных заведений, не дает спать спокойно даже жителям домов на Троицком.

Так, жильцы дома 41 корп. 1 по Троицкому проспекту не одно лето провели в борьбе с арендаторами дебаркадера «Корсар». После вмешательства Уполномоченного решением административной комиссии при администрации Ломоносовского территориального округа на администратора кафе «Корсар» Н.Ю. Лычеву наложен штраф в размере 1000 рублей.

Территориальным управлением Роспотребнадзора по Архангельской области также проведены мероприятия по контролю за деятельностью кафе «Корсар» и расположенного на Красной пристани молодежного клуба «Центральный». Владельцу клуба предпринимателю Я.Г. Рогушину выдано предписание о демонтаже колонок снаружи здания.

До открытия летнего сезона 2005 года Уполномоченный направил Заключение мэру города Архангельска А..В. Донскому «О нарушении тишины и покоя граждан», с рекомендациями о принятии необходимых мер по восстановлению прав граждан. С учетом общественного мнения и позиции Уполномоченного количество летних кафе на городской набережной сократилось в два раза по сравнению с прошлым годом. Время работы летних палаток ограничено до 23 часов, для каждого арендатора определена территория уборки, при нарушении условий договора к арендаторам применяются штрафные санкции с последующим расторжением договора аренды. Так, в ходе рассмотрения жалобы жильцов дома 3 по ул. Ленина на бар «Какаду» установлено, что договор аренды по указанному адресу не согласован с комитетом по управлению имуществом администрации Архангельской области. Комитет направил письмо в адрес балансодержателя ОГУП АО «Проектный институт «Архангельскгражданпроект» о принятии мер по освобождению помещения арендатором. В настоящее время балансодержателем готовится иск к арендатору об истребовании объекта из чужого незаконного пользования.

Коллективная жалоба на нарушение тишины баром «Ривьер» поступила из Красноборска. Указанное заведение принадлежит предпринимателю Н.С.Сухановой и расположено в здании, находящемся в ее частной собственности. Несмотря на все меры, принимаемые к собственнику бара: привлечение к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, отказ в выдаче заключения на приобретение лицензии на торговлю ликероводочными изделиями, приостановление деятельности до устранения нарушений санитарных правил, жалобы на работу бара не прекратились. Возобновление работы бара привело к ухудшению санитарного состояния прилегающей к нему территории и расположенных рядом домов.

Действующим законодательством разрешено размещение в жилых зданиях организаций общественного питания, но при этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, труда людей. Статьей 2.4. областного закона «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан. Но даже принятие мер административного воздействия не дает желаемых результатов: уплата штрафов владельцами баров не избавляет жильцов близлежащих квартир от шума. Житель дома 4 по ул. Первомайской г. Архангельска обратился с жалобой на неудобства, причиняемые его семье работой находящегося в непосредственной близости с его квартирой отделения Сбербанка РФ. Из-за постоянного хлопанья металлическими дверями содрогаются стены квартиры, а малолетний ребенок потерял сон.

Жильцы дома 17 по ул. Гайдара в г. Архангельске жалуются на нарушение тишины магазином «Дисма» ООО «Винком», установившим компрессорные установки вплотную к жилому зданию, что создает сильную вибрацию в вышерасположенных квартирах. По требованию мэрии ООО «Винком» провело шумозащитные мероприятия: замеры шумов при работе компрессорных установок на максимальной нагрузке не превысили предельно допустимого уровня. Однако, жильцы, в отличие от приборов, продолжают ощущать сильную вибрацию. В настоящее время решается вопрос об отзыве санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Роспотребнадзором ООО «Винком».

По мнению Уполномоченного, создание благоприятной для проживания граждан среды невозможно без контроля со стороны органов местного самоуправления за использованием жилищного фонда с учетом, в первую очередь, соблюдения жилищных прав граждан и требований действующего законодательства.

3. Проблемы легализации бывших соотечественников

Уполномоченный в своей деятельности уделяет большое внимание проблеме легализации бывших соотечественников, в одночасье утративших свой юридический статус и превратившихся с правовой точки зрения в незаконных мигрантов.

Многие граждане из бывших республик СССР после распада Советского Союза в течение длительного времени могли жить и работать на российской территории без каких-либо трудностей, используя бывший советский паспорт. Эти люди прекрасно интегрировались в российское общество, нашли работу, снимают или приобрели жилье, установили социальные связи.

Между тем положение указанных лиц существенно изменилось после вступления в силу в 2002году двух новых законов – «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан».

Первый закон назвал их иностранцами и лицами без гражданства, поскольку законодатель ужесточил требования, необходимые для приобретения гражданства РФ; второй закон дал возможность субъектам Российской Федерации произвольным образом устанавливать квоты на проживание и на работу мигрантов, ограничил свободу их передвижения, а также определил правила «контроля и учета» нероссийских граждан, находящихся по тем или иным правовым основаниям в России.

Часть граждан, в основном имеющих достаточные денежные средства, вынуждена была выехать в «страну ближнего зарубежья», где они проживали до нововведений, для оформления национального и заграничного паспортов и вновь въехать на территорию Российской Федерации уже как граждане иностранных государств.

Однако Закон «О правовом положении иностранных граждан» ввел три правовых положения инос­транного гражданина и лица без гражданства в РФ: временное пребывание, временное про­живание и постоянное проживание. Поэтому каждый прибывший в Россию, желающий получить гражданство Российской Федерации, должен пройти последовательно все эти этапы.

При этом уже на первом этапе иностранный гражданин сталкивается с непреодолимыми и бессмысленными препятствиями.

В адрес Уполномоченного обратился гражданин Б. Грузии с жалобой на действия сотрудников отдела паспортно-визовой службы УВД Архангельской области, отказывающих ему выдать разрешение на временное проживание в связи с нарушением им непрерывного срока пребывания (180 суток), установленного Постановлением Правительства.

Заявителю, прибывшему в РФ согласно визе на один год, через полгода предложили выехать из РФ и снова въехать на территорию РФ и только затем получить разрешение на в


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (23)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20