Пожалуйста - по данным Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО), после введения запрета с 1 июня на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали в среднем на 15-20%. Снижении продаж подтвердили журналистам столичных изданий в сетях кофеен «Шоколадница» и «Кофеин», а также в ряде ресторанов. Эксперты ожидают, что падение продаж увеличится до 30%. Между тем, предприниматели попросили власть (в том числе и законотворцев) разобраться, можно ли курить на летних верандах, ибо московские и федеральные чиновники до сих пор не пришли к единой позиции по этому вопросу.
По оценкам экспертов рынка потребления, больше всего пострадали кофейни и бары. Люди привыкли приходить туда главным образом не поесть, а пообщаться за чашкой или бокалом, имея при этом возможность курить, что изначально входит в культуру подобных заведений. Естественно, что падение продаж было ожидаемым и предсказуемым.
- Наши коллеги в Европе говорят, что в течение первого года, когда начинает действовать запрет, падение очень серьезное, - делится своими опасениями мой знакомый ресторатор из Москвы. - В пабах, например, оно составляло 30%. Потом клиенты возвращаются, привыкнув и приспособившись к запрету. Но к этому времени большая часть заведений разоряется, заново поднять дело крайне сложно, да и репутация навсегда подмочена.
При этом надо учитывать, что в Москве в сравнении с другими европейскими столицами заядлых курильщиков больше, а заведений общепита меньше, поэтому прямые параллели проводить не стоит. Одно можно сказать с уверенностью - наши пострадают больше. Особенно те, кто пытается работать честно, а не просто «отмывает» через кассу своего заведения чужие преступные доходы.
Пока российский общепит (особенно столичный) спасает то, что, заходя в заведение, не все посетители вспоминают о запрете на курение. Когда же сделал заказ и только потом обратил внимание на фатальное отсутствие пепельницы, не каждый рискнёт подняться и уйти. Плюс не все ещё подсчитали падение доходов, хотя почти все ощутили. Не пострадал, разве что, сегмент банкетных залов, отмечать свадьбы дома давно стало немодным.
Последнее объясняется ещё и тем, что при большом скоплении «своих людей» россиянину легче покурить, наплевав на все запреты - «на миру и смерть красна».
Эксперты отмечают, что строгость рестораторов по отношению к клиентам, которые хотят покурить, несмотря на запрет, будет зависеть от строгости правоохранительных органов к самим рестораторам. Если штрафы будут неминуемыми, администрация заведений не захочет смотреть на курильщиков сквозь пальцы.
Изначально при разработке закона предполагалось дать потребителям адаптационный период: не имея возможности курить в помещении, они могли бы делать это на летних верандах. Именно поэтому новые правила вступили в силу летом. Но на практике никакого адаптационного периода нет. Большинство предпринимателей не позволяют клиентам курить, в том числе, и на летних верандах, опасаясь высоких штрафов со стороны надзорных органов. При этом московские и федеральные власти до сих пор занимают по этому вопросу разные позиции. Московский департамент торговли и услуг утверждает, что курить там нельзя. Минпромторг дал разъяснение, что антитабачный закон не содержит положений, которые бы это запрещали. В итоге этот вполне принципиальный вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии.
Ещё один почти комедийный момент - в московских кофейнях и ресторанах восточной направленности собираются запретить курение кальяна. Вы сами пробовали? Ничего близкого к сигарете нет, просто экзотический ритуал. С таким же успехом можно запрещать и танец живота, как элемент порнографии. Всё-таки это настоящая беда, когда проблемой пытаются заниматься люди, не имеющие никакого представления о её глубинной сути.
А зачем было вообще городить огород? Как зачем, забота о здоровье нации, попытка отучить россиян курить! И вот что мы видим в первый месяц драконовских мер: табачные компании и ритейлеры подвели итоги продаж в первые три недели действия антитабачных ограничений и не обнаружили падения спроса на сигареты. Чек клиентов-курильщиков после введения запрета на выкладку сигарет на кассах и в залах магазинов вырос. В ряде магазинов рост продаж сигарет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5%. Более того, из-за того, что люди закупают больше, с запасом (в ларьках теперь продажа сигарет тоже запрещена), они же больше и курят.
Директора торговых предприятий отмечают, что за время действия запрета на выкладку сигарет сложных ситуаций между покупателями и продавцами не возникало, процесс покупки-продажи табачной продукции осуществляется по предусмотренной схеме. Покупатель спрашивает, есть ли интересующая его марка в продаже, кассир открывает короб, достаёт пачку и, проверив при необходимости паспорт (продажа сигарет лицам до 18 лет запрещена), обслуживает клиента. Всё, как и раньше, разве что строже стало с возрастом потребителя (лично мне сигареты продавали с 14 лет).
Эксперты и участники отрасли связывают рост продаж сигарет как с перераспределением потока клиентов в пользу розницы после закрытия табачных палаток, так и с повышением потребления из-за покупок с запасом. Всё это прогнозировалось и раньше - наши люди за годы советской власти и так привыкли создавать «стратегические запасы». Любуйтесь цифрами из Санкт-Петербурга, где с 2006 по 2011 год были закрыты 1,6 тыс. киосков, торговавших табаком. Вследствие чего малая розница потеряла 67% продаж, при этом продажи сигарет в супермаркетах выросли на 89%.
В итоге запретительные меры сказались не на потребление никотина, но негативно отразились на малом бизнесе. Некоторые предприниматели смогли переоборудовать киоски в павильоны или открыть полноценные магазины, но многие были вынуждены выйти из бизнеса, а их сотрудники лишились работы.
А ещё не учтена ментальность - наши люди генетически настроены на обход любых запретов. Например, табачные компании увеличивают количество сигарет в одной пачке со стандартных 20 до 25-30 штук. Ведь нет никакого регламента на этот счёт, просто не догадались изобрести. Аналитики рынка объясняют это тем, что производители стремятся сделать своё предложение более привлекательным в условиях ограничений продвижения табака на рынке. К тому же большее количество сигарет в пачке позволяет им экономить на упаковке.
Причём такой формат востребован в низкоценовом сегменте, потребители которого острее реагируют на рост цен, вызванный повышением акцизов. Они выбирают большие пачки, потому что их хватает на дольше. А там и качество табака хуже, и наносимый вред здоровью выше.
Будучи некурящим (по собственной воле!) почти пять лет, я злорадствую по поводу провала этой запретительной кампании. Потому что настаиваю на праве каждого человека самостоятельно распоряжаться собственным здоровьем, да и жизнью тоже. Что касается детей, то я знаю, как некурящих в курящих семьях, так и наоборот.
Ну, а то, что происходит сейчас, ни что иное как очередное унижение людей - «посмотрим, насколько вас можно ещё согнуть». И обязательно отразится на атмосфере в семье или в трудовом коллективе. Да на искусстве и науке, между прочим, известно, что большинство гениальных идей рождалось в творческих или конструкторских курилках.
А вспомните, где зародилась идея создания МХАТа. За столиком ресторана «Славянский базар». И явно не под чай с сушками. Но нас и этого пытаются лишить...
Леонид Черток