В равной мере природа и социум влияют и на детей. Реклама борется за умы и сердца любого покупателя. Ориентированная на успех, она заставляет нас, не сопротивляясь верить, что необходимо «сникерсить», пить пиво с друзьями, наблюдая по телевизору за футболом, и есть при этом картофельные чипсы, сухарики и вяленую рыбку. Цепочка такого «здорового» образа жизни преследует нас со всех видов реклам. Дети, как носители всего нового, легко подхватывают идеологию, умело подсказанную им извне и все чаще вместо мороженого привычнее видеть в руке у подростков бутылку пива. Не помогают принятые законы административного кодекса об ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах, потому, как моднее и стильнее соответствовать тому, с чем живет большая часть общества.
Осознавая все это, мы, родители, общество в целом должны прилагать усилия по формированию понимания у детей и созданию условий для альтернативы приукрашенному нереальному, а, порой, и небезопасному образу жизни. Рекламный слоган производителя, это, скорее, ожидание продавцов, чем реальный посыл к действию. Никому не придет в голову налить годовалому ребенку в бутылочку с соской лимонады, которые так успешно продаются сегодня в магазинах. Однако, позднее, в школе, выбор ребенка строится не по принципу «для здоровья», а по принципу, «что знаю». В надежде, на то, что наш ребенок уже знает, что для него хорошо и плохо, мы надеемся, что деньги, выданные нашему чаду, пойдут на завтрак, а не на лимонады. Однако, чаще всего ребенок делает выбор в пользу тех самых чипсов, сухариков, лимонадов, и, в лучшем случае, пирожка.
Российская политика в виде национальных проектов помогает осознать, что здоровье населения - это важнейший актив государства. Не случайно принимаются важнейшие административные решения в области здорового питания детей и школьников.
В России с апреля 2005 года стартовала программа «Школьное питание». Это программа дополнительного бесплатного обеспечения детей молоком в школах. Ее цель - укрепление здоровья школьников, улучшение структуры питания, формирование культуры потребления молочных продуктов у подрастающего поколения. Сегодня в программе участвуют Ульяновская, Кемеровская, Ленинградская, Свердловская области, а также Удмуртия и Татарстан. Реализуется она и в Москве, где имеет большие перспективы, учитывая большое внимание, которое Правительство Москвы и лично мэр города уделяют вопросам школьного питания.
В целом для населения России и Архангельской области характерен дефицит витаминов С и группы В, железа, кальция, йода, фтора. По составу «школьное молоко» может отличаться от «взрослого» специально вносимыми ингредиентами, обогащающими натуральный продукт теми необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами, которых не хватает организму в конкретной географической области. А неполноценное питание, как известно, приводит к нарушению роста, снижению устойчивости к инфекциям, нарушению функций многих органов и систем. Наиболее приемлемым для обогащения продуктом является молоко. Ассортимент программы включает молоко в удобной для школьников 200 мл гигиенической упаковке с соломинкой, обогащенное кальцием, йодом и комплексом витаминов. Большинство проектов финансируется из бюджетов субъектов РФ. Некоторые проекты инициированы молочными производителями, другие организованы по инициативе региональных администраций.
В Постановлении главного санитарного врача Г.Г. Онищенко №18 от 20.07.2006 отмечено, что питание учащихся общеобразовательных школ крайне неудовлетворительное, поэтому он рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение школьников продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотрев выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп.
Не за горами начало нового рабочего сезона для депутатов областного собрания. Разумнее всего рассмотреть этот вопрос и создать программу «Школьное молоко в Архангельской области» с позиции принятия решения на уровне субъекта РФ.
Генеральный директор ОАО «Молоко» В.С.Петров