Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Кино за 5 копеек. «Диалоги» Ирины Волковой

Не знаю, как там в Америке, но наш большой кинематограф ответил по-своему - входит в моду кино, снятое «на коленке», «за пять копеек». Упаси Бог, я не «Горько» Жоры Крыжовникова имею в виду. В этом лидере отечественного проката с бюджетом, как раз, всё в порядке, как на любом проекте Тимура Бекмамбетова. Просто там приём такой модный - картинка якобы снята любительской камерой, что оправдано по сюжету и даёт режиссёру простор для манипуляций, ходов и творческих изысков. «Диалоги» же Иры Волковой производят впечатление нескольких дебютных роликов, нанизанных на одну живую нить. Есть ощущение, что автор (и продюсер, не хухры-мухры какой, а сам Сергей Сельянов) так и напрашиваются на диалог - «вы что там сняли? а вы сами попробуйте за такие деньги». Что ж, и я ухитрялся снимать телевизионные игровые рекламные ролики за 400 баксов (разницу себе в карман)... двадцать лет тому назад.

Впрочем, такой подход не нов. В середине 90-х киностудия им. Горького, задыхаясь от безденежья и бескартинья, уже брала курс на малобюджетные ленты, в производстве не дороже, чем 200 тысяч долларов (самый известный пример - «Кризис среднего возраста» Гарика Сукачёва). Сняла несколько и уяснила, что малый бюджет сопоставим малым кассовым сборам, сработали, что называется, за потную майку.

Только не надо забывать о том, что в фильм вкладывался сам Сельянов, в своё время точно угадавший направление «Брата». Возможно, и здесь сработал его дар предвидения, хотя фильм «Диалоги» больше похож на мечты юной девы после ВГИКа о большом и настоящем кинематографе. С другой стороны, кинопредприниматель его уровня вполне может позволить себе некое меценатство. Что тоже похвально и всячески поощряется.

Ещё одна примета «Диалогов» - его сняла женщина. Много вы назовёте навскидку женских фамилий в кинорежиссуре советского периода, тех, что звучали? Алла Сурикова и Лариса Шепитько на «Мосфильме», Татьяна Лиознова и Динара Асанова на «Горького», Кира Муратова с «Одессы»... вот я и выдохся. А сегодня весь пьедестал последнего «Кинотавра» усеян женскими именами. Тому есть своё объяснение - сильный пол «рубит капусту», снимая сериалы и блокбастеры, слабому остался арт-хаус и фестивали. Что ж, хоть так... могли бы и дальше прозябать на кухне.

«Диалоги» о разговорах. Разных - о любви, дружбе, смерти, одиночестве. Разговоры - удел интеллигенции, на неё и рассчитано. Помню, в армии заколебали вопросами, куда мы в Москве на танцы ходим. Никуда, отвечал, разве что в ресторан.

- А где с тёлками знакомитесь?

- Да где придётся... в метро, например.

- Вообще как выходные проводите?

- На кухне... за разговорами.

- Вот дурачьё!

Да, мы такие...

В «Диалогах» разговоры проходят или в бедных интерьерах (в истории отца и сына, потерявших маму, меня это, как раз и смутило - хреноватенько живёт дипработник, хоть и бывший), или на непритязательной натуре. Возможно, чтобы зрительское внимание не отвлекалось на разные финтифлюшки. Хотя, скорее всего, это по скудости бюджета - мы тоже много чего снимали в интерьерах собственных квартир. То, что в этой внешней убогости действуют узнаваемые лица, чей съёмочный день обычно стоит несколько тысяч долларов, тоже вполне объяснимо - кто откажет в «субботнике» знаменитому продюсеру. Только стоил ли результат таких самоограничений?

Больше всего меня задел за живое первый сюжет. Трагедия, которая хорошо представляется - у вполне здорового с виду человека провалы в краткосрочной памяти. У моей мамы провалы в дальней, и я часто думаю - насколько же тоскливо и одиноко жить без прошлого. Раз 50, вернувшись с похорон жены, бывший дипломат спросил сына - «где наша мама?», чем довёл его до белого каления. А дальше... пустота, тупик, ступор. Лично я считаю Владимира Меньшова средним, но крепким профессионалом на его актёрском поприще, но, по-моему, он сам до конца не понял, что надо сыграть. Растерянность - да, в ней и остался...

Во второй новелле, тоже узнаваемой, запозднившийся на дне рождения приятель в агрессивной манере пытается что-то доказать. Было в жизни такое? Да сколько раз, иногда с дракой. Только, когда посылал, уходили, а не вешались. На последних кадрах думал - как же ребята будут оправдываться перед следствием? Жалость к суициднику так и не проснулась - с маргиналами вообще тяжело.

В третьем сюжете разговор двух друзей на кухне, попытка зафиксировать в памяти самое важное про сейчас: цвет глаз, запах друга, улыбку младенца. И одновременно - череда воспоминаний о прошлом, в котором всё больше общих знакомых, отправившихся на тот свет. Тоже до боли знакомое состояние, в котором прожил большую часть собственной взрослой жизни. Одного не понял - это была «шведская семья»? И тогда чей ребёнок? Или я такой испорченный, или просто авторская недосказанность...

Две последние новеллы для меня далеки, как последний вагон ушедшей позавчера электрички. Мечта молодого, но уже потерянного человека - сфотографироваться на фоне смешной заграничной машины в шляпе, пальто, с пистолетом и красивой девушкой, от которой до этого бездарно сбежал. Всё только чтобы претворить в жизнь любимый кадр из старого черно-белого фильма. И в концовке всего фильма: Он (жених) мечтает о себе, как о режиссёре, и о мире вокруг, как об одном сплошном кинофильме. А Она (невеста) делает вид, что верит во всё, что он говорит. Хотя по глазам видно, что хочет в ресторан и в койку. Тоже мне, откровение...

Мы уже привыкли ещё к одной модной эстетике - киноальманахам, наборам разных историй от разных авторов, связанных общей темой. Иногда получается смешно и трогательно, как, например, в первых «Мамах». Волковой же не хватает слаженности в рассказанных историях, иногда одно противоречит другому. Моё впечатление таково - инфантильная девица с интеллектуальными претензиями, найдя, наконец, деньги на дебют, поспешила вывалить на экран всё, что успела узнать в этой жизни. Жалко её... а жалость совсем не то чувство, на котором стоит строить кинокарьеру.

И ещё жалко актёров, играющих забесплатно то, во что сложно поверить. Из одного только уважения к продюсеру. Впрочем, никто не знает, что Сельянов обещал Яценко, Цыганову, Меньшову, Стычкину.

Гордитесь, что сняли кино за 5 копеек? Распишитесь и получите...

 

Леонид Черток 

 

  

  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (233)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20