По словам главы, в МО Верхнешоношское правовая база подготовлена, все законодательные акты сделаны, депутаты избраны. Только со специализированными кадрами в местной администрации не просто, - не хватает финансистов.
Не легко приходиться жителям МО и по той причине, что нет градообразующего предприятия. «Раньше поселок был центром Верхнешоношского леспромхоза, который сейчас обанкротился, - рассказала корреспонденту ИА «RUSNORD» Оксана Куликова. - В напоминание о нем осталось маленькое производство, которое стоит на грани закрытия. Оно и обеспечивает население дровами. Остальные организации бюджетные, там и занято население». Оксана Николаевна отметила большую проблему безработицы: большая часть населения нигде не работает и не состоит на учете.
Во время пожароопасного сезона крупных пожаров в поселениях не было, но пожарная , по словам Куликовой, служба оставляет желать лучшего. «Пожарная служба принадлежала Леспромхозу, сейчас там одна машина, два пожарных, которые дежурят обычно в вечернее время», – пояснила Куликова. В скором времени пожслужба должна быть передана МО, но пока вопрос с передачей затягивается. Оксана Николаевна уже предвидит, что вложить придется огромное количество денег, нужны будут средства на бензин, на зарплату, на содержание команды.
Что касается жилфонда МО Верхнешоношское, то 90% его составляет ветхое жилье, в основном - деревянное. Глава добавила, что с жилым фондом вообще очень большая путаница, потому что он, до того, как был поставлен на баланс МО, передавался от одного лица к другому несколько раз. Со слов Оксаны Николаевны, почти одновременно с МО создан МУП, но создан на ровном месте, так как там нет никакой техники.
Поселки в МО разрознены на расстояние до 30 км, с транспортом плохо. «Раньше там была железнодорожная ветка, на которой в прежние годы ходили поезда ежедневно, а сейчас там курсирует только рабочий вагончик – в лучшем случае, раз неделю», – рассказала Куликова.
Вопрос водоснабжения в МО Верхнешоношское – особенный. Глава МО поясняет: «У нас скважины есть, но нет водопровода. Сейчас население снабжается за счет подвоза воды. Мы - единственный поселок в районе, в котором есть водовозная машина».
Оксана Николаевна сообщила, что финансовые отчисления идут, но бюджеты поселений на этот год составлены очень приблизительно. «Те цифры, которые у нас в бюджете прописаны, - не факт, что мы их соберем. У нас три составляющих бюджета: это земельный налог, налог на доход с физических лиц и налог на имущество. Конечно, этого недостаточно, чтобы обеспечивать жизнедеятельность всего МО. У нас доходная часть с этих налогов составляет всего 200 тысяч, а 1 млн. 600 тыс. - за счет субвенций области и дотаций из района», – назвала цифры Куликова. Успокаивает только то, субвенции приходят регулярно.
Возвращаясь к самому 131 закону, Оксана Николаевна отметила: «Конечно же, в законе очень много полномочий прописано на глав, и на всех совещаниях нам говорят, что «мы чего-то там должны, мы обязаны…» Все эти полномочия переданы, но они, по идее, должны обеспечиваться финансово». На главу, согласно закону о местном самоуправлении, возложено 28 полномочий, начиная от теплоснабжения и заканчивая пожарной безопасностью. Но, как считает глава МО Верхнешоношское, реально можно выполнять только 15 полномочий. «Денег, конечно, не хватает, потому что некоторые расходы просто не прописаны в бюджете. У нас прописано благоустройство, а туда включено только уличное освещение, но ведь надо еще и мусор вывозить… Также нигде не прописана пожарная безопасность», – добавила Куликова.
Оксана Николаевна также отметила, что в ее МО очень активно развивается ТОС «Непоседы», который выиграл проект игровой площадки. Первоначально запрашивали на воплощение 50 тыс. рублей, но из областного бюджета поступило лишь 32. Впрочем, и этот факт вызывает у главы гордость инициативой населения. Проект площадки пока разрабатывается, построена она будет на месте старого пожарища общими силами поселения.
На фото Татьяны Мартыновой - глава МО Верхнешоношское Оксана Куликова