Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Укрупнение военных судостроителей может лишить их гражданских заказов

По словам Владимира Путина, сегодня ОПК не гарантирует выполнение задач по обеспечению вооружением, а в ряде отраслей, в том числе в судостроении, до сих пор нет стратегии развития и реформирования. По его мнению, при общей положительной динамике, процессы технологического перевооружения армии и флота еще слабо набирают обороты. По словам экспертов, речь президента может послужить толчком к началу консолидации отрасли, и заявленные государством планы по построению холдингов в судостроении могут в скором времени реализоваться.
О создании холдингов в судостроении заговорили с новой силой после назначения министра обороны, вице-премьера Сергея Иванова главой Военно-промышленной комиссии. В настоящее время готовится к подписанию госпрограмма вооружения, рассчитанная до 2015 г., с общим объемом финансирования около 5 трлн руб. Помимо прочего, она предусматривает увеличение в 1,5 раза объемов постройки военных судов. По мнению чиновников, в сегодняшнем состоянии отрасль не способна выполнить такой заказ. Выход видят в создании интегрированных структур, которые объединят разрозненные сегодня предприятия, при этом планируется разграничить холдинги «надводного» и «подводного» судостроения. И если в «подводном» судостроении все интересные для включения в состав холдинга предприятия находятся в руках государства, то для создания «надводного» холдинга государству необходимо договориться с частным собственником двух ведущих предприятий – «Балтийского завода» и «Северной верфи».
Как отметил вчера на заседании Совета Безопасности Владимир Путин, состояние дел в ОПК «не гарантирует выполнения заданий по обеспечению вооружений». По его словам, основные причины этого – изношенность оборудования и отсутствие диверсификации крупных структур ОПК. В частности, президент отметил, что в том же судостроении и ряде других отраслей до сих пор нет стратегии развития и реформирования. По его мнению, необходимо принятие срочных мер, в то время как правительство не торопится, а работа по целевой программе развития ОПК не завершена. Глава государства подчеркнул, что при общей положительной динамике еще слабо набирают обороты процессы технологического перевооружения армии и флота. Президент потребовал от правительства завершить разработку программы развития ОПК в третьем квартале этого года, а ее финансирование предусмотреть уже в 2007 г. Также он предложил ввести в классификацию расходов бюджета новый раздел «Модернизация Вооруженных Сил».
По мнению опрошенных RBC daily экспертов, слова Владимира Путина могут привести к ускорению создания интегрированных структур в судостроении. Как отметил на заседании министр обороны Сергей Иванов, сейчас в рамках Минобороны формируется единая система заказов и поставок. На экспорте судов в 2004-2005 гг. Россия заработала 9 млрд долл., а подлодок – 7 млрд долл. Но, как отмечают в своем ежегодном отчете эксперты Центра анализа стратегий и технологий, уже в 2005 г. внутренний оборонный заказ стал более значимым, чем экспорт. При этом кораблестроение впервые с 2001 г. стало лидером ВПК, оттеснив авиастроение. А занимающая ведущие позиции частная «Северная верфь» заработала в 2005 г. почти 100% своей выручки в 12,5 млрд руб. на военных заказах.

Впрочем, дело не только в военных судах. Хотя основная цель создания интегрированной структуры в судостроении – выполнение оборонного заказа, собеседник RBC daily в Роспроме отмечает, что повышение эффективности работы предприятий отрасли скажется и на гражданском судостроении, испытывающем множество проблем, позволит привлечь масштабные инвестиции в капиталоемкое строительство. «Сейчас рынок гражданского судостроения захвачен демпингующими китайцами и корейцами, – отмечает он. – Интеграция судостроительных предприятий позволит создать хоть какие-то предпосылки для конкуренции с ними».
Однако со стратегией своего участия в отрасли государство пока не определилось, и чиновники пока осторожно говорят о сроках создания холдинга «надводного» судостроения. Как рассказал RBC daily источник в Роспроме, создание интегрированных структур в судостроении и реализация программы развития ОПК идут параллельно, но вряд ли сроки их завершения можно увязать друг с другом. «В авиации процесс объединения длился 2,5 года, а мы пока работаем только год, – отмечает он. – Вряд ли создание интегрированных структур в судостроении удастся завершить к 2007 г., хотя работа как с ведомствами, так и с предприятиями идет интенсивно».
Один из нерешенных вопросов – будущая структура собственности объединений судостроителей. По словам чиновника Роспрома, она еще не определена, так как ей отводится второстепенная техническая роль. «Изначальная идея об открытой интегрированной структуре в судостроении еще в силе, и вполне возможно, что частному капиталу в ней найдется место на условиях частно-государственного партнерства, – говорит он. – Однако многие из госпредприятий, не имеющих проблем с заказами, не довольны возможным присутствием в будущей объединенной структуре частных компаний, и не проявляют интереса к интеграции».
Впрочем, наблюдатели сомневаются в экономической обоснованности таких планов. По мнению директора проектов ИАА SeaNews Алексея Безбородова, обосновывая объединение судостроительной отрасли под госконтролем военной доктриной, государство окажется несостоятельным в гражданском секторе. «Военное и гражданское судостроение – совершенно разный бизнес, как производство джипов и танков, – отметил он RBC daily. – И в гражданском судостроении далеко не все так плохо, как говорят чиновники. Объединив военное и гражданское судостроение, государство рискует лишь усугубить проблему». По его мнению, ожидать от госуправленцев эффективных решений не стоит. «Те же китайцы построили свою стратегию на дешевой рабочей силе и импорте технологий, но наши чиновники, скорее, будут отстаивать устаревшие наработки, – считает он. – И в конечном итоге такое объединение постигнет судьба корейских чеболей».

По материалам RBCdaily, www.parlcom.ru


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (304)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20