Как мы уже сообщали, в этом году экспедиция лесопатологов в составе 4-х человек работает в Холмогорском, Пинежском, Карпогорском, Лешуконском лесхозах. К сожалению, по словам руководителя партии Дмитрия Леонова, в этом сезоне очень подорожали летные часы, поэтому вместо запланированных 25 часов полетов удалось налетать только 14. Но и за это время специалисты облетели значительные площади, сделали фотографии и видеозапись состояния ельников.
В прошлом сезоне лесопатологи заложили в междуречье пробные площади, наблюдения за состоянием леса на которых позволят сделать выводы о скорости и причинах усыхания леса. К сожалению, итоги пока неутешительны для Архангельской области, рассказал Дмитрий Леонов. На некоторых пробных площадях только за год лес усох на 20%. Особенно быстро лес начал усыхать в 2004-м году, сейчас в междуречье очень много свежего сухостоя, годичной и двухгодичной давности.
Вопреки выводам о том, что усохший лес может простоять 7-8 лет, исследования этого года показали, что уже через два года высохшие ели падают от ветра. Причиной тому является быстро развивающаяся стволовая и комлевая гниль. «Есть просто непроходимые места, где уже возникли сплошные завалы», - рассказал Леонов.
Самый важный вывод, к которому склоняются лесопатологи уже сейчас, (а исследования будут продолжаться до октября этого года) - лес усыхает одинаково, как внутри массива, так и по его периметру. Доказательством тому служат снимки, сделанные во время облетов территории. Потому выводы об усыхании ельников только по периметру массива, можно считать ошибочными, считает Леонов.
Отметим также, что специалисты ФГУ «Рослесзащита» первыми сделали вывод о площадях поражения массива в междуречье Двины и Пинеги, а также предположения об объемах усохшей древесины. Неудовлетворительное состояние ельников отмечено на площади 1 млн 653 тыс га, в том числе усыхающие и погибшие ельники выявлены на площади 1 млн 252 тыс гектаров, что составляет 58,7% от площади еловых насаждений.
Исследования этого года еще раз достоверно подтвердили, что усыхание ельников распространилось до границ Лешуконского района, т.е. до притундровых территорий.
Сегодня самые главные вопросы, какими силами и на какие средства будет осуществляться дальнейший мониторинг усыхания. Ведь именно непрерывный мониторинг может дать возможность сделать, наконец, достоверные выводы о причинах болезни лесов. Для ведения мониторинга нужно создать пункты наблюдения, проводить модельные маршрутные ходы. Что касается космического наблюдения за процессом усыхания, о котором много говорится в последнее время, то, по мнению Леонова, космические снимки настолько сложно будет дешифровать, что это может занять слишком много времени.