Д. Несанелис:
Вместе с Дмитрием Вячеславовичем Гусаковым мы хотели бы презентовать сегодня книгу Алексея Викторовича Баринова «Православие на Северной земле».
Несколько вводных замечаний о том, кто собственно автор книги и почему сегодня происходит эта презентация.
Алексей Баринов - профессиональный нефтяник. Он закончил Тюменский государственный университет и Институт имени Губкина. Он специалист с одной стороны по добыче, а с другой стороны - по переработке нефти. Прошел довольно сложный карьерный путь от оператора по добыче нефти до главного инженера крупнейшего в Западной Сибири производственного объединения «Федоровск - нефть». Позже Баринов стал создателем первого российского нефтяного совместного предприятия, это было российско-израильское СП «ЛУКОЙЛ-Аик», располагавшееся в столице лукойловской империи городе Когалыме. Это предприятие показало исключительную успешность своей работы, оно давало потрясающие технические и технологические показатели, очень высокий уровень добычи нефти.
Поэтому позже, когда компания ЛУКОЙЛ приступила к освоению Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции, точнее - к освоению северной ее части в Ненецком автономном округе, Алексей Викторович Баринов был командирован компанией ЛУКОЙЛ в Архангельск, где возглавил компанию «Архангельскгеолдобыча». И вот именно эта компания под руководством Баринова на протяжении нескольких лет занималась освоением северных месторождений, их обустройством, строительством трубопроводов, строительством нефтеналивного терминала на Варандее в Баренцевом море.
Одним словом, шло плановое освоение большой заполярной нефти, использование которой предполагается как на внутреннем рынке, так и на внешнем по экспортной схеме Варандей - Роттердам - восточное побережье Соединенных Штатов. Оба эти направления - как внутреннее, так и внешнее - считаются стратегически важными для развития российской энергетики и экономики в целом.
Повторяю, что на протяжении пяти лет компанией «Архангельскгеолдобыча» руководил Алексей Баринов, и под его руководством осуществлялись технические, технологические и иные процессы и операции.
Затем некоторое время он пробыл Главой администрации Ненецкого автономного округа, и главным образом решал, конечно, производственные задачи, связанные с добычей, хранением и транспортировкой нефти.
Вместе с тем, и на посту генерального директора, и на посту Главы администрации Ненецкого автономного округа он уделял очень большое внимание социальным вопросам.
В рамках концепции, которой придерживалась «Архангельскгеолдобыча», было определено три приоритета: здоровье, спорт и взаимодействие с Церковью. В нашем конкретном случае - с Архангельской и Холмогорской епархией. В этом, 2006 году, отмечается десятилетие восстановления Архангельской и Холмогорской епархии в ее исторических границах.
Сама епархия была создана в 1682 году, в советское время она по понятным причинам была упразднена. Это была крупная епархия, включавшая в себя Архангельскую область, Мурманскую область и Республику Коми. В начале девяностых годов началось возрождение православных епархий в их исторических границах, и в 1996 году была воссоздана Архангельская и Холмогорская епархия.
Стало быть, в этом году отмечалось восстановление нашей епархии в ее исторических границах.
Надо сказать, что юбилейный год был ознаменован многими очень интересными и важными событиями в церковной, культурной и общественной жизни.
Юбилейные мероприятия в Архангельске в феврале этого года возглавил Высокопреосвященнейший Климент, Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии, член Общественной Палаты Российской Федерации. Было много других иерархов Русской православной церкви, были «звезды» Большого театра. К нам приезжали в Архангельск священники, ученые и богословы. Состоялась торжественная праздничная Литургия, состоялся прекрасный концерт «звезд» Большого театра. Состоялась встреча Высокопреосвященнейшего Климента со студентами и преподавателями Университета.
В рамках этих мероприятий состоялась и презентация и нескольких книг и альбомов, которые вышли к десятилетию восстановления епархии.
Одну из таких книг, один из таких альбомов, мне хотелось бы показать - я могу подойти поближе.....
Кроме этого альбома был подготовлен также мартиролог «За Веру Христову!», где были собраны биографии священников - епископов, митрополитов - погибших на северной земле, в основном, в Соловецком концентрационном лагере.
Серию юбилейных публикаций, книг и альбомов и завершает книга Алексея Баринова «Православие на северной земле».
Вы, вероятно, уже смогли увидеть, как выглядит эта книжечка, но показываю ее еще раз. Совсем недавно она вышла из печати. Тираж этой книги пять тысяч. Предполагается, что она будет разослана по многим школьным библиотекам, вузовским библиотекам, и с ней сможет ознакомиться практически любой человек, которому интересна эта тема - православие на северной земле.
Два слова о сути этой книги. Потом, наверное, Дмитрий Вячеславович скажет несколько своих соображений, а потом мы будем рады ответить на ваши вопросы.
Итак, в чем суть этой книги. Как я уже сказал, Алексей Викторович Баринов по своему бэкграунду, что ли, технарь - он инженер, он руководитель. Но это человек, который многие годы и очень серьезную часть своей жизни отдал серьезным социальным программам, посвященным и здоровью, и образованию, и возрождению православия на северной земле.
При этом очень важно понимать, что сам Алексей Викторович рассматривает эту тему достаточно широко и многогранно. Для него православие - это, например, честное и добросовестное отношение к работе. Это бережное отношение к хрупкой северной природе. Это охрана коренных малочисленных народов Севера. Это использование в нефтегазовой промышленности самых современных способов добычи и транспортировки нефти, которые позволяют не губить месторождение, а использовать его максимально полно и эффективно. То есть не просто «снять сливки», извлечь сиюминутную выгоду и убежать, а работать серьезно, планомерно, с любовью к собственной земле и к тем людям, которые на ней обитают. Вот такое широкое понимание православия, лежащее в основе и экономики, и политики характерно для автора этой книги.
Чтобы не быть голословным, я позволю себе, с вашего разрешения, две коротких цитаты, которые можно считать своего рода манифестом или сутью этой книжки.
Итак, я цитирую:
«Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что глубинный смысл православной экономики, которая может быть воплощена в экономической стратегии современной России, предполагает хозяйственно-технологическое самоограничение, следование мере экономических интересов, обуздание хаотической и эгоистической стихии рыночной экономики.
В свою очередь, соблюдение этих условий способно хоть как-то ограничить безудержную погоню за сверхприбылью и личным успехом, и сформировать в России основы соборной, симфонической экономики, учитывающей интересы государства и населяющих его народов, крупных корпораций и небольших предприятий, социальных групп и отдельных личностей».
И вот еще одна небольшая цитата...Надо сказать, что все эти цитаты относятся к речам и докладам, произнесенным до середины мая этого года.
Вот еще одна принципиальная цитата:
«Недавно Президент страны Владимир Владимирович Путин четко обозначил ключевые национальные программы социального плана. К ним отнесены развитие здравоохранения и образования, сельского хозяйства и строительство доступного жилья. Рынок в этих сферах будет иметь решающее значение для судеб российского государства и населяющих его народов».
Вот такое полифоничное, многовекторное понятие православия и пронизывает всю книгу Алексея Баринова. Естественно, что такое понимание, такой подход, такое мироощущение формируется в Храме. Поэтому и как руководитель «Архангельскгеолдобычи», и позже как губернатор Ненецкого округа, он придавал огромное значение восстановлению храмов, монастырей, открытию воскресных православных школ. И специальное его внимание было посвящено Благовещенскому храму в заполярном селе Несь - это самый северный материковый храм русской православной церкви, Антониево-Сийскому Свято- Троицкому монастырю в Архангельской области - фамильному монастырю дома Романовых. Основан он был в 15 веке и знаменит тем, что там отбывал ссылку Филарет Романов.
Благодаря Алексею Викторовичу, в Архангельске и Нарьян-Маре были открыты воскресные православные школы. И если в начале были опасения, будет ли у детей и их родителей интерес, и будут ли они посещать эти школы, то сейчас становится понятно, что таких школ и педагогов не хватает. Необходимо расширять, открывать новые классы, приглашать новых педагогов.
Сейчас я хотел бы сделать небольшую паузу и попросить продолжить эту тему уважаемого Дмитрия Вячеславовича.
Д. Гусаков.
Может, не совсем эту тему. Я хотел бы больше остановиться на теме книги и личности автора ее. Часть материалов этой книги я читал ранее...
Хотелось бы обратить внимание на специфику православия на Севере, и я попытаюсь сделать это вкратце, чтобы не вдаваться в большой исторический экскурс.
Эта территория начала осваиваться этническими русскими лет 600-700 тому назад, примерно столько же до этого на ней проживали финно-угорские племена, родственные нынешним карелам и коми. Монастыри являлись некими очагами русской культуры. В дальнейшем, когда население было ассимилировано и, в принципе, русифицировано, они являлись экономическими и культурными центрами - не только церковными. На них были завязаны различные торговые пути, и в том числе дела, связанные с просвещением.
Надо отметить, что русские или поморы (будем так говорить), не относятся к числу истово православных людей, поэтому монастыри несли здесь все же своеобразную такую функцию. Несут они ее и сейчас, в наш век, когда не только поморы, но и вся Россия нельзя сказать что она прямо вся ударилась в православие.
У нас на территории Архангельской и Холмогорской епархии, не считая Соловецкого монастыря, который непосредственно подчиняется Патриархии, существует пять монастырей. Все они, если так можно выразиться, многопрофильные. Особенно мне хочется отметить уже упоминавшийся Дмитрием Александровичем Антониево-Сийский монастырь, который лет пятнадцать уже возглавляет архимандрит Трифон, очень большой подвижник своего дела. Эти человек и монастырь дают приют не просто сирым и убогим: много приживается там персонажей асоциальных, которые оказались там после отбывания срока, и очень многие из них - кто-то остается работать трудниками в монастыре, кто-то поселяется недалеко от монастыря. Очень высокий процент тех, кто социально адаптируется. Особенно это заметно в летний период, когда там очень много трудников.
Во всей этой деятельности, безусловно, большая заслуга и Алексея Баринова, который интересовался не только Антониево-Сийским монастырем, но и всеми нашими обителями.
Кроме социальной функции, которую несут монастыри, они несут еще и большую просветительскую функцию. Постоянно происходят различного рода чтения - Иоанновские чтения, например. Различного рода семинары, на которые приглашаются не только не только иерархи, но и студенты, аспиранты и преподаватели ВУЗов Архангельска. Это пользуется реальным, большим интересом в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске - всех городах этого северного мегаполиса.
Опять таки, все это происходило при организационной и отчасти финансовой поддержке, когда Баринов еще не был губернатором и возглавлял «Архангельскгеолдобычу». Алексей Викторович действительно является реальным подвижником у нас на Севере, несмотря на то, что сам он коренной среднеазиат, если так можно сказать...
В принципе, это пока первое, что я хотел сказать...
Д. Несанелис:
Дамы и господа! Второй очень важной парадигмой в книге Баринова является тема необходимости восстановления в Архангельске Свято-Троицкого пятикупольного кафедрального собора.
Дело в том, что само название города - Архангельск - получил во имя Архангела Михаила. Кстати, есть такой забавный случай, и это не анекдот - это реальный исторический факт. В архивах обнаружили один документ: в 1932 году город Архангельск хотели переименовать в Лесопильск. Когда мы беседовали об этом с нашим Владыкой Тихоном (а Лесопильск, конечно, это очень остроумное название), он улыбнулся и сказал, что в этом случае он назывался бы «епископ лесопильчан». Но, к счастью, этого не произошло, и Архангельск остался Архангельском.
А начиналась история города как раз с монастыря Михаила Архангела, который был построен на мысе Пур-Наволок. В ХIХ веке был построен большой кафедральный пятикупольный Свято-Троицкий собор на набережной Северной Двины. В конце 20 -х - начале -30-х годов прошлого века его постигла трагическая судьба - храм был варварски разрушен. Вместе с ним, кстати говоря, погибла и часть других храмов Архангельска, которые как бы организовывали социальное пространство города.
Д. Гусаков:
Дело в том, что Архангельск представляет собой уникальное по варварству и изуверству место, потому что практически весь культурный и исторический центр города был уничтожен. Это притом, что до революции многие западные исследователи (не только путешественники русские - например, Верещагин, да и многие другие) отмечали своеобразие и уникальность храмов Архангельска, которые стояли в каждом квартале города. Все они были практически полностью уничтожены...
Если совсем не углубляться в культурную составляющую, было много иностранцев, были улицы с иностранными названиями - но об этом мы еще будем говорить, когда будем рассуждать о многонациональном составе города.
Это была некая северная Одесса со своим колоритом, характером. Это не был такой патриархальный город, купеческий, типа поволжских городов, не был среднерусский город. Но, к сожалению, старый город практически стерт с лица земли...
Д. Несанелис:
Это хорошее дополнение...Так вот, кафедральный собор и другие храмы как бы организовывали социальное пространство города. Люди селились вокруг этих храмов, происходило какое-то общение, какая-то жизнь протекала.... Но главным собором всегда был кафедральный, Свято-Троицкий.
Как я уже сказал, кафедральный собор постигла трагическая судьба. Нам с Алексеем Викторовичем часто приходилось бывать на праздничных службах в архангельских храмах - и на Пасху, и на Троицу, и на Рождество. И невооруженным взглядом было заметно, что все желающие просто не могут попасть в храм на службу - больших храмов в Архангельске нет. Очень многим приходится оставаться на улице, даже с детьми, и в зимние праздники, например, в Рождество, это достаточно холодно.
Поэтому и в историческом, и в духовном, и в архитектурном, и в социальном плане очень остро стоит задача восстановления кафедрального собора. И об этом несколько раз в разных аудиториях, в том числе и в самых высоких, говорил Баринов. И он прилагал усилия, чтобы сплотить вокруг этой идеи власти, крупные корпорации, которые работают на Севере - и в Архангельской области, и в Ненецком автономном округе, и небольшие фирмы и небольшие компании, и просто людей - людей разных возрастов, разных социальных происхождений. То есть сделать восстановление собора общенародным, извините за тавтологию, соборным делом. Делом объединяющим, цементирующим. Конечно, его энергии, его объединяющего таланта очень не хватает на сегодняшний день.
Но, тем не менее, эту книгу он тоже рассматривает как пусть небольшой, но какой-то вклад , какую-то лепту в это благородное и необходимое дело возрождения кафедрального собора.
В Архангельске очень много в этом плане делает наш епископ Тихон. Он встречается с руководителями тех крупных промышленных структур, которые работают в Архангельской области и Ненецком автономном округе. И есть определенная, пусть пока и устная, договоренность об участии этих компаний в восстановлении собора. Мы очень надеемся, что скоро от слов удастся перейти к делам, и эта книжечка тоже послужит этому доброму и благородному делу.
Дмитрий Вячеславович, Вы еще хотели дополнить о межнациональных делах...
Д. Гусаков:
Архангельск - традиционно многонациональный город, город портовый. И даже сами названия улиц, если их очистить от советских «наслоений», то заметим, что нынешняя «Советская» называлась «Американской». Были Шотландская, Голландская, Французская улицы. Видимо, это было неспроста - люди селились соответствующих национальностей. Город довольно интересный - как северная Одесса.
Сейчас от этого осталось мало, но при этом город продолжает оставаться многонациональным. Но это город уникальный и по своей веротерпимости, и по отсутствию любой ксенофобии. Во многом благодаря усилиям как епархии, которая координирует процесс общения между собой различных конфессий и национальных общин - еврейской, татарской, польской, чеченской, азербайджанской и так далее, так и непосредственно усилиям автора этой книги - Алексея Викторовича Баринова, который тоже был этим вопросом озабочен. Тем более, что когда он избрался главой Ненецкого автономного округа, он столкнулся с еще большей проблемой - появились новые народы, такие как коми и ненцы, да и украинцев там побольше, наверное, чем в Архангельске.
То есть тоже уникальная ситуация - уникальная роль именно православной общины, епархии и роль автора книги в сохранении не только социальной стабильности, но и социального мира на этой территории, что сейчас в наше время, я считаю, очень актуально.
Д. Несанелис:
Мне хотелось бы дополнить в этой связи.....В Архангельске издается уникальная газета под названием «Единый Мир». Насколько я знаю, это единственная в России региональная межнациональная газета. На страницах этой газеты выступают лидеры и представители еврейской, татарской, азербайджанской, чеченской общин, ненецкого и белорусского землячеств и так далее...Причем эта газета исключительно добрая, исключительно светлая, созидательная...
Д. Гусаков:
В ней люди знакомят друг друга с бытом друг друга, чтобы не было никаких моментов отчуждения, чтобы не было столкновения на почве непонимания............................................................................................... .....................................................................................................................
Д. Несанелис:
Совершенно верно, через газету люди знакомят друг друга с бытом, традициями, праздниками, особенностями национальной кухни, литературой, и так далее. Исключительно полезная и популярная в губернии газета. С ней тесно сотрудничает епархия. И не будет преувеличением сказать, что у истоков этой газеты стоял опять-таки Алексей Викторович Баринов. Поэтому предполагается, что следующей его книгой станет книга «На пути к национальному согласию».
Если возникнут какие-то вопросы, то я могу подробнее рассказать, чему она будет посвящена...
Мне хотелось бы, кстати говоря, учитывая, что мы находимся в такой авторитетной журналистской аудитории, упомянуть и тех людей, которые на протяжении вот уже скоро двух лет издают эту прекрасную газету.
Мозг и мотор этого проекта - издатель и журналист Владимир Станулевич. Есть прекрасный и замечательный журналист Алексей Новиков. Есть очень преданный человек этой национально-культурной проблематике Людмила Селиванова. И есть очень большой круг внештатных корреспондентов из всех общин города Архангельска.
В этой связи хотелось бы упомянуть, что 8 мая этого года владыка Тихон пригласил представителей всех национальных общин и всех диаспор к себе в резиденцию, в епархию, и там состоялся очень предметный и конструктивный разговор.
Межнациональные встречи проходят как в стенах епархии, так и в других местах. Это и футбольные турниры, и совместные концерты, и праздники, и фольклорные фестивали, и так далее, и так далее.
Поэтому, не идеализируя ситуацию в Архангельске и Ненецком автономном округе, она выглядит такой достаточно спокойной. Обстановка достаточно доброжелательная. И все это складывается из таких культурно-просветительских усилий, которые делает и наша епархия, и община, и люди типа Алексея Баринова.
...Итак, дамы и господа, может быть, у вас возникли какие-то вопросы по поводу книги или всего, что с ней связано, мы с Дмитрием Вячеславовичем с удовольствием на них постараемся ответить.
Александр Андрианов, Радио России - Всемирная русская служба:
Вообще то, наверное, несколько странновато задавать подобные вопросы в отсутствие автора. Но, тем не менее, коль скоро отсутствие наличествует, я обращусь к Вам, Дмитрий Александрович.
Скажите, пожалуйста, Вы очень много интересного сообщили, и все это замечательно и прекрасно. Вот если все это суммировать и вернуться к поводу нашей сегодняшней пресс-конференции - представлению книги...Во всяком деле существует известный со времен римского права вопрос "Ищи, кому выгодно".
Какова мотивация, мотив автора и группы создателей при выпуске этой книги, чему она должна служить?
Д. Несанелис:
Спасибо за прекрасный вопрос. На мой взгляд, с одной стороны, издание и презентация книги Баринова как бы завершают цикл юбилейных торжеств, посвященных десятилетию восстановления Архангельской и Холмогорской епархии и подводит некую черту.
С другой стороны, это начало другого, большого дела, большого цикла, - того, о котором я пытался сказать. Речь идет о грандиозном проекте кафедрального собора, о котором в книге многократно сказано.
Ну и, наконец, третья мотивация: первый раздел этой книги составляют доклады Алексея Викторовича Баринова, прочитанные им на Иоанновских образовательных чтениях. Эти чтения устраиваются в Архангельске в память нашего замечательного земляка - праведного Иоанна Кронштадского, которого, как известно, называли всероссийским батюшкой.
На Иоанновских чтениях традиционно собирались очень известные крупные богословы, священники, педагоги, студенты, школьники, представители власти, общественные деятели, и так далее.
К сожалению, вот в этом году провести Иоанновские чтения не удалось. Автор этой книги, его друзья, единомышленники и соратники видят свою задачу в том, чтобы сконцентрировать усилия не только на сооружении кафедрального православного собора в Архангельске, который станет и духовным, и культурным, и социальным центром, но и в поддержании традиции проведения в Архангельске Иоанновских образовательных чтений.
Вот таковы основные мотивации, которыми руководствовался тот круг людей, которые работали над созданием этой книги.
Инна Новикова, Правда. Ру
Вы говорите о том, что обстановка веротерпимости в Архангельске исключительно благостная и все религии живут дружно.....................
Можно немного поподробнее: Вы сказали, что весь центр города разрушен. Я знаю, что так случилось во многих городах. Сама я из Омска, там тоже было очень много церквей, а осталось всего две. Сейчас что-то восстановлено, но очень сложно говорить не просто о веротерпимости, но о нормальном духовном воспитании. Кроме того, хотелось бы узнать подробнее, что есть в Архангельске, относящееся к православной культуре и в то же время как с другими религиями? Есть ли в Архангельске мечети, синагоги, ну или баптисты какие-нибудь и их молельные дома? Ведь когда мы говорим о веротерпимости, у нас есть все, а у них ничего, и мы к ним как бы хорошо относимся...
Все-таки, наверное, правильнее было бы, если это город портовый, говорить о более равноправном представительстве и иных конфессий и более равноправном их взаимодействии?
Д. Несанелис:
Спасибо большое за вопрос...
Д. Гусаков:
Как ни странно, но в Архангельске сейчас есть, безусловно, и мусульмане, и иудеи. Мечеть строится - сейчас определяется место под ее строительство. Будет ли строиться синагога - вряд ли, потому что миньян - так, кажется, называется минимальное количество евреев, которые должны присутствовать при богослужении...Я думаю, что у нас, к сожалению, не наберется такого количества евреев. На встречи общины, на праздники приходит до 500 человек - на Песах, на Пурим и так далее. Но, как правило, это люди далекие от иудаизма, и объяснимо почему. Синагога вряд ли появится, молельный дом - может быть. Но синагога и есть молельный дом. Есть еврейский культурный центр, он есть как таковой, но синагога вряд ли будет восстановлена, в ближайшее, во всяком случае, время. Потому что еще лет десять тому назад, когда я общался с раввинами в Москве и когда говорил, что в Архангельске есть евреи, они удивлялись и говорили «да, и там есть евреи? И что они там делают?». Это то, что касается иудаизма.
Что касается мусульманства, то, безусловно, будет восстановлена мечеть.
Как ни странно, у нас стоят шикарные храмы: у нас есть кирха большая лютеранская, у нас есть Новоапостольская церковь и (не для печати) «жуткая» в больших кавычках вещь - по моим наблюдениям, особенно на юге области Свидетелей Иеговы гораздо больше, чем прихожан православных...
Д. Несанелис:
Это как раз для печати, Дмитрий Вячеславович!
Д. Гусаков:
Тогда в кавычках «жуткая», потому что я не могу обижать людей, которые исповедуют это сектантство. Может, Вы дополните, какие у вас есть общины? Просто это то, что я помню...
Д. Несанелис:
Инна Семеновна, во первых, спасибо большое за такой точный вопрос. Действительно, чуть-чуть упоминалось о том, что до Октябрьского переворота семнадцатого года в Архангельске кроме православных храмов была синагога.
И вот, знаете, символом северной поморской литературы считается Степан Писахов. Но мало кто знает, что Писахов - это в общем Пейсахович...
Короче говоря, это еврейский писатель, ставший душой и сердцем поморской культуры, ее популяризатором.
Была и мусульманская мечеть в районе такого компактного проживания татар. Был, конечно, католический костел, Была лютеранская кирха, и она осталась. Вот, пожалуй, единственное, чего не было - так это, наверное, буддистского храма. Его в Архангельске не было. Все остальное, пожалуй, было представлено.
Тут мне хотелось бы чуть-чуть пополемизировать с моим другом, Дмитрием Вячеславовичем, относительно еврейского культурного центра и синагоги.
Да, действительно, количество религиозных евреев на сегодняшний день в Архангельске очень незначительно. Тем не менее, глава еврейской общины - замечательный человек, очень уважаемый многими - Валерий Анатольевич Гауптман - мечтает об открытии настоящего еврейского культурного центра, и чтобы вот в этом еврейском культурном центре была бы и синагога.
Он считает, что когда появится раввин, появится и миньян. Появятся те самые десять верующих иудеев, которые необходимы для совершения службы. Я думаю, что он прав во многом. Мне кажется, что рано или поздно синагога в Архангельске состоится. При этом очень важно отметить и подчеркнуть вот какую мысль: духовенство нашей епархии, и владыка в этом подает пример действительно подлинной веротерпимости по отношению к представителям других конфессий - будь то иудаизм или ислам.
Совсем другое дело, что в губернии, как и в других местах, есть очаги, на мой взгляд, очень опасные и очень деструктивные - тоталитарных сект или оккультных сообществ, которые несут, на мой взгляд, колоссальную социальную угрозу физическому, нравственному и духовному здоровью тех людей, которые живут на Севере. У меня есть многочисленные данные, которые позволяют так считать. И я думаю, что здесь позиция и епархии, и общества, и правоохранительных органов должна быть однозначно жесткой. Вседозволенности здесь, на мой взгляд, быть совершенно не должно.
И вот еще чуть-чуть, развивая национальную тему, придавая ей может быть новые оттенки. Я говорил, что в планах Алексея Викторовича Баринова написать новую книгу «На пути к национальному согласию». Сама формулировка, само название говорит о том, что оно, по-видимому, не в полной мере достигнуто, раз к нему нужно стремиться. Есть ли такого рода проблемы у нас? Да конечно, есть. Может быть, Архангельская губерния и Ненецкий автономный округ выглядят предпочтительнее по сравнению с какими то другими регионами. Но известные противоречия и сложности есть и у нас.
Я хотел бы упомянуть здесь о двух мыслях, двух идеях Алексея Викторовича, которые мне кажутся очень важными и практически абсолютно реализуемыми.
Он предлагал создавать такие центры наподобие народных домов, которые существовали на заре Советской власти. И чтобы эти народные дома помогали людям, приезжающим, скажем, с юга или востока, лучше овладевать русским языком, узнавать обычаи и традиции той земли, на которую они приехали, соблюдать какие-то нормы, которые укоренились на этой земле, уважительно относиться к тем людям, которые живут здесь испокон веков. Такие вот педагогические, просветительские средства. И газета «Единый Мир» как раз и рассматривалась как один из механизмов, но не единственный. Конечно, она выполняет какую-то свою роль. Но в действительности такого вот рода каналов, механизмов, институтов должно быть больше. Итак, это вот одна мысль.
Вторая мысль - и, как этнолог профессиональный, я с ним согласен. Может быть, в этой идее содержится нотка определенной жесткости, но я считаю ее оправданной.
Он считает, что чем лучше структурированы этнические сообщества в городах и губерниях, тем лучше. И вот почему: как правило, в руководстве общин и национально-культурных организаций и других объединений стоят достаточно известные и уважаемые люди, так или иначе связанные с каким-то бизнесом или с какой-то заметной общественной деятельностью. И вот Баринов считает, и я с ним солидарен, что сами общины и их руководители наряду с обществом, наряду с правоохранительными органами должны нести известную ответственность за поведение тех своих членов, которые склонны порой к маргинальным или иным крайним формам поведения.
Иными словами, это может быть один из дополнительных и достаточно жестких механизмов контроля, которые не позволят проявиться каким-то этническим эксцессам.
Мне кажется, что на сегодняшний день такой подход может быть признан жестким, циничным, прагматичным. Но, на мой взгляд, он правильный. И на сегодняшний день, мне кажется, он себя бы вполне оправдал.
Другой вопрос - как его правильно реализовать, в какой мере - это, наверное, можно обсуждать. Но сама идея мне представляется достаточно конструктивной.
Инна Семеновна, вот если как бы развивать Ваш вопрос, то ответить можно примерно так.
И. Новикова:
Вот последний раз Вы сказали о Баринове в настоящем времени, а до этого говорили только в прошедшем - он хотел, он мечтал, он планировал...................................................................................................
Я хотела бы задать вопрос о настоящем: означает ли эта книга, что Алексей Викторович хотел бы отойти от политики и заняться какими-то социальными проектами, научными исследованиями, гуманитарными вопросами?...........................................
Д. Несанелис:
Я, с Вашего позволения, наверное, начну, а Дмитрий Вячеславович продолжит...
Вы абсолютно точно уловили разницу акцентов. Я надеюсь и склонен считать себя младшим другом Алексея Викторовича, с которым я проработал вместе шесть лет и в «ЛУКОЙЛе», и в администрации Ненецкого округа. И, насколько мне известно, подготовка и издание этой книги, подготовка книги «На пути к национальному согласию», обдумывание других проектов означает то, что он собирается сконцентрировать свои усилия в настоящем и будущем на научной, литературной, просветительской деятельности, но не политической, не какой-то полемической...
В широком смысле слова, это будет социальная, культурная и просветительская деятельность, направленная на укрепление общественного мира и национального согласия. Но это не будет политика - во всяком случае, настолько, насколько мне об этом известно, а я считаю себя в этом вопросе человеком хорошо информированным.
Д. Гусаков:
Я добавлю, что тоже являлся приятелем Алексея Викторовича долгие годы, и при этом был его политическим противником. Мы постоянно находились с ним на разных полюсах, мы с ним все время воевали на различных выборах - у нас были различные кандидаты, и мы сражались, ругались, и так далее, и так далее.
Я совершенно подтверждаю слова Дмитрия Александровича о намерениях (о чем мне известно уже от третьих лиц) как дальше жить будет Алексей Викторович.
С одной стороны, я как бы рад, что у меня стало меньше крупных соперников. С другой стороны, от этого станет скучнее.
А человек он чудесный. И тут мне хотелось бы выразить такое странное недоумение, потому что у меня было два таких вот...Ну один друг все же...Я не могу назвать другом Баринова, он все же больше приятель мне...У меня был друг, не безызвестный вам мэр Волгограда - Женя Ищенко. Парадокс заключается в том, что их арестовали, по-моему, в одно время, в мае этого года.
Парадокс заключается в том, что я знал их много лет, и это были искренне, истово православные люди , такие патриоты, каких я редко встречал в своей жизни. На самом деле не те, которые на трибунах пыжились и щеки надували, а те, которые так жили просто.
В частности, что касается Жени Ищенко, недавняя новость, которую мне его брат сказал, что какая-то группа монахов-схимников выступила с инициативой «сесть» за него, за него пострадать - в Волгоградской области. И это о чем-то говорит.
Это были правда люди, почему то я говорю были - они и есть, живы, и дай им Бог счастья...
У нас с одной стороны декларируется в стране движение к православию и державности, а носителей этого, причем, наиболее ярких носителей, прячут в тюрьму. Я не буду касаться юридических проблем, но я точно знаю, что ни тот, ни другой не воровали.... Для меня это, зная их, настолько очевидно. Тот же Ищенко был миллионером столько, сколько я его помню - совсем юным, 24-25-летним мальчиком у него уже было огромное количество миллионов. И ему совсем не нужен был Волгоград для разграбления. Он скорее отдавал, чем брал.
Александр Андрианов, Радио России - Всемирная русская служба:
Скажите, пожалуйста, почему на сегодняшней презентации не присутствует автор книги Алексей Викторович Баринов?
Д. Н