Классический пример последнего. В июне 2000-го года за неделю до выборов в Архангельское областное собрание, на первой странице газеты «Правда Севера» выходит заметка с кричащим названием «Игроки «Водника» не будут голосовать за своего главного тренера» (Владимир Янко как раз баллотировался по 6 избирательному округу Архангельска). Напечатано было крупно, с фотографией звёздной команды. А дальше мелким шрифтом шло пояснение - игроки команды-чемпиона живут в основном в других районах города. Расчёт пиарщиков простой - запоминается громкое название, вспомнится оно и у избирательной урны...
Я, как представитель предвыборного штаба кандидата, разговаривал с тогдашним главредом Сахаровым. Бесполезно, формально никаких нарушений допущено не было. Просто маленькая подлость на руку конкурентам.
Кое-кто (не очень чистоплотный) успел в тот же день использовать случившуюся трагедию в мелко-корыстных целях. Это фраза из первого материала Итогов о гибели журналистов ВГТРК. Поясняю, в день сообщения о трагедии сразу на нескольких архангельских сайтах вышли сообщения под заголовками «На Украине погиб журналист, рассказавший правду об Архангельске». И фотография Игоря Корнелюка. Который действительно снял о городском хозяйстве столицы области критический материал (к объективности оного есть вопросы, но речь не об этом). Ещё раз перечитайте название статьи. Не надо быть экспертом в филологии, чтобы установить причинно-следственную связь между «гибелью журналиста» и «правдой об Архангельске». Типа, мэрия руку приложила, что и следовало из комментариев под материалом.
Коллеги, вы что, вообще берегов не видите? «Хороший журналист не обязательно подонок» - так, кажется, говорил герой романа Р. П. Уоррена «Вся королевская рать».
Кстати, ещё раньше в тех же СМИ перед приездом в Архангельск Путина как грибы появлялись «аналитические» статьи, из которых следовало, что президент к нам едет лишь затем, чтобы снять мэра Павленко. Несмотря на то, что разбирающиеся в политике люди на пальцах объясняли совершенно другие цели и задачи, стоящие перед главой государства в региональной политике.
А когда Путин отбыл и ничего из предсказанного не произошло, те же ресурсы разразились «анализом» президентских слов. Например, цитировали вот эти слова из стенограммы Совещания по вопросам социально-экономического развития Архангельской области: Ведь Архангельск у нас - это вроде обжитое место России, уже старое, а, тем не менее, отток населения продолжается, безработица выше, чем в среднем по стране, даже детская смертность выше, чем по России, - ведь есть причины этому.
Как же так, ведь по статистике именно Архангельск - одно из немногих муниципальных образований области, демонстрирующие на протяжении последних 6 лет положительную динамику по основным показателям, упомянутым главой государства.
Например, численность населения. За шесть лет в Архангельской области оно сократилось на 70 тысяч человек. В тоже время Архангельск с 2009 года демонстрирует хоть небольшой, но устойчивый рост. Число горожан за эти годы выросло на 3,2 тыс. человек. Именно положительная демографическая динамика говорит о том, что оказался правильным принятый мэрией курс на сохранение статуса Архангельска как ведущего социально-культурного, образовательного и экономического центра на Севере России. Того самого статуса, который губернатор Орлов пытается у нас отобрать вместе с деньгами на развитие.
Тревожная статистика связана, как раз, с ситуацией в регионе в целом. И тут президент знает, о чём говорит. В 2013 году количество умерших в нашей области превысило число родившихся на 2556 чел. Стабильно в последние шесть лет сокращается число родившихся северян - с 15 до 13,5 тыс. чел. В это время именно в Архангельске в течение 2012-13 годов рождаемость стабильно превышала смертность: фиксируется рост рождаемости в абсолютных цифрах.
Или самая жуткая статистика - младенческая смертность. В Архангельской области она выросла со 108 случаев в 2012 году до 113 случаев в 2013 году, в Архангельске же эти показатели составляют 36 и 38 случаев соответственно. Количество умерших из-за синдрома детской смертности в Архангельске в 2013 году в 10 раз меньше, чем по области. Это при том, что реформа здравоохранения, связанная с передачей в ведение области муниципальной медицины, привела к серьёзному сокращению фельдшерско-акушерских пунктов в районах и родильных отделений в ЦРБ. В результате возрос поток рожениц из области, получающих медпомощь в Архангельске. При этом все факты младенческой смерти фиксируются как произошедшие в областном центре, вне зависимости от реального места жительства матери.
Или ситуация с безработицей, о которой упоминал президент. В Архангельске, на протяжении трех последних лет её уровень не превышает 0,5% от численности трудоспособного населения. Это в три раза ниже, чем в среднем по Архангельской области, где этот показатель составляет 1,6%.
Что же получается, Путину подсунули не те данные, сознательно навели поклёп на архангельскую мэрию? Не думаю, что до такой степени. Все мы знаем, что наш президент любит говорить своими словами, редко прибегая к помощи подстрочника. Для иногороднего человека в разговорной речи намного удобнее заменить длинную Архангельскую область коротким определением Архангельск, хорошо знаю это по себе. Видимо, кто-то этого не понял. Или не захотел понять, радуясь любой возможности для новых наветов в адрес руководства города. Не бесплатно, конечно...
Между тем, я почти уверен, что и президент, и приезжавший чуть раньше его полпред в СЗФО Булавин внушали губернатору Орлову, что с мэрами нужно взаимодействовать, прислушиваться, вникать, а не воевать. Действительно, на празднование Сабантуя Орлов с Павленко сфотографированы вместе, оба во вполне благодушном настроении. Остаётся надеяться, что президентский совет принят нашим губернатором к исполнению.
Леонид Черток