Наркопотребители, наркобизнес и наркополицейские - все понимают, что живут и действуют в новых условиях, совершенно не похожих на те, что были на Земле всего несколько десятилетий назад.
Как же руководители российских органов госнаркоконтроля, а также наши эксперты в этой сфере смотрят на процессы глобализации в их связи с незаконным оборотом наркотиков?
Ответом на этот вопрос стал круглый стол «Наркотики и глобализация», состоявшийся 28 июля в Архангельске.
«Наркотики - это проблема всего человечества, и на нее нужно смотреть всеобъемлюще, здесь очень много подводных камней, наткнувшись на которые мы можем серьезно пострадать как общество», - отметил во вступительном слове начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и общественных связей УФСНК РФ по СЗФО Игорь Лосев. По его мнению, деятельность наркомафии в России имеет свою стратегическую цель - ослабить и расчленить государство, чтобы в дальнейшем получить доступ к его природным ресурсам.
Как сообщает ИА «Росбалт-Север», с самого начала круглого стола стало ясно, что его участники готовы не только к обмену мнениями, но и к дискуссии. «Современная организованная наркомафия прошла через структурную перестройку, для нее характерна теперь транснациональность. Наркосообщества объединены и построены по внетерриториальным и вненацианальным принципам, в которых территориальность и национальная принадлежность имеют второстепенное значение по сравнению с выполняемой функцией», - подчеркнул в своем докладе заместитель директора федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Федоров.
Антитезисом этому заявлению стали слова депутата Госдумы РФ Евгения Ройзмана, который убежден, что Россия «завалена героином» по вине таджиков и цыган.
Действительно, органами госнаркоконтроля в прошлом году изъято из незаконного оборота более 4 тонн героина, а это сотни миллионов доз, так что первую часть утверждения депутата Госдумы РФ никто из участников круглого стола не оспаривал. «Где таджик, там героин». Опровергая это определение Ройзмана, Александр Федоров предложил такую статистику: только 200 из 47 тысяч наркопреступлений, совершенных в России в первом полугодии, наркополицейские связывают с гражданами таджикской национальности.
С другой стороны, по мнению Ройзмана, ни количество наркопреступлений, ни объемы изъятых наркотиков, ни число лиц, поставленных на учет как наркоманы не может быть объективным критерием наркоситуации в стране. Таким критерием может быть только уровень смертности граждан России, погибающих от наркотиков, а он ежегодно увеличивается в разы. Некоторые эксперты называют цифру 70 тысяч человек ежегодно. Но, как подчеркнул Федоров, это достаточно спорные неофициальные данные.
Тем временем, уже несколько десятков депутатов Госдумы подписали новый законопроект, согласно которому планируется ужесточить уголовное преследование наркоторговли. За смерть сограждан депутаты будут требовать пожизненного заключения наркоторговцев.
Российские наркополицейские в последние годы были сосредоточены на борьбе с героином. Теперь им приходится сдерживать еще один мощный наркотрафик, но уже не с юго-восточного направления, а с Запада, откуда в Россию хлынули синтетические наркотики.
За 6 месяцев 2006 года сотрудниками ФСНК изъята 1 тонна 216 кг героина, что составляет примерно 13 миллионов средних разовых доз потребления.
Также изъято 127 кг «синтетики», что составляет 645 миллионов доз.
В большинстве субъектов РФ цены на наркотики за год выросли в среднем в полтора-два раза. Наркозависимым приходится искать выход, в некоторых районах наркоманы используют, например, пищевой мак для получения ацителированного опия. Примечательно, что весь этот пищевой мак ввозится в Россию из-за границы.
Во время проведения круглого стола «Наркотики и глобализация» советник представителя Федерального агентства здравоохранения и социального развития РФ в СЗФО Алексей Скрипков обратился к Александру Федорову с предложением внедрить в Северо-Западном федеральном округе новые принципы управления качеством антинаркотической политики: «Здесь в пилотном округе, мы реально способны построить репрезентативную систему управления качеством, создать систему управления целевыми антинаркотическими программами, их мониторингу, аудиту и независимой оценки эффективности. Только в этом формате возможна реальная интеграция ресурсов и усилий антнаркотического противодейтвия в сфере борьбы со спросом на наркотики. Только в этом случае - соответствия усилий и ресурсов общегосударственным целям - мы получим возможность протвопоставить отрицательному вектору накобизнеса, адекватный по мощности положительный вектор противодействия».
Фото Алексея Голенищева