Говоря о грузовой базе для Севера, генеральный директор ОАО «Мурманский морской торговый порт» Виктор Морозов выразил уверенность в том, что будущее - за контейнерными грузами. Именно поэтому акцент сейчас ставится на развитие мощностей по обработке таких грузов и в схеме развития Мурманского порта, и в разрабатываемой Ространсмодернизацией Стратегии развития Мурманского транспортного узла. Кроме того, порт заказал предпроектную проработку создания контейнерного терминала мощностью миллион TEU в год. По словам руководителя порта, вполне реальным проектом представляется создание контейнерной линии Мурманск-Роттердам.
Перед портом Кандалакша стоят другие проблемы. Генеральный директор ЗАО «Кандалакшский морской торговый порт» Борис Юшманов, заявил, что сегодня 80% грузооборота порта приходится на экспортный уголь, однако в среднесрочной перспективе, с учетом развития Мурманска и Усть-Луги, этот груз может уйти из Кандалакши. Поэтому ведется работа по привлечению грузов, географически тяготеющих к порту. Так, к 2008 году ожидается перевалка стройматериалов, оборудования, автотехники, что будет связано с освоением Штокмановского месторождения. В текущем году здесь появились генеральные грузы, в частности трубы (12%).
Кроме того, предполагается реализовать проект по доставке грузов на предприятия судами класса «река-море» по Беломоро-Балтийскому каналу. Ожидается, что можно будет реализовать подобную схему в 2008-2009 годах, когда появится соответствующий флот и, возможно, инфраструктура канала будет в несколько лучшем состоянии.
Борис Юшманов сообщил, что в этом году грузооборот в Кандалакше ожидается на уровне прошлого года - 385 тыс. тонн, что составляет лишь около трети загрузки порта. Отвечая на наш вопрос о государственной поддержке, директор порта привел такой пример: недавно гидрографическая служба Северного флота прекратила навигационное обслуживание Кандалакши - неожиданно, без объяснения причин и даже не предупредив руководство порта. В настоящее время обслуживание возобновлено, но по отдельному договору и за отдельную плату со стороны порта.
По мнению стивидоров, на уровне Минтранса должен быть разработан отдельный программный документ по развитию северных портов, учитывающий их специфику, - как в части сезонности работы, так и с точки зрения трудового законодательства.
При общей обеспокоенности портовиков недостаточным вниманием со стороны государства проблемы все-таки различаются: если Мурманску со стороны Минтранса все-таки обещана поддержка в части организации контейнерного потока, то Кандалакша и Архангельск не получали даже таких обещаний.
По материалам b-port.com